г. Краснодар |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А63-8217/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2603010919, ОГРН 1082600001406), заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу N А63-8217/2016 (судьи Бейтуганов З.А., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.), установил следующее.
Курсавское хуторское казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), выразившегося в отказе в предоставлении в аренду без торгов земельного участка площадью 25 219 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский; возложении на министерство обязанности по направлению казачьему обществу проекта договора аренды земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением от 12.12.2016 заявление удовлетворено, суд первой инстанции признал незаконным бездействие министерства, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду заявителю без торгов земельного участка площадью 25 219 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:17:000000:107, как несоответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). На министерство возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу обеспечить направление в адрес казачьего общества проекта договора аренды спорного земельного участка, с министерства в пользу заявителя взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что на стороне министерства имеет место незаконное бездействие, нарушающее права заявителя на приобретение земельного участка в аренду. Казачье общество в установленном порядке зарегистрировано в государственном реестре казачьих обществ и является субъектом, обладающим правом на предоставление испрашиваемого участка в аренду без проведения торгов.
Постановлением апелляционного суда от 29.05.2017 решение от 12.12.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд исходил из того, что заявление казачьего общества подано в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, поскольку не содержит информации об основаниях предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также сведений о приложении к заявлению каких-либо документов, в числе которых: свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Заявитель не обосновал наличие у него скота; не подтвердил, что ведение сельскохозяйственного производства соответствует уставным целям (91.33 деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки; 75.25.2 прочая деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; 75.24 деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности; 93.04 физкультурно-оздоровительная деятельность; 92.72 прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенных в другие группировки). Не ссылалось казачье общество на необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади, наличие технических ресурсов для освоения 25 219 тыс. кв. м земли (исходя из 9 человек в казачьем обществе); не обосновало необходимость предоставления земельного участка сроком на 49 лет. На основании действующего законодательства крестьянские (фермерские) хозяйства и казачье общество относятся к специальным субъектам, обладающим правом на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в льготном порядке. В то же время, при наличии конкурирующих заявок специальных субъектов право на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения подлежит выставлению на торги. Законодательство не отдает предпочтение одному специальному субъекту перед другим. После публикации в официальном источнике 25.03.2016 (л. д. 126) в адрес министерства поступило несколько заявлений специальных субъектов о намерении участвовать в аукционе на право предоставления спорного участка в аренду, ввиду чего у данного органа отсутствовали правовые основания для предоставления участка 25 219 тыс. кв. м, (кадастровый номер 26:17:000000:107) казачьему обществу.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное постановление от 29.05.2017 отменить, оставить в силе судебное решение от 12.12.2016. Податель жалобы указывает, что заявитель подтвердил включение его в государственный реестр казачьих обществ, поэтому имел законные основания для заключения с министерством договора аренды спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов (с заявлением представлен полный пакет документов). Предоставление казачьему обществу в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения повлекло бы изменение кодов ОКВЭД, заключение с третьими лицами договоров аренды сельскохозяйственной техники (в случае необходимости), с последующим финансовым развитием казачьего общества, и, как следствие, вступление новых членов в данную организацию, восстановление казачества на территории муниципального образования.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
В порядке статьи 163 Кодекса в судебном заседании от 05.09.2017 объявлялся перерыв до 07.09.2017 до 14 часов 10 минут, информация о котором размещена в сети Интернет.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.04.2005 земельный участок площадью 25 219 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский, поставлен на государственный кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт участка (л. д. 71).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 03.03.2016 земельный участок площадью 25 219 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107) относится к собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края (л. д. 72, 73).
22 декабря 2015 года казачье общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 25 219 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107) в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, для сельскохозяйственного производства (л. д. 11, 12).
Письмом от 23.12.2015 N 13673 министерство отказало заявителю в предоставлении участка в аренду, мотивируя отсутствием свидетельства о внесении сведений о казачьем обществе в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации (л. д. 35).
1 июля 2016 года казачье общество повторно обратилось в министерство с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов на 49 лет, за плату по цене, установленной законодательством, или бесплатно (л. д. 13).
Письмом от 04.07.2016 N 8600 министерство сообщило заявителю, что предоставление земельного участка будет осуществляться посредством проведения аукциона, о дате и порядке проведения которого сообщится путем опубликования сообщения в установленном порядке (л. д. 14).
Полагая, что уполномоченный орган незаконно уклоняется от предоставления казачьему обществу в аренду земельного участка площадью 25 219 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество является субъектом, обладающим правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, ввиду чего бездействие министерства нарушает права заявителя.
Апелляционный суд, отменяя судебное решение, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В то же время в силу пункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 данного Кодекса.
Порядок предоставления в аренду названных участков без проведения торгов включает в себя подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора аренды земельного участка. Особенностями предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам являются обеспечение уполномоченным органом опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, возможность подачи иными заинтересованными гражданами или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заявления о намерении участвовать в аукционе, проведение аукциона в случае поступления таких заявлений и отказ в предоставлении земельного участка первоначальному заявителю (статьи 39.14, 39.18 Земельного кодекса).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-КЗ).
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 приведенного Закона договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов (поселений и населенных пунктов), в редакции Закона Ставропольского края от 12.05.2016 N 52-кз, находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 данного Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 17.05.2004 N 31-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Андроповском районе Ставропольского края". Описание границы муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования приведены в качестве приложений к названному закону.
Расположение спорного земельного участка в границах муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края, наделенного статусом сельского поселения, подтверждается краевым законодательством и признается участниками спорных правоотношений.
Исследовав и оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Кодекса, апелляционный суд, отменивший решение суда первой инстанции, указал на отсутствие оснований для рассмотрения администрацией заявления казачьего общества от 21.12.2015 (статья 39.17 Земельного кодекса). На дату подачи данного заявления документального подтверждения включения в государственный реестр казачьих обществ сведений о заявителе в министерство не представлено. Заявление не содержит информации об основаниях предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также сведений о приложении к заявлению каких-либо документов. Казачье общество не подтвердило наличие скота, соответствие ведения сельскохозяйственного производства уставным целям, не обосновало необходимость использования спорного земельного участка испрашиваемой площадью, наличие технических ресурсов для освоения земельного участка, не мотивировало надобность предоставления земли на 49 лет.
Более того, как установлено апелляционном судом и подтверждено материалами дела, на момент повторного обращения казачьего общества с заявлением от 01.07.2016 предоставление спорного участка было возможно исключительно на торгах вследствие наличия нескольких заявлений претендентов, в числе которых специальные субъекты - крестьянские (фермерские) хозяйства (л. д. 126 - 136).
Довод подателя жалобы о том, что казачье общество имеет приоритет над иными специальными субъектами, изучен коллегией и отклоняется, поскольку на момент подачи заявления казачьим обществом (01.07.2016) уже имелись заявления Корганашвили С.А.
(от 22.04.2016), КФХ Купаевой Т.В. (от 21.04.2016), ООО сельскохозяйственное предприятие "Янкуль" (от 11.04.2016), индивидуального предпринимателя Короховой С.А. (от 11.04.2016), КФХ Унанова С.С. (от 21.04.2016), ООО "АгроБизнесРесурс" (от 18.04.2016), КФХ Дорошенко А.Ф. (от 23.03.2016), ООО "РыбОхотСоюз" (от 16.03.2016); инициирована процедура проведения аукциона, в средствах массовой информации (периодическое издание муниципального образования Новоянкульского сельсовета "В каждый дом" 25.03.2016 N 3(65)) опубликовано извещение об аренде рассматриваемого земельного участка. Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с использованием публичных процедур соответствует установленным Земельным кодексом принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Доводы кассационной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности апелляционного постановления, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, поэтому отклоняются окружным судом.
В связи с отсутствием нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Кодекса являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, постановление апелляционного суда от 29.05.2017 надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу N А63-8217/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.