г. Краснодар |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А63-2932/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" в лице Терско-Кумского филиала (ИНН 2634038505, ОГРН 1022602222060) - Пивоварова В.Г. (доверенность от 25.12.2019), в отсутствие истца - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (ИНН 2625021960, ОГРН 1022601173319), ответчиков: общества с ограниченной ответственностью геодезическое универсальное предприятие "Краевой Землеустроительный Центр" (ИНН 2635831876, ОГРН 1142651018894), государственного учреждения Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем (ИНН 2625022996, ОГРН 1022601170470), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) и третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, министерства сельского хозяйства Российской Федерации, управления сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района, министерства имущественных отношений Ставропольского края, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное", департамента мелиорации министерства сельского хозяйства Российской Федерации, индивидуального предпринимателя Ашихминой Людмилы Сергеевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А63-2932/2016, установил следующее.
Администрация Крутоярского Сельского совета Георгиевского района (далее - администрация сельсовета) обратилась в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" в лице Терско-Кумского филиала (далее - учреждение), государственному учреждению Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), обществу с ограниченной ответственностью геодезическому универсальному предприятию "Краевой Землеустроительный Центр" (далее - общество), в котором просила:
- признать недействительными результаты межевания земель водного фонда, проведенного обществом по заданию учреждения;
- признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8182521+/-50059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий";
- снять с государственного кадастрового учёта земельный участок площадью 8 182 521+/-50 059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий" (т. 5, л. д. 2 - 4).
Требования мотивированы тем, что при описании границ и постановке в 2016 году на кадастровый учет земельного участка муниципальной собственности с кадастровым номером 26:25:000000:305 выявлено пересечение границ этого участка с земельным участком водного фонда с уточненными границами и площадью, имеющим кадастровый номер 26:25:000000:159, кадастровый учет в отношении которого осуществлен 07.10.2014. Допущенные при формировании земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 (водного фонда) нарушения, администрация сельсовета связывала с наличием у муниципального образования права пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, возникшего на основании постановления от 30.07.1997 N 499 и свидетельства от 04.08.1997 N 499.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление), управление сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района, министерство имущественных отношений Ставропольского края, администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района), ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из недоказанности наличия прав муниципального образования (сельсовета) в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, имеющего наложение с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159 (водного фонда), закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2017 решение от 01.02.2017 и апелляционное постановление от 12.05.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у администрации сельсовета законных оснований для защиты прав (интересов) муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305. Представленные истцом правоустанавливающие документы (решение Георгиевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 173, постановление главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 30.07.1997 N 499, свидетельство Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району от 04.08.1997 N 499) соответствуют положениям статей 23, 39 Земельного кодекса РСФСР 1991 года. Необоснованно не признав администрацию сельсовета надлежащим истцом, суды не рассмотрели по существу заявленные требования, имеющие направленность на устранение неопределенности в прохождении границы муниципального земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305. Данный способ защиты избран в связи с невозможностью надлежащего использования истцом закрепленных за ним земель и наличием возражений правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, что подтверждено содержанием возражений учреждения. По существу администрация сельсовета просит суд вынести решение, которым будет внесена ясность по вопросу о границе между смежными земельными участками, и на основании которого сведения об установленной судом границе будут внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). Такой спор подлежит рассмотрению в рамках искового производства. Суду предложено устранить допущенные нарушения, учесть характер возникших правоотношений и подлежащее применению законодательство, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле (в качестве стороны) представителя публичного собственника участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, исследовать обстоятельства, связанные с требованиями истца, дать оценку возражениям на эти требования.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции привлек администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее - администрация городского округа) к участию в деле в качестве соистца. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, департамент мелиорации министерства сельского хозяйства Российской Федерации, индивидуальный предприниматель Ашихмина Людмила Сергеевна (кадастровый инженер) привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
С согласия администрации городского округа суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и территориального управления; произвел замену ответчика - кадастровую палату на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - управление Росреестра); определил считать участвующими в деле в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровую палату и министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
20 марта 2018 года администрация городского округа заявила в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказ от ранее заявленных требований:
- о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 площадью 8 182 521+/50 059 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий";
- о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 площадью 8 182 521+/50 059 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий".
16 мая 2018 года администрацией городского округа уточнены требования, которые изложены в следующем виде:
- признать результаты межевания, проведенные обществом по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 площадью 8 182 521+/50 059 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий", недействительными в части;
- исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 26:25:000000:159 (контур 4), изменив его границы в соответствии с межевым планом от 14.05.2018, подготовленным кадастровым инженером Цой Татьяной Михайловной.
30 июля 2018 года администрация городского округа вновь уточнила требования, просила суд:
- признать недействительным межевой план от 07.07.2014 по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, подготовленный кадастровым инженером Ашихминой Л.С. с нарушением установленной законом процедуры согласования местоположения границ с правообладателями смежных участков, с включением в него (контур 4) координат характерных точек из земель сельскохозяйственного назначения, как нарушающий права истца и создающий препятствия в проведении кадастрового учета участка сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305;
- изменить границы земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 (контур 4), исключив из него территорию, ограниченную координатами характерных точек в соответствии с межевым планом, подготовленный кадастровым инженером Цой Т.М.
В связи с изменением требований администрация городского округа просила исключить из числа ответчиков и привлечь в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Росимущество, территориальное управление. Также истец просил считать надлежащими ответчиками кадастрового инженера (квалификационный аттестат N 26-10-63), как подрядчика по государственному контракту от 16.06.2014 N 6, подготовившего межевой план земельного участка водного фонда с кадастровым номером 26:25:000000:159 с включением в него земель сельскохозяйственного назначения; учреждение, как заказчика по государственному контракту от 16.06.2014 N 6, правомочного обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ГКН в отношении координат земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159; общество которое согласно данным ЕГРН явилось исполнителем по внесению в ГКН сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159; управление Росреестра, осуществляющее ведение государственного реестра недвижимости, являющееся правопреемником органа кадастрового учета, внесшего в ГКН спорные координаты при наличии наложения границ земельного участка водного фонда с кадастровым номером 26:25:000000:159 на земли сельскохозяйственного назначения, и обязанное совершить действия по исключению координат из ЕГРН.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020, в удовлетворении иска отказано.
Администрация городского округа обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином судебном составе, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие сделанных выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В нарушении части 5 статьи 170 Кодекса резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов. Как при первоначальном, так и при новом рассмотрении дела, заявленные требования уточнялись, администрация заявляла отказ от части требований. А поскольку при принятии уточнений предмета иска, суд первой инстанции не разрешал вопрос по ранее заявленным требованиям, у суда отсутствовали основания не рассматривать по существу все заявленные истцом требования. Администрация городского округа, руководствуясь частью 2 статьи 49 Кодекса, в суде первой инстанции отказалась от ранее заявленных требований в части: признания незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8182521+/-50059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий"; снятия с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 8 182 521+/-50 059 кв. м (кадастровый номер 26:25:000000:159), расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий". В нарушении части 5 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 Кодекса, суд не разрешил вопрос о принятии, либо об отказе от части требований, производство в данной части не прекратил ни протокольным определением, ни в итоговом решении. Из судебных актов не следует, что при уточнении администрацией городского округа требований, производство по ранее заявленным требованиям прекращено, а истцу разъяснены последствия отказа. Таким образом, фактически судом не был рассмотрен по существу спор по заявленным истцом требованиям, а рассмотрено производное требование. Более того, толкование вводной и просительной части заявления/жалобы, не позволяло судам прийти к указанным выводам, так как они явно противоречили волеизъявлению администрации городского округа. Оснований для предъявления требований к Российской Федерации на момент рассмотрения дела, у администрации отсутствовали, поскольку доказательства регистрации права собственности спорного земельного участка за Российской Федерацией, произведена не была. Факт наложения земельного участка, занятого объектом водного фонда, на земельный участок с кадастровым номером 26:25:00000:159, подтвержден. Между тем, суд, не принимая решения о признании межевания недействительным, не учел, что законодательно допускается нахождение в составе земель сельскохозяйственного назначения водных объектов, а не наоборот. Тем самым, суд фактически поспособствовал Ашихминой Л.С., как исполнителю государственного контракта, придать нарушенным требованиям земельного законодательства законную силу, что привело к искажению действующего Генерального плана муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, а также Правил землепользования и застройки.
Учреждение в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению ответчика, суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования доказательств, представленных в материалы дела участниками спора, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. ГТС водохранилище Сухая Падина Георгиевского района является комплексным сооружением, введенным в эксплуатацию с 1973 года, то есть до проведения межевых работ по определению местоположения границ земельного участка площадью 805 427 кв. м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Удовлетворение требования об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 (контур 4) приведет к прекращению права собственности Российской Федерации на часть участка водного фонда с кадастровым номером 26:25:00000:159, сформированного, в том числе, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения повышенного класса опасности. Требования администрации городского округа противоречат положениям части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, не допускающей исправление реестровой ошибки в случае, если такое исправление вызовет названные последствия. Требование о признании недействительным акта межевания, а также действий кадастрового инженера Ашихминной Л.С., связанных с внесением сведений о границах участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, являются ненадлежащим способом защиты права. Сам по себе акт межевания является документом, подготовленным кадастровой организацией (кадастровым инженером) для целей кадастрового учета, и не может быть признан недействительным, поскольку не является актом органа, осуществляющего публичные полномочия.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу поступили.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От администрации городского округа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Георгиевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 173 утверждены: материалы отдела филиала института "Кубаньгипрозем" по закреплению земель в коллективно-долевую собственность, за сельскохозяйственными предприятиями Георгиевского района общей площадью 85 490 га сельскохозяйственных угодий; площади земель сельскохозяйственных предприятий, передаваемых в ведение сельских Советов общей площадью 19 081 га, из них с изъятием из землепользования 13 743 га; площади земель сельскохозяйственных предприятий Георгиевского района, закрепляемых в бессрочное пользование (всего по району 38 683 га, в том числе на землях сельских Советов 3 405 га); фонд перераспределения по Георгиевскому району на площади 24 002 га.
Постановлением от 30.07.1997 N 499 за муниципальными образованиями Георгиевского района закреплены земли согласно приложению. За Крутоярским сельским муниципальным образованием закреплены земли общей площадью 703 га, из них: сельхозугодия - 597 га (пашня - 437 га, пастбища - 160 га); прочие - 106 га.
На основании постановления от 30.07.1997 N 499 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Георгиевску и Георгиевскому району 04.08.1997 Крутоярскому муниципальному образованию выдано свидетельство N 34 на право пользования для сельскохозяйственного использования и других целей землями общей площадью 703 га, из них: сельхозугодия - 597 га (пашня - 437 га, пастбища - 160 га); прочие - 106 га.
Из кадастрового паспорта от 28.05.2015 N 26/501/15-308546 следует, что земельный участок площадью 703 га поставлен на кадастровый учет 25.04.2005 с присвоением ему номера 26:25:000000:305. Участок из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
На основании постановления главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 02.03.1999 N 86 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району 15.04.1999 Георгиевскому управлению обводнительно-оросительных систем выданы свидетельства N N 148, 155 и 158 на право бессрочного (постоянного) пользования следующими земельными участками: площадью 64, 54 га под сбросным трактом "Сухая Падина", площадью 839,03 га под каналом "Широкий" и площадью 67 га под водохранилищем "Сухая Падина".
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.02.2002 N 197 департамент по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Ставропольского края на базе государственного предприятия по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и гидросооружений "Ставропольводэксплуатация" переименован в федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю". Учреждение зарегистрировано администрацией города Ставрополя 26.03.2002 (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) серия В N 001372, регистрационный N 0260/2002).
Приказом ФГУ "Ставропольмелиоводхоз" от 22.04.2002 N 15 государственное учреждение Георгиевское районное управление обводнительно-оросительных систем департамента "Ставрополькрайводхоз" реорганизовано путем его присоединения к ФГУ "Ставропольмелиоводхоз" в качестве Георгиевского филиала ФГУ.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30.01.2003 N 108 за ФГУ "Ставропольмелиоводхоз" закреплено на праве оперативного управления государственное имущество согласно приложенному перечню (федеральная собственность) на сумму 1 592 248 тыс. рублей, балансовая стоимость основных средств - 2 710 234 тыс. рублей, износ - 1 141 625 тыс. рублей, остаточная стоимость - 1 568 609 тыс. рублей, оборотные средства - 23 639 тыс. рублей по состоянию на 01.07.2002.
Из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 следует, что участок поставлен на кадастровый учет 21.10.2004 со следующими характеристиками: площадь - 8 390 300 кв. м; категория земель - земли водного фонда; разрешенное использование - канал "Широкий"; местоположение - Ставропольский край, Георгиевский район, канал "Широкий"; вид права - бессрочное (постоянное) пользование; правообладатель - государственное учреждение Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 01.10.2014 N 26-0-1-54/3001/2014-12448, поданного представителем ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"", межевого плана на машиночитаемом носителе от 01.10.2014, подготовленного кадастровым инженером общества Ашихминой Л.С., должностным лицом кадастровой палаты 07.10.2014 принято решение N 26/301/14-255857 об учете изменений объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159) в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, канал "Широкий".
На основании принятого решения в ГКН внесены уточненные сведения о площади (8 182 521 кв. м) и границах земельного участка (состоящего из 8 контуров). Доказательства согласования границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 с органами местного самоуправления, осуществлявшими полномочия в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в дело не представлены.
Согласно свидетельству от 25.06.2015 N 26 АК 247400 на основании распоряжения министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30.01.2003 N 108 управлением Росреестра произведена государственная регистрация права оперативного управления учреждения на распределитель "Широкий" (включая сопрягающий канал), назначение: сооружение гидротехническое, протяженность: 216 300 м; в состав сооружения включены, в том числе быстроток в водохранилище "Сухая Падина", адрес (местоположение): Ставропольский край, Андроповский район, Минераловодский район, Георгиевский район (ПК 641+90-ПК1749+00), Советский район.
ГТС водохранилище Сухая Падина Георгиевский район (в составе грунтовой плотины, шлюза-регулятора для подачи в канал Широкий, шлюза-регулятора для сброса воды в балку Сухая Падина, открытого водосброса, быстротока N 1 (из канала Широкий в водохранилище Сухая Падина), быстротока N 2 (для сброса паводкового расхода в балку Сухая Падина)) включено в Российский регистр гидротехнических сооружений, регистрационный номер 207070000557700.
Главой Крутоярского сельсовета 23.09.2015 принято постановление N 114 о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 с сохранением исходного в измененных границах. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2:25:020722 земельного участка с условным номером: 305:ЗУ1, площадью 805 427 кв. м, состоящего из трех контуров, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", территориальная зона СХ1, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, в административных границах Крутоярского сельсовета.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.10.2015 N 26-0-1-136/3001/2015-1032, а также межевого плана от 27.10.2015, подготовленного по заданию администрации сельсовета кадастровым инженером общества, должностным лицом кадастровой палаты 10.11.2015 принято решение N 26/301/1572380 о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении границ формируемого участка. Основание - выявленное пересечение с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159, имеющим уточненные границы и площадь, государственный кадастровый учет которого осуществлен 07.10.2014.
Администрация сельсовета обратилась в арбитражный суд с иском о признании незаконными действий (решений) по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка водного фонда с кадастровым номером 26:25:000000:159, снятии его с кадастрового учета в части наложения на земли сельскохозяйственного назначения.
Администрация городского округа в последней редакции требований просила суд признать недействительным межевой план от 07.07.2014 по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, а также изменить границы указанного участка (контур 4) в соответствии с межевым планом, подготовленный кадастровым инженером Цой Т.М.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством (пункты 1, 4 статьи 102 Земельного кодекса).
Земельные споры, в силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В силу части 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом признавались действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждающих прекращение существования такого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений. На основании части 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества устанавливался главой 3 Закона N 221-ФЗ, согласно пункту части 1 статьи 22 которого одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Отношения по оформлению межевого плана земельного участка регулировались в главе 4 названного Закона. При этом результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Закона N 221-ФЗ). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. В нем воспроизведены определенные внесенные в ГКН сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке (участках), либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о таком участке или участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В настоящее время вопросы, связанные с государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, урегулированы нормами Закона N 218-ФЗ. Со дня вступления в силу названного Закона сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.
Лицо, полагающее, что уполномоченный орган допустил нарушения при регистрации права или кадастровом учете, вправе оспорить такие действия. Суд вправе принять такое решение, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость (пункт 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Возникший спор о праве или межевой спор не может быть разрешен лишь посредством удовлетворения требования о снятии земельного участка с учета, заявленного заинтересованным лицом к органу кадастрового учета (пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе, экспертное заключение от 05.04.2019 N 02-03/19 и межевой план, подготовленный 14.05.2018 кадастровым инженером Цой Т.М., оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. ГТС водохранилище Сухая Падина Георгиевского района является комплексным сооружением, введенным в эксплуатацию с 1973 года, то есть до проведения межевых работ по определению местоположения границ земельного участка площадью 805 427 кв. м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. ГТС, размещенное на земельном участке с кадастровым номером 26:25:00000:159 (контур 4) относится к сооружениям повышенного класса опасности, документация на которое для предупреждения аварийных ситуаций предусматривает складирования резервуарного грунта на площади 20 га, для целей отвода паводковых вод от близлежащих населенных пунктов. Также на спорном земельном участке имеется инспекторская дорога, ведущая к водохранилищу "Сухая Падина" и используемая для обслуживания гидротехнических сооружений, являющаяся объектом федеральной собственности. Наложение на кадастровой карте (плане) территории земельного участка сельскохозяйственного назначения на участок водного фонда с кадастровым номером 26:25:00000:159 обусловлено наличием между муниципальным образованием и Российской Федерацией неразрешенного спора о праве на использование конкретной (физической) территории. Между тем, администрацией городского округа требования к Российской Федерации (в лице уполномоченного органа) как правообладателю земельного участка водного фонда, собственность в отношении которого разграничена, не заявлены. Исходя из содержания уточненных требований, истец просил исключить Российскую Федерацию из числа ответчиков по делу. Результаты кадастровых работ в виде межевого плана не являются с точки зрения их правовой природы ни сделкой, ни актом органа публичной власти. Действующее гражданское и земельное законодательство, а также законодательство о государственной регистрации недвижимости, не предусматривают возможности признания результатов кадастровых работ в виде межевого плана недействительными. Исходя из изложенного, судебные инстанции отказали администрации городского округа в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в нерассмотрении всех заявленных администрацией городского округа требований, подлежат отклонению окружным судом. Истцом неоднократно изменялись и уточнялись требования, которые рассмотрены судом первой инстанции в последней редакции, изложенной представителем администрации городского округа в судебном заседании, состоявшемся 30.07.2018. Это подтверждается протоколом судебного заседания (т. 23, л. д. 19) и аудиопротоколом от 30.07.2020, в которых зафиксировано, что суд без удаления в совещательную комнату рассмотрел ходатайство об уточнении требований. Судом рассмотрены требования с учетом их уточнения, состоявшегося в судебном заседании от 30.07.2018, а также правовой позиции представителя администрации городского округа, определившего предмет и основания этих требований. Представитель Колесникова Н.Д., участвовавшая в судебном заседании, состоявшемся 30.07.2018, имеет высшее юридическое образование и является профессиональным юристом. Учитывая изложенное, при заявлении ходатайства об уточнении требований, она не могла не знать о последствиях его удовлетворения судом.
Иные доводы, приведенные в жалобе (о доказанности наложения земельного участка сельскохозяйственного назначения участка на участок водного фонда, о незаконности межевания спорного участка, о легализации действий Ашихминой Л.С., не соответствующих требованиям земельного законодательства), не принимаются с учетом характера заявленных требований, а также избранного администрацией городского округа круга ответчиков по делу. Суды обоснованно исходили из того, что применительно к установленным при разрешении спора обстоятельствам право администрации городского округа не может быть восстановлено путем удовлетворения требований о признании недействительным межевого плана от 07.07.2014 и изменения границ участка с кадастровым номером 26:25:000000:159.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Администрация городского округа (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А63-2932/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения по оформлению межевого плана земельного участка регулировались в главе 4 названного Закона. При этом результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Закона N 221-ФЗ). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. В нем воспроизведены определенные внесенные в ГКН сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке (участках), либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о таком участке или участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В настоящее время вопросы, связанные с государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, урегулированы нормами Закона N 218-ФЗ. Со дня вступления в силу названного Закона сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.
Лицо, полагающее, что уполномоченный орган допустил нарушения при регистрации права или кадастровом учете, вправе оспорить такие действия. Суд вправе принять такое решение, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость (пункт 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2020 г. N Ф08-5967/17 по делу N А63-2932/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
03.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
16.10.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2932/16
15.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
12.05.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17