г. Краснодар |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А32-5390/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи" (ИНН 2320136903, ОГРН 1062320006473) - Курценбаум Е.Ю. (доверенность от 01.01.2017), в отсутствие ответчика - Департамента городского хозяйства администрации города Сочи (ИНН 2320180758, ОГРН 1102366001880) и третьего лица - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Сочи и администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-5390/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи (далее - департамент) о принятии в редакции общества пункта 3.2. договора о предоставлении субсидии.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрации города Сочи (далее - администрация).
Решением суда от 04.04.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2017, требования удовлетворены, пункт 3.2 договора о предоставлении субсидии между департаментом и обществом принят в следующей редакции: "Размер субсидии не может превышать 7 964 700 (семь миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи семьсот) рублей 00 копеек. НДС не облагается"; с департамента в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что бюджетные отношения между органами исполнительной власти субъекта и органами местного самоуправления не могут негативно отражаться на праве общества в получении субсидии в полном объеме недополученных доходов в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок населению, переселенному из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратились департамент и администрация с кассационной жалобой, просят решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении иска. По мнению подателей жалобы, суды не учли, что департамент подготовил проект договора о предоставлении субсидии в пределах денежных средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета субъекта Российской Федерации. Поскольку обязанность по возмещению в полном объеме расходов газоснабжающей организации возложена на бюджет Краснодарского края, департамент и администрация являются ненадлежащими ответчиками в рамках настоящего спора.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу и дополнения к отзыву.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнения к отзыву, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество направило в департамент письмо от 12.12.2016 N 02-414/2016 с документами, необходимыми для прохождения процедуры отбора получателей субсидии на 2016 год.
Письмом от 19.12.2016 N 32-01-16/8350 департамент направил обществу проект договора о предоставлении субсидии без номера и даты (далее - договор).
Общество, не согласившись с пунктом 3.2. договора в части предусмотренного размера субсидии, письмом от 22.12.2016 N 02-44/2016 направило в департамент протокол разногласий, предложив пункт 3.2. договора "размер субсидии не может превышать 3 262 400 рублей 00 копеек" изложить в следующей редакции: "размер субсидии не может превышать 7 964 700 рублей без НДС".
Письмом от 26.12.2016 N 32-01-16/8613 департамент отказал в принятии протокола разногласий в редакции общества.
Полагая действия департамента неправомерными, общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суды исходили из следующего.
Статьей 19 Федерального закона от 0610.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закреплены положения о том, что на основании законов субъектов Российской Федерации отдельные государственные полномочия могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 26.05.2011 N 69, департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город-курорт Сочи.
Департамент обладает правами юридического лица, осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств краевой субвенции на реализацию государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
Согласно Закону Краснодарского края от 13.12.2011 N 2388-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд" (далее - Закон N 2388-КЗ), Законом Краснодарского края от 13.12.2011 N 2389-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставляются предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ" (далее - Закон N 2389-КЗ) и постановлением администрации города Сочи от 25.11.2016 N 2688 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 13 июля 2012 года N 1499 "Об утверждении порядка компенсации недополученных доходов газоснабжающим организациям в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ" (далее - постановление N 2688) общество является поставщиком сжиженного углеводородного газа населению указанной категории.
В соответствии со статьей 2 Закона N 2388-КЗ лица, переселенные из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд, и проживающие в указанных помещениях, вправе осуществлять оплату услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом по установленным розничным ценам на сжиженный газ, реализуемый населению из групповых резервуарных установок для бытовых нужд с применением понижающих коэффициентов.
Расчет и утверждение понижающих коэффициентов осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) с учетом утвержденных розничных цен на природный газ, реализуемый населению, нормативной теплотворной способности (калорийности) сетевого природного газа и теплотворной способности (калорийности) сжиженного углеводородного газа.
Согласно статье 3 Закона N 2388-КЗ недополученные доходы поставщиков сжиженного углеводородного газа в связи с реализацией вышеуказанных мер дополнительной социальной поддержки лиц, переселенных из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи, возмещаются за счет средств краевого бюджета путем предоставления субсидий.
Согласно "Методики расчета объема субвенции, предоставляемой бюджету муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ" (далее - Методика), являющейся приложением к Закону N 2389-КЗ, общий объем субвенции из краевого бюджета для предоставления бюджету муниципального образования город-курорт Сочи на исполнение расходных обязательств по обеспечению выполнения отдельных государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ в 2016 году определен в размере 7 964 700 рублей.
При рассмотрении настоящего дела суды не учли, что в силу абзаца 3 пункта 1 и пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемым местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Кодекса.
Суды не учли, что из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования денежные средства поступили не в полном объеме, и решением Городского собрания Сочи от 29.06.2016 N 93 "О внесении изменений в решение Городского собрания Сочи от 24.12.2015 N 83 "О бюджете города Сочи на 2016 год"" лимиты бюджетных ассигнований получателю бюджетных средств (департаменту) доведены в размере 3 262 400 рублей - на выплату компенсации газоснабжающей организации.
В этой связи в пункте 3.2 договора (в редакции, предложенной департаментом) определено, что размер субсидии не может превышать 3 262 400 рублей.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что выплату субсидий департамент производит на основании подписанного сторонами договора расчета по ее определению и в пределах выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.
Как видно из протокола разногласий от 21.12.2016, общество предложило изменить редакцию пункта 3.2 договора, при этом возражения на предложенную департаментом редакцию пункта 3.6 договора общество не представило (из чего следует, что общество согласно с размером субсидии, выделенной из бюджета Краснодарского края, и составляющей 3 262 400 рублей).
Данные обстоятельства надлежит учесть и оценить при новом рассмотрении дела, а также выяснить, не затронуты ли судебным актом по настоящему делу права и обязанности Администрации Краснодарского края, Городского собрания Сочи.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса и распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А32-5390/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.