г. Краснодар |
|
08 сентября 2017 г. |
Дело N А15-5997/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Садар" (ИНН 0542031200, ОГРН 1080542000571) - Кучинаевой М.А. (ордер N 850261), Ханукаева С.П. (доверенность от 01.08.2017 N 1), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 (судьи Параскевова С.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А15-5997/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Садар" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) о признании незаконным решения (уведомления) от 06.12.2016 N 04/2-20-721 об отказе в предоставлении обществу субсидий в 2016 году на установку шпалер; об обязании министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении обществу субсидий на установку шпалер.
Решением суда от 13.03.2017 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нормативных актов, предусматривающих в Республике Дагестан субсидирование мероприятий по омоложению виноградников, не имеется.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2017 указанное решение суда отменено. Решение министерства от 06.12.2016 N 04/2-20-721 об отказе в предоставлении обществу субсидий в 2016 году на установку шпалер признано незаконным. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении обществу субсидий на установку шпалер.
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 23.11.2016 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении ему в 2016 году субсидий на уход за виноградниками, включая установку шпалер.
Министерством произведен осмотр принадлежащих обществу виноградников на предмет их соответствия критериям, необходимым для получения субсидий, в ходе которого установлено, что шпалеры установлены на виноградниках, восстановленных методом среза на "черную головку". Возраст указанных виноградников - более 40 лет. Новые закладки виноградников на данном земельном участке отсутствуют.
Факт отсутствия новых закладок виноградников послужил основанием для вынесения министерством решения от 06.12.2016 N 04/-02-20-721 об отказе заявителю в предоставлении субсидии.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Дагестан от 24.12.2007 N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства может осуществляться в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального и республиканского бюджета, в том числе, по направлению проведения закладки многолетних насаждений и ухода за ними.
В силу пункта 230 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52681-2006 "Виноградарство. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 452-ст (далее - ГОСТ Р 52681-2006), омоложение кустов является агротехническим приемом, заключающемся в обновлении отдельных частей куста винограда или всей его надземной части.
Пунктом 231 ГОСТа Р 52681-2006 срез на "черную головку" представляет собой удаление всей надземной части куста винограда с целью его омоложения путем образования новых побегов винограда.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 и действовавших в спорный период (далее - Правила), субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку отдельных подотраслей растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе, по направлению возмещения части затрат на закладку и уход за виноградниками.
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил средства на поддержку отдельных подотраслей растениеводства предоставляются по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям - в целях осуществления закладки и ухода за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать одному из следующих требований: осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку; либо иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади виноградников - для получения возмещения части затрат на работы по уходу.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 21.06.2013 N 321 и действовавшего в спорный период (далее - Порядок), субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать одному из аналогичных критериев, установленных подпунктом "д" пункта 5 Правил.
Приказом Минсельхоза России от 11.02.2015 N 46 "Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295" предусмотрены отдельные значения ставок как для закладки виноградников, так и для ухода за ними, в том числе, для установки шпалер.
В материалах дела имеется письмо Минсельхоза России от 14.11.2016 N 14/300, из которого следует, что поскольку порядки реализации права на получение субсидий как из средств федерального, так и республиканского бюджетов, регламентируемые Правилами и Порядком соответственно, содержат аналогичные требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям относительно наличия у них на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади виноградников для получения возмещения части затрат на работы по уходу, а также учитывая то обстоятельство, что заявки на предоставление субсидий по закладке, уходу и установке шпалер принимаются, рассматриваются и субсидируются раздельно, то возможно предоставление субсидий по уходу и установке шпалер на молодых виноградниках, реконструированных методом среза на "черную головку".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае заявитель имеет право претендовать на получение соответствующей субсидии по установке шпалер.
Суд установил, что к заявлению о предоставлении субсидии обществом приложен сметный расчет по устройству шпалер на винограднике площадью 48,4 га.
В этой связи доводы министерства о том, что обществом не предоставлены проектно-сметная документация и сертификат соответствия посадочного материала правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку заявитель не требует субсидии на посадку молодого виноградника. Субсидия заявлена только в отношении установки шпалер.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для вынесения решения от 06.12.2016 N 04/2-20-721 об отказе в предоставлении обществу соответствующей субсидии в 2016 году.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по делу N А15-5997/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.