г. Краснодар |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А32-40376/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Гачияна Агопа Сергеевича (ИНН 231800421967, ОГРНИП 316236600069531) - Кузнецова Д.В. (доверенность от 09.11.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2017 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-40376/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Гачиян А.С. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации город Сочи (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 26.08.2016 N 21930/л05-16 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:83, расположенного по адресу: город Сочи, Лазаревский район, ул. Львовская, 7а, а также о возложении на департамент обязанности принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду без проведения торгов спорного земельного участка и направить ему в двухнедельный срок проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении предпринимателю в аренду без проведения торгов спорного земельного участка. На департамент возложена обязанность предоставить испрашиваемый предпринимателем земельный участок в аренду без проведения торгов. Судебные инстанции установили, что предприниматель (как собственник нежилого здания) обладает исключительным правом на приобретение в аренду спорного земельного участка. При обращении в уполномоченный орган предприниматель предоставил необходимые документы. Предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка судебные инстанции не установили.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы указывает, что предоставленные заявителем документы не позволяют идентифицировать объект недвижимости, в том числе установить его нахождение на испрашиваемом земельном участке.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В заседании представитель предпринимателя полагал, что судебные акты основаны на представленных в дело доказательствах и не противоречат действующему законодательству.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и постановления.
Как видно из материалов дела, Гачиян А.С. является собственником объекта недвижимости - столовой площадью 1 416,40 кв. м (кадастровый номер 23:49:0121007:1192), расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Львовская, 7а (л. д. 16, 17).
В целях заключения договора аренды спорного земельного участка, на котором расположено здание столовой, предприниматель 29.07.2016 обратился в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (л. д. 8, 9).
Департамент отказал в заключении договора аренды, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих кадастровый учет земельного участка площадью 2000 кв. м. Кроме того, согласно кадастровому паспорту в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:83 имеются ограничения прав в соответствии со статьями 56, 56.1 Земельного кодекса (ограничения в связи с резервированием для муниципальных и государственных нужд; л. д. 6, 7).
Предприниматель, полагая, что отказ департамента не соответствует закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, урегулирован пунктами 5 и 6 статьи 39.17 Земельного кодекса, согласно которым в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 данной статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исследовав представленные в дело доказательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что предприниматель (собственник объекта недвижимости) вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в аренду без торгов в соответствии с правилами статьи 39.20 Земельного кодекса. Сведения об участке площадью 2000 кв. м (кадастровый номер 23:49:0121007:83) внесены в государственный кадастр недвижимости 09.10.1997. Содержащиеся в кадастровом паспорте и в выписке из ЕГРП сведения позволяли установить факт нахождения объекта заявителя на участке. Площадь спорного участка, сведения о которой внесены в кадастр, соответствует правоустанавливающим документам (л. д. 15, 30). Доводы департамента о наличии ограничений прав в отношении участка в связи с его резервированием для муниципальных и государственных нужд не подтверждены документально.
С учетом отсутствия предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участка суды правомерно удовлетворили требований предпринимателя (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы департамента о наличии условий для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:83 арбитражный суд округа отклоняет, поскольку они противоречат установленным в рамках настоящего дела обстоятельствам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 по делу N А32-40376/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.