г. Краснодар |
|
21 сентября 2017 г. |
Дело N А32-41459/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр Актив" (ИНН 2308124066, ОГРН 1062308032522) - Манагарова А.В. (доверенность от 21.06.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия: департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954) - Сопиной А.С. (доверенность от 30.12.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Сопиной А.С. (доверенность от 30.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Актив" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А32-41459/2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.), установил следующее.
ООО "Центр Актив" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказы департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) в выдаче разрешений на строительство, изложенные в письмах от 18.11.2016 N 29/14117-1 и от 18.11.2016 N 29/14118-1;
- обязать департамент устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешений на строительство следующих объектов (далее - спорные объекты капитального строительства): "2-я очередь жилого комплекса "Немецкая деревня", расположенного северо-восточнее улицы Красных Партизан, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, квартал N 9, этап 1, литер 1. Корректировка" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:14305, площадью 637 236 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ"; "2-я очередь жилого комплекса "Немецкая деревня", расположенного северо-восточнее улицы Красных Партизан, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, квартал N 9, литер 5" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:14305, площадью 637 236 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ".
Заявление обосновано ссылками на положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и мотивировано отсутствием правовых оснований для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство, нарушающего права и законные интересы общества (застройщика).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2016 (судья Иванова Н.В.) признаны незаконными отказы департамента, изложенные в письмах от 18.11.2016 N 29/14117-1 и N 29/14118-1. Суд обязал департамент принять решение по заявлениям общества путем рассмотрения представленной обществом документации для выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые отказы в выдаче разрешения на строительство не соответствуют Градостроительному кодексу и нарушают права (интересы) общества. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, земельному участку площадью 637 236 кв. м с кадастровым номером 23:43:0107001:14305, расположенному северо-восточнее улицы Красных Партизан в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара 12.08.2012 присвоен адрес: ул. им. Евдокии Сокол, 1. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 N 61 п. 7 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок расположен в зоне "Ж.2" - зона застройки многоэтажными жилыми домами. Участок, в отношении которого обществом поданы заявления о выдаче разрешений на строительство, поставлен на кадастровый учет в 2011 году; кадастровая выписка содержит информацию о разрешенном использовании участка - для целей жилищного строительства. К заявлениям от 17.11.2016 на получение разрешений на строительство общество, в числе прочих документов, приложило градостроительный план земельного участка от 12.03.2012 N RU 23306000-00000000002261, чертеж которого разработан департаментом, и проектную документацию на строительство объекта с положительным заключением экспертизы. Из указанного градостроительного плана следует, что одним из основных видов разрешенного использования земельного участка, согласно Правилам землепользования и застройки, является малоэтажные, среднеэтажные жилые дома и жилые дома блокированной застройки. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:14305 расположен в территориальной зоне Ж.1.3 "Зона застройки малоэтажными и среднеэтажными многоквартирными домами". Градостроительный план содержит предельные параметры разрешенного строительства. Таким образом, разрешенное использование земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, минимальные отступы от границ земельного участка соответствуют представленному в департамент градостроительному плану от 19.03.2012 N RU23306000-00000000002261. При изменении разрешенного использования земельного участка его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов. Наличие обстоятельств, перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса, материалами дела не подтверждено. Следовательно, отказ департамента в выдаче разрешения со ссылкой на несоответствие проектной документации генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" (далее - генеральный план муниципального образования), незаконен и нарушает права общества. При этом из буквального содержания постановления администрации от 08.10.2015 N 6849 "О регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар" следует, что не допускается выдача разрешений на строительство не в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Руководствуясь положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суд удовлетворил требования, обязав уполномоченный орган принять решение по заявлениям общества путем рассмотрения представленной обществом документации для выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 решение от 20.12.2016 отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован следующим. Согласно пункту 2.1 градостроительного плана земельного участка от 19.03.2012 N RU23306000-000000000002261 земельный участок относится к зоне застройки малоэтажными и среднеэтажными многоквартирными жилыми домами (Зона Ж.1.3). Учитывая изложенное, а также пункт 2 Правил землепользования и застройки, на данном земельном участке допускается строительство жилых домов этажностью не более 8 этажей. Из заявлений о выдаче разрешений на строительство следует, что общество планирует строительство зданий с количеством этажей 10 (этажностью 9 этажей). Согласно пункту 2.2.2 градостроительного плана допустимое предельное количество этажей - 5, предельную высоту зданий, строений, сооружений уточнить при проектировании. В пункте 2.2.4 градостроительного плана указано на необходимость обратиться в комиссию землепользования и застройки по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части зонирования территории либо получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части изменения этажности с 5-ти этажей на 7-9 этажей, утвержденных проектом планировки района. Кроме того, из справки департамента, изложенной в письме от 03.04.2017 N 29/3368, следует, что земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства спорных объектов капитального строительства, согласно генеральному плану муниципального образования, расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей, а также в зоне объектов коммунального назначения и в зоне транспортной инфраструктуры. В силу пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Таким образом, отнесение названного земельного участка к нескольким территориальным зонам является нарушением градостроительного законодательства. С учетом установленных обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказы департамента в выдаче разрешений на строительство 9-ти этажных жилых домов соответствуют части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса и не нарушают прав (интересов) застройщика.
Общество обжаловало апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит отменить постановление от 15.05.2017, оставить в силе решение от 20.12.2016, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:14305 расположен в зоне "Ж.2" - зона застройки многоэтажными жилыми домами. Отнесение названного участка к нескольким территориальным зонам является нарушением градостроительного законодательства. Суд апелляционной инстанции в определении от 28.03.2017 обязал департамент и администрацию в срок до 24.04.2017 представить документально подтвержденные сведения о том, в какой функциональной зоне в соответствии с генеральным планом муниципального образования расположен земельный участок, на котором предполагается строительство жилых домов. Во исполнение указанного определения департамент направил апелляционному суду письмо от 03.04.2017 N 29/3368, из текста которого следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2). Следует отметить, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:14305 является использование для целей жилищного строительства, а дата постановки на учет 09.09.2011.
Департамент архитектуры в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность постановления апелляционного суда от 16.05.2017.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель органов местного самоуправления возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 20.01.2012 N 7700002155 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:14305, площадью 637 236 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ с видом разрешенного использования - для жилищного строительства.
Общество 17.11.2016 обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешений на строительство объектов:
- "2-я очередь жилого комплекса "Немецкая деревня", расположенного северо-восточнее улицы Красных Партизан, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, Квартал N 9, Этап 1, Литер 1. Корректировка" на указанном земельном участке;
- "2-я очередь жилого комплекса "Немецкая деревня", расположенного северо-восточнее улицы Красных Партизан, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, Квартал N 9, Литер 5" на указанном земельном участке.
Департамент в письмах от 21.11.2016 N 29/14117-1 и от 21.11.2016 N 29/14118-1 отказал обществу в выдаче разрешений на строительство, сославшись на несоответствие строительства 9-этажных жилых домов генеральному плану муниципального образования.
Отказы мотивированы несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.03.2012 N RU23306000-000000000002261. Строительство на данном участке 9-этажных жилых домов не соответствует генеральному плану муниципального образования.
Ссылаясь на незаконность отказов в выдаче разрешений на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны арбитражным судом незаконными при одновременном несоответствии их закону (иному нормативному акту) и нарушении прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (2); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции установил следующее. Согласно пункту 2.1 градостроительного плана от 19.03.2012 N RU23306000-000000000002261 земельный участок относится к зоне застройки малоэтажными и среднеэтажными многоквартирными жилыми домами (Зона Ж.1.3). В соответствии с Правилами землепользования и застройки основными видами разрешенного использования является малоэтажные и среднеэтажные жилые дома. В статье 2 Правил землепользования и застройки раскрыты основные понятия: малоэтажный жилой дом - многоквартирный жилой дом не более 4 этажей (включая мансардный) или индивидуальный жилой дом; среднеэтажный жилой дом - жилой дом 5 - 8 этажей, включая мансардный; многоэтажный жилой дом - жилой дом 9 и более этажей. Учитывая, что спорный участок отнесен в соответствии с градостроительным планом земельного участка к зоне Ж.1.3, на нем допускается строительство жилых домов этажностью не более 8 этажей. Из заявлений о выдаче разрешений на строительство и содержания положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации следует, что общество планирует строительство жилых зданий с количеством этажей - 10 (этажностью - 9 этажей).
Следовательно, параметры объекта капитального строительства, указанные в проектной документации, не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, на основании которого общество обратилось за выдачей разрешения на строительство, что является основанием для отказа уполномоченного органа в выдаче соответствующего разрешения (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Доказательства того, что на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:14305 в установленном законом порядке внесены изменения, в результате которых представленные документы соответствуют требованиям градостроительного плана, в дело не представлены.
Установив, что заявленная характеристика предполагаемых к строительству объектов по количеству этажей не соответствует требованиям, отраженным в градостроительном плане от 19.03.2012 N RU23306000-000000000002261, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для выдачи обществу разрешения на строительство.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции по существу спора, который полно и всесторонне исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 тыс. рублей (платежное поручение от 13.07.2017 N 196). Платежное поручение об уплате государственной пошлины представлено заявителем в виде электронной копии, поэтому вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины разрешению не подлежит и может быть решен судом только при наличии оригинала платежного документа (статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А32-41459/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.