г. Краснодар |
|
14 сентября 2017 г. |
Дело N А32-9516/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Рогсибал" (ИНН 5007035121, ОГРН 1035001601513) - Кареевой О.К. (доверенность от 06.03.2017), от ответчиков: Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Попова Д.В. (доверенность от 26.12.2016), администрации Краснодарского края - Попова М.Г. (доверенность от 29.12.2016), Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - Белова Ю.И. (доверенность от 10.05.2017), в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Интеллектуальные системы Кубани" (ИНН 2310173127, ОГРН 1132310009700), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третьих лиц: Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", непубличного акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"" (ИНН 2309102040, ОГРН 1062309026812), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-9516/2015, установил следующее.
ООО "Рогсибал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ГБУ КК "Интеллектуальные системы Кубани" (далее - учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрации Краснодарского края (далее - администрация), Министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министерство гражданской обороны) об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 площадью 18 012 кв. м, расположенным по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский р-н, путем демонтажа за свой счет временного сооружения площадью 541,50 кв. м, длиной 42,80 м, шириной 12,65 м; произвести вывоз имущества, расположенного согласно каталогу поворотных точек границ части земельного участка в системе координат - местная (г. Сочи): 1 (Х=24541.79, Y=76906.63), 2 (Х=24545.71, Y=76918.63), 3 (Х=24505.04, Y=76931.97), 4 (Х=24501.10, Y=76919.92), 1 (Х=24541.79, Y=76906.63); в системе координат МСК-23: 1 (Х=298138.36, Y=2216259.68), 2 (Х=298141.99, Y=2216271.77), 3 (Х=298101.02, Y=2216284.14), 4 (Х=298097.36, Y=2216272.00), 1 (Х=298138.36, Y=2216259.68).
Заявленные требования мотивированы тем, что на предоставленном в аренду обществу земельном участке находится имущество Краснодарского края в отсутствие согласования его размещения с арендатором; его наличие является препятствием в использовании объекта аренды по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - ГК "Олимпсторой"), НАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"".
Решением от 24.03.2017 исковые требования удовлетворены в части. На департамент возложена обязанность по устранению препятствий в пользовании обществом земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 площадью 18 012 кв. м, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, путем осуществления за свой счет демонтажа временного сооружения площадью 541,50 кв. м, длина - 42,80 м, ширина - 12,65 м, расположенного согласно каталогу поворотных точек границ части земельного участка: в системе координат - местная (г. Сочи): 1 (Х=24541.79, Y=76906.63), 2 (Х=24545.71, Y=76918.63), 3 (Х=24505.04, Y=76931.97), 4 (Х=24501.10, Y=76919.92), 1 (Х=24541.79, Y=76906.63); в системе координат МСК-23: 1 (Х=298138.36, Y=2216259.68), 2 (Х=298141.99, Y=2216271.77), 3 (Х=298101.02, Y=2216284.14), 4 (Х=298097.36, Y=2216272.00), 1 (Х=298138.36, Y=2216259.68), и удаления его за границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1160, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказано. С департамента в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 расположено движимое имущество - контрольно-пропускной пункт N 16 (далее - КПП N 16), которое является составной частью имущественного комплекса "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка", входящего в состав пункта 14 Программы строительства "Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8 - 13 настоящей Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)". Нахождение спорного имущества в границах участка, арендуемого обществом, подтверждено заключением кадастрового инженера от 29.12.2016. КПП N 16 свою функцию в качестве составной части объекта обеспечения безопасности Олимпийского парка, выполнило, его нахождение на земельном участке, арендуемом обществом, не имеет законных оснований, поскольку нарушает права арендатора как застройщика будущих объектов.
Постановлением апелляционного суда от 21.06.2017 решение от 24.03.2017 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что распоряжение спорным объектом (КПП N 16) находится в ведении уполномоченного органа Краснодарского края - департамента.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к департаменту. Податель жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску является министерство гражданской обороны, так как спорное имущество, входящее в состав олимпийских объектов "Специализированное оборудование командного центра управления силами и средствами безопасности Олимпийского парка" и "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка", в соответствии с Законом Краснодарского края от 11.10.2005 N 930-КЗ "О казне Краснодарского края" (далее - Закон N 930-КЗ) состоит на бюджетном учете министерства гражданской обороны как движимое имущество. Законом N 930-КЗ осуществление мероприятий по обеспечению сохранности, содержания и эффективности управления объектами казны Краснодарского края, предназначенными для решения отраслевых задач, отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению такими объектами - министерства гражданской обороны. У департамента возникают обязанности по обеспечению сохранности, содержания и эффективности управления объектами казны Краснодарского края лишь в случае, если такое имущество не состоит на бюджетном учете органа исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (часть 7 статьи 6 Закона N 930-КЗ). Функции департамента носят учетный характер, сводятся к ведению реестра государственной собственности Краснодарского края.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит отменить решение от 24.03.2017 и апелляционное постановление от 21.06.2017, подчеркнув, что законность нахождения спорного объекта на рассматриваемом земельном участке и отсутствие доказательств противоправности действий департамента исключают возможность удовлетворения негаторного иска.
Общество в отзыве просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указав, со ссылкой на письмо ГК "Олимпстрой" от 16.12.2014 N Д22-11320, что "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка" и "Специализированное оборудование командного центра управления силами и средствами безопасности Олимпийского парка" (п. 14.60 Программы строительства олимпийских объектов) и (п. 14.52.1 Программы строительства) выполнены ГК "Олимпстрой" и являлись временными сооружениями. Учитывая временный характер КПП N 16, данный объект подлежал демонтажу с 16.04.2014 (дата окончания проведения XXII Олимпийских игр и ХI Паралимпийских игр 2014 года).
ГКУ КК "Безопасный регион" (правопреемник учреждения) в отзыве указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просило провести судебное разбирательство по кассационной жалобе в его отсутствие.
В судебном заседании представитель департамента настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, отметив, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель администрации и общества пояснили доводы, изложенные в отзывах. Представитель министерства гражданской обороны просил отменить судебные акты обеих инстанций, пояснив, что в настоящее время КПП N 16 необходимо для проведения международных массовых мероприятий в Олимпийском парке.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах, выслушав процессуальных представителей участников процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части с принятием нового судебного акта с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (арендодатель) и ГК "Олимпстрой" (арендатор) заключили договор от 04.05.2011 N 0000000141/991-974/15 аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402040:1059 площадью 412 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Нижнеимеретинская бухта; 23:49:0402040:1062 площадью 38 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Нижнеимеретинская бухта; 23:49:0402037:1027 площадью 18 267 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район; 23:49:0402040:1198 площадью 2049 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая; 23:49:0402036:1055 площадью 2449 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая; 23:49:0402040:1039 площадью 12 105 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район; 23:49:0402036:35 площадью 12 707 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая; в границах, указанных в кадастровых паспортах участков, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Основная Олимпийская деревня (3 тыс. мест), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство). Срок действия договора аренды определен на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1, л. д. 7 - 15).
На основании договора от 21.05.2011 N 13-1/5-2761 права и обязанности арендатора по договору от 04.05.2011 N 0000000141/991-974/15 переданы обществу. Договор прошел государственную регистрацию 80.07.2011 (т. 1, л. д. 126 - 132).
Дополнительным соглашением от 03.04.20012 N 1 в подпункт 3 пункта 1.1 договора от 04.05.2011 N 0000000141/991-974/15 внесены изменения: с учетом образования из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1027 земельных участков 23:49:0402037:1159 и 23:49:0402037:1160 объектом аренды определен участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 площадью 18 012 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район. Данным соглашением стороны подтвердили прекращение обязательств в отношении земельных участков 23:49:0402037:1159 и 23:49:0402037:1027 (т. 1, л. д. 16 - 18).
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 находится временное сооружение - КПП N 16, явившееся составной частью имущественного комплекса "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка", входящего в состав пункта 14 Программы строительства "Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8 - 13 настоящей Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)", что подтверждается заключением кадастрового инженера от 29.12.2016 (т. 4, л. д. 1 - 18).
22 декабря 2014 года общество обратилось в адрес учреждения (в настоящее время ГКУ КК "Безопасный регион") с письмом от 22.12.2014 N 01-06-03/922 (т. 1, л. д. 67) о необходимости произвести демонтаж временного объекта, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 (т. 1, л. д. 67).
13 февраля 2015 года письмом N 325 учреждение пояснило, что в настоящее время не является балансодержателем спорного объекта (КПП N 16) и не уполномочено принимать по нему решения (т. 1, л. д. 67, 68).
Невыполнение требований общества явилось основанием предъявления негаторного иска в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 304, 305 Гражданского кодекса).
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45, 47 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу части 4.1 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств иных юридических лиц, предоставляются ГК "Олимпстрой" в аренду сроком на 49 лет без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов с правом передавать указанным лицам свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а также с правом передавать арендованный земельный участок этим лицам в субаренду.
Часть 1 статьи 10 Закона N 310-ФЗ закрепляет особенности обеспечения безопасности в период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, которые могут быть введены Президентом Российской Федерации. К их числу относятся: установление контролируемых и (или) запретных зон; ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан; ограничение движения транспортных средств; ограничение полетов летательных аппаратов; ограничение судоходства; усиление охраны общественного порядка и объектов; ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2013 N 686 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" утвержден перечень контролируемых зон, в который входили территории по периметру Олимпийского парка, а также территории олимпийских спортивных объектов, предусмотренных пунктами 8 - 19, 26, 113, 175 (за исключением территорий гостиничных комплексов и апарт-отелей), 177 (в части, касающейся вспомогательного медиацентра) и 206 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка" (пункт 14.60 Программы строительства олимпийских объектов) и "Специализированное оборудование командного центра управления силами и средствами безопасности Олимпийского парка (пункт 14.52.1 Программы строительства), перечень которых включен в состав пункта 14 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта "Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8 - 13 и 20 Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)", утвержден решением наблюдательного совета ГК "Олимпстрой" (протокол заседания от 30.06.2010 N 39).
Частью 2 статьи 2 Закона N 310-ФЗ предусмотрено, что периодом проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
Письмом ГК "Олимпстрой" от 16.12.2014 N Д22-11320 сообщило обществу, что временные сооружения выполнены им в рамках исполнения пункта 14.60 "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка", входящего в состав пункта 14 Программы строительства. Из данного письма также следует, что объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка являлись временными сооружениями.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 2649-р (т. 1, л. д. 109) по акту приема-передачи от 05.02.2015 (т. 1, л. д. 27, 29) объект безопасности передан ГК "Олимпстрой" в лице уполномоченного органа, а затем на основании распоряжения управления от 06.04.2015 N 248-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" (далее - распоряжение от 06.04.2015 N 248-р) по акту приема-передачи от 25.06.2015 - в собственность Краснодарского края (т. 1, л. д. 120 - 122).
Согласно утвержденной 16.06.2014 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Программе постолимпийского использования олимпийских объектов (протокол N ДК-П9-123пр) объект 14.60 Программы строительства передан в собственность Краснодарского края.
Распоряжением управления от 06.04.2015 N 248-Р утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края, в которую вошли "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка" (п. 14.60 Программы строительства) и "Специализированное оборудование командного центра управления силами и средствами безопасности Олимпийского парка" (п. 14.52.1 Программы строительства).
25 июня 2015 года управление и департамент подписали акт приема-передачи имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
На основании изложенного, принимая во внимание, что церемония закрытия Паралимпийских игр состоялась 16.03.2014, а датой окончания проведения Олимпийских и Паралимпийских игр явилась 16.04.2014, судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорный объект подлежал демонтажу с 16.04.2014. Суды указали, что истец является титульным владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1160, на котором расположено движимое имущество (КПП N 16), являющееся составной частью имущественного комплекса "Объекты обеспечения безопасности Олимпийского парка". Доказательства того, что имущественный комплекс, включая КПП N 16, является частью планируемой к строительству на спорном участке объекта "Основная Олимпийская деревня (3 тыс. мест), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)", отсутствуют. Договор аренды не содержит информации о том, что земельный участок передан арендатору с обременением (КПП N 16), которое должно сохраняться весь срок аренды. Надлежащим ответчиком по делу суды признали департамент, на который возложили обязанность по демонтажу.
Коллегия окружного суда полагает, что обжалуемые судебные акты состоялись без учета следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 6 пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" ответчиком по иску об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, является нарушитель права, то есть лицо, волей которого совершено нарушение.
По смыслу статьи 304 Гражданского кодекса, предъявляя негаторный иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать, в том числе факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий либо наличие реальной угрозы нарушения права истца. Способы защиты по негаторному требованию должны быть разумными и соразмерными.
По итогам кассационного пересмотра суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения негаторного иска, поскольку доказательства тому, что размещение спорного объекта (КПП N 16) осуществлено департаментом в целях создания препятствий в реализации принадлежащих обществу как арендатору прав на спорный земельный участок, отсутствуют.
Вывод судебных инстанций о необходимости демонтажа КПП-16 с 16.04.2014 несостоятелен, поскольку в настоящее время в Олимпийском парке проводятся публичные мероприятия, в ходе которых задействуются объекты обеспечения повышенной безопасности (включая спорный). Доказательств, свидетельствующих об утрате спорным объектом функций элемента инфраструктуры действующего Олимпийского парка, общество не представило (статьи 9, 65 Кодекса).
Кассационный суд вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права либо законность решения, постановления повторно проверяется судом (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
На основании приведенной процессуальной нормы решение от 24.03.2017 и постановление от 21.06.2017 следует отменить в части удовлетворения требований о возложении на департамент обязанности по устранению препятствий в пользовании обществом земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 площадью 18 012 кв. м, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, путем осуществления за свой счет демонтажа временного сооружения площадью 541,50 кв. м, длина - 42,80 м, ширина - 12,65 м, расположенного согласно каталогу поворотных точек границ части земельного участка (приведены координаты), удаления его за границы участка, а также в части взыскания государственной пошлины в размере 6 тыс. рублей. В остальной части судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А32-9516/2015 в части удовлетворения исковых требований отменить. В удовлетворении соответствующей части иска отказать. В остальной части судебные акты оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 304 Гражданского кодекса, предъявляя негаторный иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать, в том числе факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий либо наличие реальной угрозы нарушения права истца. Способы защиты по негаторному требованию должны быть разумными и соразмерными.
...
На основании приведенной процессуальной нормы решение от 24.03.2017 и постановление от 21.06.2017 следует отменить в части удовлетворения требований о возложении на департамент обязанности по устранению препятствий в пользовании обществом земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402037:1160 площадью 18 012 кв. м, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, путем осуществления за свой счет демонтажа временного сооружения площадью 541,50 кв. м, длина - 42,80 м, ширина - 12,65 м, расположенного согласно каталогу поворотных точек границ части земельного участка (приведены координаты), удаления его за границы участка, а также в части взыскания государственной пошлины в размере 6 тыс. рублей. В остальной части судебные акты надлежит оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2017 г. N Ф08-6386/17 по делу N А32-9516/2015