г. Краснодар |
|
08 сентября 2017 г. |
Дело N А63-12408/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Подгурской А.В. (доверенность от 19.04.2017 N дов8-16), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Дом" (ИНН 2636031128, ОГРН 1022601938237) - Баграмяна Г.А. (директор, паспорт), Петросяна М.С. (доверенность от 15.05.2017 N 41), рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12408/2016, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дом" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2017, в удовлетворении заявленных управлением требований отказано. Снят арест с арестованного согласно протоколу от 06.07.2016 N 07-16/493-3 оборудования, используемого для производства парфюмерно-косметической продукции; жидкости с характерным запахом этилового спирта в количестве 66,09 декалитров, находящейся в пластмассовой емкости объемом 1 м3; готовой парфюмерно-косметической продукции. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе анализа данных декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2015 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Центр-Продукт", управлением установлен факт поставки этилового спирта в адрес общества в объеме 1 772, 88 дал.
Согласно данным декларации общества об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции им закуплен этиловый спирт в объеме 1 772, 88 дал от указанной организации. Остатки этилового спирта на конец отчетного периода составили 857 дал.
Факт отсутствия у общества соответствующих лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции послужил основанием для вынесения управлением определения от 06.07.2016 N 07-16/493 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и назначении административного расследования.
В ходе административного расследования управлением проведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих обществу и расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Трунова 113, в ходе которого установлены факты хранения обществом в складских помещениях готовой парфюмерно-косметической продукции производства общества, а именно: лосьона косметического "Розовая вода" емкостью 100 мл, содержание этилового спирта 68,0% об., дата розлива: 01.09.2015, в количестве 168 штук; лосьона косметического "Огуречный" емкостью 100 мл, содержание этилового "Боярышник" емкостью 100 мл, содержание этилового спирта 70,0% об., в количестве 1050 штук; одеколона "Калина красная" емкостью 86 мл, содержание этилового спирта 70,0% об., дата розлива 02.11.2015, в количестве 336 штук; одеколона "Босс" емкостью 86 мл, содержание этилового спирта 60,0% об., в количестве 20 штук; одеколона "Севастопольский вальс" емкостью 86 мл, содержание этилового спирта 70,0% об., дата розлива 02.11.2015, в количестве 144 штук.
Согласно протоколу о взятии проб и образцов от 06.07.2016 N 07-16/493-2 управлением отобраны пробы для проведения физико-химической экспертизы.
Протоколом ареста от 06.07.2016 N 07-16/493-3 на принадлежащие обществу оборудование, используемое для производства парфюмерно-косметической продукции, жидкость с характерным запахом этилового спирта, находящуюся в пластмассовой емкости объемом 1 м3, и готовую парфюмерно-косметическую продукцию управлением наложен арест.
Согласно экспертному заключению экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 11.08.2016 N 84/2016 образец бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта, находящейся в пластмассовой емкости объемом 1 м3, по физико-химическим показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия" (далее - ГОСТ 5962-2013) по объемной доле этилового спирта. Данный образец продукции является спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта 95,8% об.
Кроме того, согласно указанному экспертному заключению экспертиза готовой парфюмерно-косметической продукции не проводилась ввиду отсутствия соответствующей нормативной документации в области аккредитации указанного экспертно-аналитического отдела.
Протоколом о взятии проб и образцов от 17.08.2016 N 07-16/493-5 управлением повторно отобраны пробы готовой парфюмерно-косметической продукции для проведения физико-химической экспертизы.
Согласно экспертному заключению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 14.09.2016 N 49 представленные на испытание образцы готовой парфюмерно-косметической продукции не соответствуют требованиям ГОСТ 5962-2013 и являются спиртосодержащими жидкостями с объемной долей этилового спирта 66,4 - 71,0%.
Выводы управления об осуществлении обществом производства и оборота спиртосодержащей продукции в отсутствие соответствующей лицензии послужил основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 26.09.2016 N 07-16/493-6 по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Указанный протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлен управлением в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ, действовавшему в спорный период, действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе, на деятельность организаций, связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие данного Федерального закона.
Перечни парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе при ее ввозе в Российскую Федерацию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401.
Судебные инстанции указали, что на основании проведенных Орехово-Зуевским филиалом Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области" исследований (испытаний) и заключений государственного учреждения "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" обществом получено свидетельство о государственной регистрации от 13.08.2015, выданное государственным учреждением "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья".
Кроме того, общество имеет выданные на основании проводимых ФБГУЗ АИЛЦ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", аккредитованной испытательной лабораторией ОАО "Арнест" и аккредитованной испытательной лабораторией ООО "Ремсервис" исследований декларации о соответствии, в соответствии которыми готовая продукция общества соответствует требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 31679-2012 "Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1764-ст.
Из содержания протокола осмотра принадлежащих обществу помещений для производства от 06.07.2016 N 07-16/493-1, следует, что обнаружена готовая парфюмерно-косметическая продукция, образцы которой впоследствии направлены на исследование.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически общество производит парфюмерно-косметическую продукцию. Указанное обстоятельство управлением само по себе не оспаривается.
При вынесении судебных актов суды установили, что обществом используется этиловый спирт для производства парфюмерно-косметической продукции.
По запросу общества письмом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.11.2013 N Г-2016/10-01В сообщено, что организация, планирующая использовать этиловый спирт для производства парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах, имеет право закупить этиловый спирт у организации производителя этилового спирта. Указания о необходимости получения лицензии для оборота парфюмерно-косметической продукции в данном письме не содержатся. Федеральный орган, уполномоченный на государственную регистрацию парфюмерно-косметической продукции, в письме также не указан.
Относительно необходимости осуществления регистрации парфюмерно-косметической продукции суды пришли к выводу о том, что в настоящее время фактически не определен государственный орган, наделенный полномочиями по осуществлению регистрации соответствующей продукции. Указанное обстоятельство контролирующим органом не оспаривается.
Исходя из этого, общество обоснованно руководствовалось абзацем 5 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которому действие данного Федерального закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом парфюмерно-косметической продукции.
Невозможность по объективным, то есть независящим от общества обстоятельствам, произвести регистрацию продукции не означает возникновения автоматической обязанности по получению лицензии, поэтому доводы контролирующего органа в этой части обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
Вместе с тем при вынесении судебных актов в части снятия назначенного протоколом от 06.07.2016 N 07-16/493-3 ареста и возвращения обществу предметов административного правонарушения суды не учли следующее.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) абзац 5 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ признан утратившим силу.
На дату вынесения решения суда первой инстанции на деятельность общества уже распространялось действие Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат уничтожению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 Кодекса.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе, без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
В этой связи по данному делу при определении правовой судьбы арестованного имущества суд первой инстанции обязан был разрешать вопрос о возможности возврата обществу арестованной продукции, с учетом того обстоятельства, что на дату принятия решения суда действие Федерального закона N 171-ФЗ уже распространялось на заявителя и для целей оборота у него существует обязанность иметь необходимую лицензию.
Вместе с тем вопрос о том, будет ли возвращаемая продукция находится у общества в легальном обороте и имеется ли у него соответствующая лицензия для этого на дату возврата ему данного имущества, судебными инстанциями не разрешен.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А63-12408/2016 отменить в части возврата обществу предметов административного правонарушения, на которые наложен арест по протоколу от 06.07.2016 N 07-16/493-3. В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А63-12408/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.