г. Краснодар |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А63-2932/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, (ИНН 2625024432, ОГРН 1022601167929) - Колесниковой Н.Д. (доверенность от 30.06.2017), в отсутствие ответчиков: федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" в лице Терско-Кумского филиала (ИНН 2634038505, ОГРН 1022602222060), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), общества с ограниченной ответственностью геодезическое универсальное предприятие "Краевой Землеустроительный Центр" (ИНН 2635831876, ОГРН 1142651018894), государственного учреждения Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем (ИНН 2625022996, ОГРН 1022601170470), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), управления сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2625031574, ОГРН 1052602114201), администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2625030820, ОГРН 1042600074472), общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное" (ИНН 2625027803, ОГРН 1022601173649), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Кругоярского Сельского совета Георгиевского района на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А63-2932/2016, установил следующее.
Администрация Крутоярского Сельского совета Георгиевского района (далее - администрация сельсовета) обратилась в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" в лице Терско-Кумского филиала (далее - учреждение), государственному учреждению Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), ООО геодезическому универсальному предприятию "Краевой Землеустроительный Центр" (далее - общество), в котором просила:
- признать недействительными результаты межевания земель водного фонда, проведенного обществом по заданию учреждения;
- признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8182521+/-50059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий";
- снять с государственного кадастрового учёта земельный участок площадью 8 182 521+/-50 059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий" (т. 5, л. д. 2 - 4).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление), управление сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района, министерство имущественных отношений Ставропольского края, администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района), ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное" (т. 1, л. д. 172, 173; т. 2, л. д. 171, 172; т. 3, л. д. 128 - 130).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что решением Георгиевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 173 утверждены: материалы отдела филиала института "Кубаньгипрозем" по закреплению земель в коллективно-долевую собственность, за сельскохозяйственными предприятиями Георгиевского района общей площадью 85 490 га сельскохозяйственных угодий; площади земель сельскохозяйственных предприятий, передаваемых в ведение сельских Советов общей площадью 19 081 га (из них с изъятием из землепользования 13 743 га); площади земель сельскохозяйственных предприятий Георгиевского района, закрепляемых в бессрочное пользование (всего по району 38 683 га, в том числе на землях сельских Советов 3 405 га); фонд перераспределения по Георгиевскому району (на площади 24 002 га). Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 30.07.1997 N 499 "О выдаче свидетельства "О праве пользования землей" муниципальным образованиям Георгиевского района" (далее - постановление от 30.07.1997 N 499) за муниципальными образованиями Георгиевского района закреплены земли согласно приложению. За Крутоярским сельским муниципальным образованием закреплены земли общей площадью 703 га (сельскохозяйственные угодья - 597 га, в том числе пашня - 437 га, пастбища - 160 га, прочие - 106 га). Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району 04.08.1997 Крутоярскому муниципальному образованию выдано свидетельство N 34 на право пользования для сельскохозяйственного использования и других целей землями общей площадью 703 га. Из кадастрового паспорта от 28.05.2015 N 26/501/15-308546 следует, что участок площадью 7 030 тыс. кв. м поставлен на кадастровый учет 25.04.2005 с присвоением ему кадастрового номера 26:25:000000:305, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. На основании постановления главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 02.03.1999 N 86 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району 15.04.1999 Георгиевскому управлению обводнительно-оросительных систем выданы свидетельства N N 148, 155 и 158 на право бессрочного (постоянного) пользования следующими земельными участками: площадью 64,54 га под сбросным трактом "Сухая Падина", площадью 839,03 га под каналом "Широкий" и площадью 67 га под водохранилищем "Сухая Падина". На основании приказа Минсельхоза России от 28.02.2002 N 197 департамент по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Ставропольского края на базе государственного предприятия по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и гидросооружений "Ставропольводэксплуатация" переименован в учреждение, которое зарегистрировано 26.03.2002. Приказом учреждения от 22.04.2002 N 15 государственное учреждение Георгиевское районное управление обводнительно-оросительных систем Департамента "Ставрополькрайводхоз" реорганизовано путем его присоединения к учреждению в качестве Георгиевского филиала. Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30.01.2003 N 108 за учреждением закреплено на праве оперативного управления государственное имущество согласно приложенному перечню (федеральная собственность) по состоянию на 01.07.2002. Земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:159 поставлен на кадастровый учет 21.10.2004 со следующими характеристиками: площадь - 8 390 300 кв. м; категория земель - земли водного фонда; разрешенное использование - канал "Широкий"; местоположение - Ставропольский край, Георгиевский район, канал "Широкий"; вид права - бессрочное (постоянное) пользование; правообладатель - государственное учреждение Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем. По результатам рассмотрения в органе кадастрового учета заявления учреждения о государственном кадастровом учете от 01.10.2014 N 26-0-1-54/3001/2014-12448, межевого плана от 01.10.2014, подготовленного кадастровым инженером ООО "Краевой Землеустроительный центр", принято решение от 07.10.2014 N 26/301/14-255857 об учете изменений объекта недвижимости (участка с кадастровым номером 26:25:000000:159) в связи с уточнением местоположения границ и площади участка, расположенного по адресу: Георгиевский район, канал "Широкий". В государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены уточненные сведения о площади (8 182 521 кв. м) и границах земельного участка (состоящего из 8 контуров). Доказательства согласования границ данного участка с органами местного самоуправления, осуществлявшими полномочия в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в дело не представлены. Главой Крутоярского сельсовета принято постановление от 23.09.2015 N 114 о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 с сохранением исходного в измененных границах. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2:25:020722 с условным номером 305:ЗУ1, площадью 805 427 кв. м, состоящего из трех контуров, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения", территориальная зона СХ-1, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Георгиевский район, в административных границах Крутоярского сельсовета. По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.10.2015 N 26-0-1-136/3001/2015-1032, а также межевого плана от 27.10.2015, подготовленного по заданию администрации сельсовета кадастровым инженером ООО НПК "КБКЗ", кадастровой палатой принято решение от 10.11.2015 N 26/301/15-72380 о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении границ формируемого участка. Причиной приостановления послужило выявленное пересечение с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159, имеющим уточненные границы и площадь, кадастровый учет которого осуществлен 07.10.2014. Допущенные при формировании земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 (водного фонда), администрация сельсовета связывает с наличием у муниципального образования права пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, возникшего на основании постановления от 30.07.1997 N 499 и свидетельства от 04.08.1997 N 499. Суды исходили из того, что в соответствии с положениями Земельного кодекса РСФСР 1991 года изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду относилась к исключительной компетенции Советов народных депутатов. Доказательств того, что участок с кадастровым номером 26:25:000000:305, переданный постановлением от 30.07.1997 N 499 в ведение Крутоярскому сельсовету, соответствует критериям, указанным в пункте 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), не представлено. Документальных подтверждений формирования в установленном порядке в границах земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, каких либо участков из земель, находившихся в общей долевой собственности граждан, также не представлено. Поэтому суды признали, что земельный участок, закрепленный постановлением от 30.07.1997 N 499 за Крутоярским сельсоветом, не может относиться к землям муниципального образования (разграниченным землям). Суды также учли, что с 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ. С 01.01.2017 статья 3.3 Закона N 137-ФЗ изложена в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ. В силу изменений действующего законодательства с 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, государственная собственность на который не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления Георгиевского муниципального района, что изменяет субъектный состав лиц, право которых нарушено формированием спорного участка. В определении от 18.01.2017 суд первой инстанции предлагал администрации района определиться по вопросу процессуальной замены, либо выступить соистцом (вторым истцом) по требованиям, заявленным администрацией сельсовета в рамках данного дела. Представитель администрации района утверждал, что земельный участок, переданный в пользование муниципального образования Крутоярского сельсовета, относится к землям, государственная собственность на которые разграничена. Этот участок не находится в ведении органов местного самоуправления муниципального района, поэтому возражал против участия администрации района в деле в качестве истца, в том числе в порядке процессуальной замены. Поскольку право муниципального образования Крутоярского сельсовета в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 в установленном порядке не возникло, а полномочия администрации сельсовета по распоряжению данным участком прекращены в силу закона, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Администрация сельсовета обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В силу части 4 статьи 11, пункта 37 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенным в действие с 01.03.2015, распоряжение земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, с указанной даты осуществлялось истцом. В виду отсутствия достаточных финансовых ресурсов, работы по разделу земельного участка проводились в три этапа. Из земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 образованы три земельных участка, два из которых прошли кадастровый учет. Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 05.03.2015 за муниципальным образованием Крутоярского сельсовета Георгиевского района проведена государственная регистрация права собственности на участок площадью 1 893 935 кв. м с кадастровым номером 26:25:000000:4098 и на участок площадью 1 096 754 кв. м с кадастровым номером 26:25:020721:3. Документом-основанием возникновения права послужило постановление от 30.06.1997 N 499. Это подтверждает несостоятельность судебного вывода о прекращении прав муниципального образования на распоряжение ранее закрепленным земельным участком. Проведение кадастрового учета в отношении третьего участка (который имеет наложение на спорный участок) 12.05.2015 кадастровой палатой было приостановлено, а 10.11.2015 в проведении кадастрового учета отказано, что и послужило основанием для обращения администрации сельсовета в арбитражный суд. При проведении межевых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 согласование его месторасположения со смежным землепользователем не производилось, что подтверждается ответом главы администрации Георгиевского муниципального района от 07.05.2015 N 01/2054. Об обязательном согласовании местоположения границ земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН со смежными землепользователями, в своем отзыве от 24.10.2016 указывает и территориальное управление. В отзыве территориальное управление указывает, что земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:159 не отнесен к федеральному имуществу. Данное обстоятельство также опровергает доводы (возражения) учреждения.
Администрация района в отзыве поддержала доводы кассационной жалобы администрации сельсовета.
В судебном заседании представитель администрации сельсовета поддержала доводы жалобы, которую просила окружной суд удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
От администрации района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва администрации района, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы Крутоярского сельсовета от 23.09.2015 N 114 земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:305 разделен с сохранением исходного в измененных границах. Данным постановлением утверждена схема расположения на кадастровом плане территории 2:25:020722 земельного участка с условным номером: 305:ЗУ1, площадью 805 427 кв. м, состоящего из трех контуров. Участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона СХ-1, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Георгиевский район, в административных границах Крутоярского сельсовета.
По результатам рассмотрения заявления администрации сельсовета о государственном кадастровом учете от 29.10.2015 N 26-0-1-136/3001/2015-1032, а также межевого плана от 27.10.2015, подготовленного кадастровым инженером ООО НПК "КБКЗ", органом кадастрового учета принято решение от 10.11.2015 N 26/301/15-72380 о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении границ формируемого земельного участка. Кадастровой палатой выявлено пересечение данного участка с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159, имеющим уточненные границы и площадь, государственный кадастровый учет которого осуществлен 07.10.2014.
Полагая, что формирование земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 произведено за счет земель, переданных в ведение муниципального образования, администрация сельсовета оспорила в арбитражном суде результаты межевания данного участка (в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:305).
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судебные инстанции при разрешении спора пришли к выводу об отсутствии (недоказанности администрацией сельсовета) законных прав в отношении участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, имеющего наложение с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159 (водного фонда), закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Суды исходили из того, что представленные администрацией сельсовета документы (постановление от 30.07.1997 N 499, свидетельство от 04.08.1997 N 499) не подтверждают права муниципального образования на участок с кадастровым номером 26:25:000000:305, площадью 703 га (сельскохозяйственные угодья - 597 га, в том числе пашня - 437 га, пастбища - 160 га, прочие - 106 га).
Статьей 23 Земельного кодекса РСФСР 1991 года была определена компетенция советов народных депутатов различного уровня как органов, наделенных компетенцией по изъятию и предоставлению земель.
Пунктом 3 статьи 23 названного Кодекса было установлено, что районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи (в них указаны полномочия сельских, поселковых, городских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов в отношении подведомственных им земель).
Статья 39 Земельного кодекса РСФСР 1991 года (действовавшая до 24.12.1993) содержала перечень оснований прекращения прав на землю. Решение о прекращении права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования, аренды земельным участком у местных Советов народных депутатов независимо от площади и видов угодий в случаях, предусмотренных настоящей статьей (кроме пункта 5), принимают Советы народных депутатов, обладающие в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия земельных участков.
Положения статей 23 и 39 Земельного кодекса РСФСР 1991 года действовали до 24.12.1993 (Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации").
В материалы дела представлено решение Георгиевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 173. Данным решением утверждены, в частности, площади земель сельскохозяйственных предприятий, передаваемых в ведение сельских Советов общей площадью 19 081 га, из них с изъятием из землепользования сельскохозяйственных предприятий - 13 743 га (приложение N 2). В названном приложении определены, в том числе, и площади сельскохозяйственных земель, изымаемых у совхоза "Крутоярский" и предаваемых в ведение Крутоярского сельского Совета (т. 5, л. д. 8 - 15).
В преамбуле постановления от 30.07.1997 N 499, которым за муниципальными образованиями Георгиевского района закреплены земли, согласно приложению, в том числе за Крутоярским сельским муниципальным образованием (общей площадью 703 га), указано, что оно принято во исполнение решения Георгиевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 173 (т. 4, л. д. 15 - 17).
Свидетельство N 34 на право пользования земель общей площадью 703 га выдано Крутоярскому муниципальному образованию 04.08.1997 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району на основании постановления от 30.07.1997 N 499.
С учетом приведенных правовых норм и представленных в дело доказательств, вывод судебных инстанций о недоказанности администрацией сельсовета прав муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 не может быть признан кассационным судом законным и обоснованным.
В связи с указанным (ошибочным) выводом суды первой и апелляционной инстанций по существу не рассмотрели данный спор, при разрешении которого им необходимо учесть следующее.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Результатом разрешения спора о границах является внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (в правоустанавливающие документы) либо прекращение нарушения права лица на земельный участок.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 также указано на необходимость рассмотрения споров о границах земельных участков в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц.
При этом резолютивная часть решения по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в ГКН: площадь и описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
В данном случае судами надлежаще не определен характер возникшего спора. Администрация сельсовета оспорила результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 (в части наложения на участок с кадастровым номером 26:25:000000:305) и приведении сведений об указанных участках, содержащихся в ГКН, в соответствие с правоустанавливающими документами. В обоснование требований администрация сельсовета ссылалась на межевой план от 27.10.2015, подготовленный кадастровым инженером ООО НПК "КБКЗ" (содержащий координат поворотных точек участка, сведения о котором предполагалось внести в ГКН) и факт пересечения его границ с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159. К участию в деле в качестве ответчика привлечено учреждение, за которым на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен спорный земельный участок.
Заявленные администрацией сельсовета требования направлены на устранение неопределенности в прохождении границы закрепленного за муниципальным образованием земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305. Данный способ защиты избран истцом в связи с невозможностью надлежащего использования закрепленных за ним земель и наличием возражений со стороны правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, что подтверждено содержанием возражений учреждения. По существу администрация сельсовета просила суд вынести решение, которым будет внесена ясность по вопросу о границе между смежными земельными участками, и на основании которого сведения об установленной судом границе будут внесены в ГКН.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований администрации сельсовета в связи с отсутствием (недоказанностью истцом) прав муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:305 не основан на нормах земельного законодательства, действовавших в период его закрепления, и представленных в материалы дела документах. Поскольку требования администрации сельсовета судебными инстанциями не рассмотрены по существу, решение и апелляционное постановление следует отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные нарушения, учесть характер возникших правоотношений и подлежащее применению законодательство. Суду следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле (в качестве стороны) представителя правообладателя участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, исследовать обстоятельства, связанные с заявленными требованиями, дать оценку возражениям на эти требования. Спор необходимо разрешить с правильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу N А63-2932/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 также указано на необходимость рассмотрения споров о границах земельных участков в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц.
При этом резолютивная часть решения по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в ГКН: площадь и описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2017 г. N Ф08-5967/17 по делу N А63-2932/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
03.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
16.10.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2932/16
15.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
12.05.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17