Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2003 г. N КА-А40/322-03
ОАО "Металлист" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы о признании недействительным решения N 03/6449 от 08.04.2002 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 634879 руб.
Решением от 17.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2002, Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ОАО "Металлист", в которой ставится вопрос об их отмене. Заявитель жалобы указывает на неправильное толкование судом Федерального закона N 165-ФЗ от 15.12.2001 "О внесении изменений в ст.26 Федерального закона "О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - ФЗ N 165-ФЗ от 15.12.2001).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит решение и постановление суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьей 1 ФЗ N 165-ФЗ от 15.12.2001 были внесены изменения в ст. 26 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которым до 01.01.2002 освобождаются от налога на добавленную стоимость операции по реализации товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии со ст. 2 Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2001.
Судебными инстанциями установлено, что истец является организацией, использующей труд инвалидов. В отдельные месяцы 2001 года численность инвалидов, работающих в ОАО "Металлист" составляла более 50%, а доля инвалидов в фонде оплаты труда - более 25%. Этот факт подтвержден справкой АООТ "Металлист" (т.1, л.д. 63, 64) и не оспаривается налоговым органом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в соответствии с п.5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в счете-фактуре, переданном покупателю товара.
Поскольку в счетах-фактурах, которые истец выставлял своим покупателям в течение 2001 года, выделена сумма НДС, судебные инстанции пришли к выводу, что ОАО "Металлист" не имеет права на данную налоговую льготу.
На этом настаивает и налоговая инспекция.
Кассационная инстанция считает: выводы суда сделаны без учета следующих обстоятельств.
В течение 2001 года истец правомерно все операции по реализации производимого товара осуществлял с начислением и уплатой НДС и оформлял эти операции в соответствии с положениями п.4 ст. 168 НК РФ, поскольку оснований для применения положений п.5 указанной статьи у него не было.
Суд кассационной инстанции считает, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа истцу в праве на налоговую льготу, поскольку Федеральный закон N 165-ФЗ от 15.12.2001, установивший льготу по НДС, субъектом которой является истец, вступил в силу 20.01.2002, а его действие было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2001.
Федеральный закон N 165-ФЗ от 15.12.2001, расширив круг субъектов, которые имеют право пользоваться льготой, предусмотренной ст. 149 НК РФ, вместе с тем не установил механизм реализации данной льготы на прошедший период.
Принимая во внимание изложенное, а также в силу п.7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, кассационная инстанция пришла к выводу, что истец имеет право на возврат НДС, как излишне уплаченный в бюджет в 2001 г.
В связи с изложенным принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а исковые требования ОАО "Металлист" - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2002 года и постановление Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2002 года по делу N А40-20242/02-111-242 - отменить.
Признать недействительным решение ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы от 08.04.2002 года N 03/6449.
Обязать ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы возместить ОАО "Металлист" сумму НДС в размере 634879 рублей из федерального бюджета. Возвратить ОАО "Металлист" госпошлину из федерального бюджета в размере 4000 рублей (по исковому заявлению, по апелляционной и кассационной жалобам).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2003 г. N КА-А40/322-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании