г. Краснодар |
|
20 сентября 2017 г. |
Дело N А20-3775/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0703002682, ОГРН 1020700558031) и заинтересованного лица - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.03.2017 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-3775/2016, установил следующее.
Местная администрация Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республик в Майском районе от 08.09.2016 N 005S19160000057 в полном объеме, либо уменьшении штрафа.
Определением суда от 18.01.2017 произведена замена Управления Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в Майском районе на государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - фонд).
Решением суда от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2017, требования удовлетворены со ссылкой на то, что у фонда отсутствовали основания для начисления штрафа, поскольку отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года администрация представила в установленный законом срок (до 10.05.2016), а ошибочное указание в отчете периода (вместо ""04" - апрель" указано ""03" - март") не является основанием для начисления штрафа за непредставление отчета.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что дополняющие или отменяющие сведения форм СЗВ-М необходимо сдавать не позднее установленного срока предоставления такой формы за отчетный период. Администрация направила исправленный отчет за апрель 2016 года 02.06.2016, то есть за пределами установленного срока (10.05.2016), ввиду чего правомерно начисление администрации штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд, установив, что администрация направила сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года 02.06.2016, то есть с нарушением установленного законом срока, принял решение от 08.09.2016 N 005S19160000057 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде 29 тыс. рублей штрафа.
В порядке статьей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация обжаловала решение фонда в арбитражный суд.
Суды правомерно удовлетворили требования администрации, установив все фактические обстоятельства по делу, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильного применив нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Суды правильно исходили из того, что со II квартала 2016 года помимо ежеквартальной отчетности пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ введена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М.
Первую отчетность необходимо представить не позднее 10.05.2016. Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац 3 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Как указывает фонд, основанием для привлечения администрации к ответственности явилось предоставление ею отчета по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 года на 58 застрахованных лиц с нарушением установленного срока - 02.06.2016, что подтверждено извещением о доставке от 02.06.2016.
Суды признали неправомерным привлечение администрации к ответственности, установив, что первоначально администрация направила отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года по телекоммуникационным каналам связи 05.05.2016, что подтверждено квитанцией о получении фондом сведений. Позднее администрация обнаружила ошибку в наименовании месяца в преамбуле отчета (вместо ""04" - апрель" указано ""03" - март"), о чем сообщила фонду, который в целях устранения ошибки предложил администрации создать новый отчет с указанием отчетного периода ""04" - апрель" и направить его как исходную форму. Исправив допущенную ошибку, администрация 02.06.2016 направила отчет повторно с указанием отчетного периода ""04" - апрель". Остальные содержащиеся в отчете сведения полностью идентичны раннее представленным.
Согласно абзацу 8 пункта 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (вместе с "Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи"; далее - распоряжение N 190р) в течение 4-х рабочих дней с момента отправки сведений отправитель отчета должен получить в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу абзаца 10 пункта 7 распоряжения N 190р в случае, если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Суды установили, что администрация получила извещение о доставке и принятии отчетной информации 05.05.2016, протокол к отчету на момент подачи заявления в адрес администрации не поступил, в программе СБИС (электронная отчетность) отчет находится в стадии ожидания.
Довод фонда о том, что по состоянию на 05.05.2016 администрация могла представить отчет по форме СЗВ-М за март 2016 года противоречит пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, которым именно со II квартала 2016 года введена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
Суды правильно указали, что допущенная администрацией ошибка (в указании месяца) могла быть устранена фондом при своевременном проведении проверки содержания представленной администрацией отчетности.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения администрации к ответственности за нарушение срока представления отчета по форме СЗВ-М и признали недействительным решение фонда от 08.09.2016 N 005S19160000057 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде 29 тыс. рублей штрафа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А20-3775/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.