г. Краснодар |
|
07 сентября 2017 г. |
Дело N А32-39507/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Троллейбус Новороссийска" (ИНН2315177245,(ОГРН 1122315006571) - Алинкиной А.Н. (доверенность от 10.01.2017), от ответчика - администрации муниципального образования г. Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) - Галустяна С.Ф. (доверенность от 23.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2017 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А32-39507/2016, установил следующее.
ОАО "Троллейбус Новороссийска" (далее - общество, истец) обратилось в суд с иском к муниципальному образованию г. Новороссийск в лице администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - администрация, ответчик) о взыскании 4 609 667 рублей 68 копеек долга.
Определением суда от 21.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Территориального управления по взаимодействию администрации города с населением муниципального образования город Новороссийск.
Решением суда от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2017, с муниципального образования г. Новороссийск в лице администрации за счет казны муниципального образования г. Новороссийск в пользу общества взыскано 4 609 667 рублей 68 копеек в возмещение доходов от предоставления бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Судебные акты мотивированы доказанностью обществом оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан и неоплаты этих услуг.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы ссылается на то, что судами не учтен факт возмещения обществу убытков от осуществления перевозки пассажиров на муниципальных автобусных маршрутах регулярного и пригородного сообщения муниципального образованию за 2013 и 2014 годы в полном объеме в размере 7 286 863 рублей, за 2015 год - в сумме 2 951 231 рубля 97 копеек и остаток задолженности составляет 1 472 448 рублей 03 копейки. Заявитель жалобы ссылается на ненадлежащее представление истцом (с нарушением установленных сроков) обязательного перечня документов для возмещения своих расходов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит отклонить по следующим основаниям.
Суды установили, что общество на основании заключенных с администрацией муниципальных контрактов от 16.09.2013 N 1975/101, 1976/102, 1977/103, 1978/104, 1979/105, 1980/106, 1981/107 осуществляло перевозки граждан, которым предоставлен льготный проезд.
По условиям контрактов перевозчик выполняет перевозки пассажиров на муниципальных городских и муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования г. Новороссийск. Администрация обязалась своевременно организовывать работу по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на
муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, утверждать в установленном порядке расписание движения автобусов. Согласно контракту администрация вправе требовать предоставления расчета оптимальной потребности необходимого количества подвижного состава (2.2 контракта).
В целях реализации порядка возмещения затрат перевозчика на перевозку лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, администрация и общество заключили договоры о порядке возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанной с перевозкой пенсионеров г. Новороссийска, не имеющих льготного статуса, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения (далее - договоры возмещения) от 01.01.2013 N 204/13Н; 01.01.2014 N 352/13Н; от 12.01.2015 N 3/15Н; от 31.12.2015 N 121.
Согласно пункту 2.1 договоров права и обязанности сторон по реализации договора определены Порядком предоставления мер социальной поддержки, связанных с перевозкой пенсионеров г. Новороссийска, не имеющих льготного статуса, утвержденным постановлением главы муниципального образования г. Новороссийск от 15.07.2009 N 2256.
Для возмещения расходов перевозчик обязан ежемесячно представлять заказчику: счет-фактуру, реестр установленного образца, акт выполненных работ (пункт 3.1). Заказчик вправе осуществлять контроль за правильностью и достоверностью представленных данных. Возмещение расходов производится на расчетный счет перевозчика (пункт 3.3 договоров).
Суды установили, что в период с 01 января 2013 года по октябрь 2016 года общество осуществляло перевозку пассажиров на территории г. Новороссийска, включая лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, подписанными исполнителем (обществом) и заказчиком (администрацией) без замечаний и возражений.
На основании актов составлены счета-фактуры на сумму 14 117 365 рублей и совместно с актами переданы заказчику в установленном порядке. Неоплаченной осталась сумма 4 609 667 рублей 68 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2016 по делу N А32-12142/2015 открытое акционерное общество "Троллейбус Новороссийска" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
Как установлено судами, с 03.11.2016 деятельность по перевозке пассажиров общество не осуществляет, поскольку с указанной даты все транспортные средства переданы муниципальному образованию, являющемуся собственником имущества общества.
Обществом направило администрации 19.09.2016 претензию об оплате задолженности по договорам возмещения, которая оставлена без ответа.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суды исходили из следующего.
Согласно постановлению администрации от 15.06.2009 N 2256 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки, связанных с перевозкой пенсионеров города Новороссийска, не имеющих льготного статуса" (далее - постановление N 2256), транспортному предприятию-перевозчику отдельных категорий населения города Новороссийска возмещаются затраты (расходы) на такие льготные перевозки.
Приложением N 1 к постановлению N 2256 утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки, связанных с перевозкой пенсионеров города Новороссийска, не имеющих льготного статуса" (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на постоянно проживающих на территории города Новороссийска лиц, достигших пенсионного возраста.
Реализация указанных мер социальной поддержки - льготного проезда в городском
общественном транспорте происходит путем предъявления лицами, имеющими право на получение мер социальной поддержки, пенсионного удостоверения и социальных проездных документов (талонов), получаемых в социальных отделах администраций внутригородских и сельских округов города Новороссийска.
Лица, имеющие право на проезд на основании талонов, предъявляют свои пенсионные удостоверения и сдают водителю талоны, которые по окончании рейса
сдаются вместе с путевым листом и билетно-учетной документацией в бухгалтерию автотранспортного предприятия.
Автотранспортное предприятие ведет учет поступающих от водителей талонов и ежемесячно направляет реестры с приложением талонов, актов сверки и счетов-фактур за выполненные перевозки в отдел по социальной работе Управления по организации работы с населением г. Новороссийска (далее - Отдел по социальной работе).
Полученные отчетные документы автотранспортного предприятия Отдел по социальной работе передает в отдел учета и бухгалтерской отчетности администрации для возмещения затрат автотранспортного предприятия по перевозке пенсионеров.
Муниципальное казенное учреждение Территориальное управление по взаимодействию администрации города с населением муниципального образования г. Новороссийск создано в качестве правопреемника прав и обязанностей Отдела по социальной работе.
Суды установили, что истец всю необходимую и утвержденную документацию (письма о предоставлении субсидий, счета на оплату, сводные реестры билетно-учетных листов, отчетные данные о фактическом количестве перевезенных пассажиров по маршрутам, реестры путевых листов, формы федерального статистического наблюдения) своевременно и в полном объеме в установленном порядке предоставил в управление транспорта.
Осуществление перевозок подтверждается представленным в дело актами об оказании услуг, подписанными исполнителем и заказчиком без замечаний и возражений.
Должностное лицо учреждения принимало и подписывало акты, форму актов разработал отдел по социальной защите, акт самостоятельно составлял и заполнял сотрудник учреждения, а потом приезжал истец, подписывал и забирал акты.
В середине ноября 2016 года почтой учреждению направлены реестр к счету-фактуре от 31.10.2016, счет-фактура и акт выполненных работ от 31.10.2016 и талоны на проверку за октябрь. Корреспонденция возвращена отделением связи по причине истечения срока хранения. Получив на почте возвратившуюся бандероль, общество попыталось сдать ее в приемную учреждения, однако в ее приемке было отказано по причине банкротства общества.
Предложение суда первой инстанции о представлении результатов обследования пассажиропотока за 2013 - 2016, проверок дорожных условий на маршруте (пункты 2.2.5,2.2.6 контракта), сведений о предоставлении расчета оптимальной потребности необходимого количества подвижного состава (пункт 2.2 контракта), об изменении расписания, акта сверки за период с 2013 по 2016 годы, подписанного руководителем, справки о количестве талонов, предоставленных лицами, имеющими право на бесплатный проезд в спорном периоде, ответчик не исполнил.
Ответчик подготовил справочную информацию о перечисленных истцу суммах субсидий, указал, что документы с июня 2016 года учреждение в администрацию не предоставляло, что является нарушением пункта 1.12.2.15 Устава. Пояснения и отчеты от учреждения в администрацию не поступали.
Согласно данным ответчика за период с января 2013 года по октябрь 2016 года (дата прекращения перевозок) истцу перечислено 10 238 094 рубля 97 копеек субсидий в возмещение убытков от осуществления перевозки пассажиров.
С указанной информацией истец согласился, по его данным сумма оплаты такая же.
Суды, удовлетворяя требование, исходили из следующего.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального
образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Суды обоснованно указали, что по делам о взыскании с публично- правовых образований убытков, возникших у организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги), и по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов, от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу пунктов 1, 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ и статьи 33 Устава муниципального образования г. Новороссийск (далее - Устав) в структуре органов местного самоуправления местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 36 Устава глава муниципального образования г. Новороссийск как глава администрации муниципального образования г. Новороссийск, в том числе осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств местного
бюджета (бюджета муниципального образования), открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договоров администрация обязалась своевременно организовывать работу по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Суды установили, что расчет произведен в точном соответствии с нормативными актами публичного образования. Все показатели, принимаемые для целей расчета, равно как и источники получения информации по каждой составляющей расчета управлением транспорта раскрыты, приведен тариф, используемый для целей расчета, с указанием приказа РЭК - департамента цен и тарифов.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен, доказательства возмещения убытков не представлены.
Суды, установив факт оказания истцом услуг по перевозке граждан, имеющих льготы, обоснованность размера задолженности и учтя названные положения правовых норм, правомерно удовлетворили требование истца о взыскании 4 609 667 рублей 68 копеек убытков от предоставления бесплатного проезда льготных категорий граждан.
Доводы администрации о том, что задолженность за 2015 год погашена в размере 2 951 231 рубля 97 копеек и остаток задолженности составляет 1 472 448 рублей 03 копейки, судом апелляционной инстанции проверен и отклонен как не подтвержденный материалами дела, доказательства оплаты взысканной суммы ответчик не представил.
Довод администрации о том, что несвоевременное представление истцом обязательного перечня документов для возмещения расходов не является надлежащим исполнением истцом обязанностей по контрактам, также обоснованно отклонен судами ввиду противоречия его представленным в дело доказательствам.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов, администрация не представила.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с данной судами оценкой представленным в дело доказательствам, переоценка которых в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции и в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 по делу N А32-39507/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.