г. Краснодар |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А22-2108/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала "Калмэнерго"- Габуншиной К.Б. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие представителей ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арлтановой Зинаиды Цереновны (ИНН 081000284771, ОГРНИП 307081015600018), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017 (судья Цадыкова Э.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 (судьи Бейтуганов З.А., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А22-2108/2016, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" (далее - общество) подало в Арбитражный суд Республики Калмыкия иск к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Арлтановой Зинаиде Цереновне (далее - глава хозяйства) о понуждении к согласованию схем расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 12 354 кв. м и 487 кв. м (далее - земельные участки), необходимых для эксплуатации трансформаторной подстанции ПС 110/10 кВ "НПС-2" (далее - трансформаторная подстанция) и подходящих к ней со стороны ПС "Адык" и ПС "Черноземельская" воздушных линий электропередачи ВЛ 110 кВ (далее - линии электропередачи).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация района, район).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017, в удовлетворении иска отказано со следующей мотивировкой.
Общество не доказало нарушение главой хозяйства норм действующего законодательства, наличие у главы хозяйства обязанности по согласованию схемы расположения земельных участков, а также наличие у самого общества полномочий на обращение в суд с заявленными требованиями. Иск предъявлен к ненадлежащему лицу, поскольку такими полномочиями в рассматриваемом случае обладает администрация района.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Глава хозяйства давал согласие на выбор земельного участка, необходимого для строительства трансформаторной подстанции, осознавая последующую необходимость в ее эксплуатации. Общество не имеет возможности оформить права на земельные участки в связи с инициированными главой хозяйства судебными тяжбами. Для эксплуатации трансформаторной подстанции и линий электропередачи обществу необходимо заключить договор аренды земельных участков, являющихся частями арендуемого главой хозяйства земельного участка земельного участка площадью 1500 га с кадастровым номером 08:10:230101:0629, расположенного по адресу (местоположение): Черноземельский район, Ачинеровское СМО, примерно в 8,5 км севернее от ориентира п. Раздольный, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства на 49 лет (далее - земельный участок с кадастровым номером 08:10:230101:0629). Администрация района обращалась к главе хозяйства по вопросу согласования схем расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории, а общество обеспечивало мероприятия по их подготовке и утверждению органами местного самоуправления.
Глава хозяйства отказался дать согласие на раздел арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 08:10:230101:629 до выплаты ему компенсации в связи с изъятием земель для государственных (муниципальных) нужд. Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.06.2017 по делу N А22-381/2015 с общества с пользу главы хозяйства взыскано 140 531 рубль убытков, в том числе упущенной выгоды, причиненных изъятием земельных участков. Без согласования главы хозяйства земельные участки не могут быть образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 08:10:230101:629. Общество имеет право на земельные участки, необходимые для эксплуатации возведенных трансформаторной подстанции и линий электропередачи, и заинтересовано в согласовании схем их расположения на кадастровом плане территории.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании постановления администрации района от 22.01.2008 N 21 администрация района (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 23.01.2008 N 3 аренды земельного участка площадью 1500 га с кадастровым номером 08:10:230101:0629, расположенного по адресу (местоположение): Черноземельский район, Ачинеровское СМО, примерно в 8,5 км севернее от ориентира п. Раздольный, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства на 49 лет (далее - земельный участок с кадастровым номером 08:10:230101:0629).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.1994 N 235 "О строительстве экспортного трубопровода системы "Каспийского Трубопроводного Консорциума Тенгиз-Астрахань-Черное море" и в соответствии с утверждением ТЭО в целях расширения существующей нефтепроводной системы закрытое акционерное общество "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор от 30.09.2009 N 09-2348 по технологическому присоединению, по условиям которого исполнитель обязался за свои счет построить трансформаторную подстанцию и линии электропередачи с оформлением прав на земельные участки.
Созданной по распоряжению главы района от 09.10.2009 N 252 комиссией составлены, главой района утверждены, а главой хозяйства согласованы акты от 11.06.2010, от 11.10.2010 о выборе земельных участков площадью 1,3 га и 12,336 га (во временное пользование 12,296 га и в постоянное пользование 0,04 га) для проектирования и строительства трансформаторной подстанции и линий электропередачи. Кадастровый учет земельных участков осуществлен под кадастровыми номерами 08:10:230101:996, 08:10:230101:997. Постановлениями администрации района от 10.10.2011 N 393, от 22.11.2011 N 469 земельные участки изъяты у землепользователя, переведены в районный фонд перераспределения, предоставлены обществу в аренду на 11 месяцев для строительства трансформаторной подстанции и линий электропередачи с предписанием о возмещении землепользователю убытков, связанных с изъятием земель. Администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры аренды от 10.10.2011 N 45/294, от 22.11.2011 N 51/320 земельных участков площадью 1,2354 га для строительства трансформаторной подстанции и площадью 23,7366 га (22,5288 га земель сельскохозяйственного назначения, 1,2078 га земель населенных пунктов), в том числе для строительства линий электропередачи.
Сторонами не оспаривается факт возведения названных объектов. Полагая необходимым согласование с главой хозяйства схем расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 12 354 кв. м и 487 кв. м, необходимых для эксплуатации трансформаторной подстанции и линий электропередачи, в целях их образования путем раздела земельного участка с кадастровым номером 08:10:230101:629 общество обратилось к главе хозяйства с соответствующим предложением, приложив схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Уклонение главы хозяйства от согласования названных схем послужило основанием обращения общества в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрена возможность образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом такое образование допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов исходных земельных участков. Такое согласие не требуется при образовании земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункты 1, 4 статьи 11.2). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории, а для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения - исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 3 пункта 1, подпункт 5 пункта 3 статьи 11.3). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок, при этом не допускается требовать от него не предусмотренных законом согласований названной схемы (пункты 7, 19 статьи 11.10). Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49). Земли сельскохозяйственного назначения или земельные участки в составе таких земель могут предоставляться на период осуществления строительства линий электропередачи, при этом их использование осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации для нужд сельского хозяйства и без перевода в земли иных категорий (часть 2 статьи 78).
Права на земли используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами (статья 89). Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20). Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 89).
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Такие участки, предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2). Размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи зависит от ее напряжения и контура проекции опоры на поверхность земли (пункты 3, 4), а земельные участки (их части), используемые в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине такой линии электропередачи, ширина которой зависит от расположения осей крайних фаз. Конкретные размеры названных участков определяются в соответствии с проектной документацией (пункт 8).
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что земельные участки, необходимые для строительства и эксплуатации трансформаторной подстанции и линий электропередачи, фактически изъяты у главы хозяйства, переведены в районный фонд перераспределения и предоставлены обществу в аренду на 11 месяцев. Их образование произведено по согласованию с главой хозяйства, подписавшим без замечаний комиссионные акты от 11.06.2010, 11.10.2010 о выборе земельных участков площадью 1,3 га и 12,336 га. В деле отсутствуют доказательства того, что по окончании срока договоров аренды от 10.10.2011 N 45/294, от 22.11.2011 N 51/320 земельные участки возвращены обществом администрации района, а последняя передала их главе хозяйства. Глава хозяйства утратил как владение земельными участками, так и титул на них. Собственник возведенной на одном из земельных участков трансформаторной подстанции имеет исключительное право на оформление прав на этот участок, необходимый для ее эксплуатации. Образование многоконтурного земельного участка под опорами линий электропередачи осуществляется из земельного участка, находящегося районном фонде перераспределения земель и не возвращенного арендатору после изъятия. Необходимость в согласовании с главой хозяйства схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в рассматриваемом случае отсутствует. Общество необходимость в таком согласовании не обосновало.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А22-2108/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.