г. Краснодар |
|
22 сентября 2017 г. |
Дело N А22-3929/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), ответчика - Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094), направившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - республиканского государственного учреждения "Калмыцкое управление водопроводов" (ИНН 0814026512, ОГРН 1080816004444), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.2017 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 (судьи Параскевова С.А., Семёнов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А22-3929/2016, установил следующее.
ПАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным бездействия руководителя управления Пашнанова Э.Л. по: непредставлению обществу сведений о движении денежных средств по всем лицевым счетам должника РГУ "Калмыцкое управление водопроводов" за период с 13.12.2010 по настоящее время, запрашиваемых в заявлениях от 31.05.2016 N КЛМ/073/157, 30.09.2016 N КЛМ/01/370;
непредставлению обществу номеров лицевых счетов должника РГУ "Калмыцкое управление водопроводов", запрашиваемых в заявлении от 30.09.2016 N КЛМ/01/370;
об обязании руководителя управления Пашнанова Э.Л. предоставить обществу номера всех лицевых счетов РГУ "Калмыцкое управление водопроводов", действовавших в период с 13.12.2010 и по настоящее время, а также сведения о движении денежных средств по всем лицевым счетам РГУ "Калмыцкое управление водопроводов" за период с 13.12.2010 и по настоящее время; взыскании с управления в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины (требования уточнены в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2017, обществу отказано в удовлетворении требований.
Судебные акты мотивированы отсутствием у территориального органа Федерального казначейства полномочиями по самостоятельному определению лицевого счета должника, с которого должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Вся информация о ходе исполнения предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документов размещается ежедневно на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет (www.roskazna.ru) в разделе "Информация для взыскателей", в том числе номера лицевых счетов клиентов. Истребуемая взыскателем информация о движении по счетам должника носит конфиденциальный характер.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что отсутствие в законодательстве правовых норм, предоставляющих право на ознакомление об исполнении управлением исполнительных документов, привело к нарушению не только права общества на исполнение судебного акта, но и конституционного права на судебную защиту. Общество полагает, что не все операции по лицевым счетам должника приостановлены.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Республики Калмыкия (А22-599/1998, А22-1039/2000, А22-294/2001, А22-913/2002, А22-568/1999, А22-388/2011) обществу шесть исполнительных листов от 28.09.1998, 03.01.2001, 05.06.2001, 23.09.2002, 16.08.2004 и 20.06.2011 о взыскании с должника - РГУ "Калмыцкое управление водопроводов" (бюджетное учреждение, у которого открыты лицевые счета в территориальном органе казначейства) в пользу общества денежных средств.
Общество 13.12.2010 и 30.06.2011 направило эти исполнительные документы управлению для принудительного исполнения.
31 мая 2016 года общество напросило у руководителя управления N КЛМ/073/157 о предоставлении информации о результатах исполнения исполнительных документов, а также сведений о движении денежных средств по лицевому счету должника - РГУ "Калмыцкое управление водопроводов" за период с 13.12.2010 по настоящее время (т. 1, л. д. 31 - 32).
В ответе управления от 16.06.2016 N 05-08-12/14-7168 сообщено, что указанные исполнительные документы находятся на исполнении и управлением проведены все предусмотренные Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) меры по обращению взыскания на средства должника. Так, в соответствии с пунктом 6 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ в установленные сроки должнику вручены соответствующие уведомления о поступлении исполнительных документов (т. 1, л. д. 33 - 35).
30 сентября 2016 года общество повторно направило управлению запрос N КЛМ/01/370 о предоставлении информации о результатах исполнения исполнительных документов, а также номеров всех лицевых счетов должника, действовавших в период с 13.12.2010, и сведения о движении денежных средств по всем лицевым счетам должника за период с 13.12.2010 по настоящее время (т. 1, л. д. 37 - 39).
В ответе управления от 06.10.2016 N 05-08-19/05-12431 последнее сообщило, что исполнительные документы общества находятся на исполнении, денежные средства для погашения обязательств по исполнительным документам на лицевой счет должника не поступали; предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) действия по предъявленным исполнительным документам управлением исполняются в полном объеме (т. 1, л. д. 40 - 42).
Общество обжаловало действия и бездействие управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными судом при одновременном несоответствии их закону (иному нормативному акту) и нарушении прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (статья 215.1 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (часть 2 статьи 242.1 Кодекса).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2 статьи 242.5 Кодекса).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (часть 3 статьи 242.5 Кодекса).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (часть 7 статьи 242.5 Кодекса).
Исходя из абзаца 2 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
Учитывая положения пункта 8.10 приказа Федерального казначейства от 10.04.2006 N 5н "Об утверждении регламента Федерального казначейства", статью 50 Закона об исполнительном производстве, суд правильно исходил из того, что орган Федерального казначейства не наделен полномочием самостоятельно определять, с какого открытого лицевого счета должника должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также полномочиями приостанавливать исполнение судебных актов, кроме наличия судебных постановлений о приостановлении, отсрочке, рассрочке, отмене.
Отклоняя довод общества о незаконном непредставлении управлением ему номеров лицевых счетов должника, суд отметил, что во исполнение приказов Федерального казначейства от 12.11.2010 N 304 "О размещении органами Федерального казначейства на интернет-сайтах информации о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов" и от 07.09.2011 N 367 "О размещении на интернет-сайте органа Федерального казначейства информации об открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах" в целях оперативного информирования взыскателей о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов органами Федерального казначейства созданы постоянно обновляющийся электронный справочник базы данных исполнительных документов и база данных об открытых лицевых счетах в органе Федерального казначейства. Вся информация о ходе исполнения предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документов размещается ежедневно на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет по адресу www.roskazna.ru в разделе "Информация для взыскателей", в том числе номера лицевых счетов клиентов. Соответственно, требуемую информацию можно отследить на официальном сайте управления.
Отказывая в признании незаконным бездействия руководителя управления по непредставлению им сведений о движении средств по всем лицевым счетам РГУ "Калмыцкое управление водопроводов", суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 11 статьи 241 Кодекса на финансовые органы, получающие от органов Федерального казначейства сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, являющиеся информацией ограниченного доступа, распространяются требования о защите и об использовании информации, установленные федеральными законами.
Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации организуется с соблюдением требований, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (пункт 3 статьи 241 Кодекса).
В случае, если ответ по существу поставленного в запросе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, запрос органом Федерального казначейства по существу не рассматривается и ответ на него не дается (пункт 77 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений").
Управление обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; обеспечивает защиту полученной в процессе деятельности управления информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, аудиторскую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации (пункты 9.23 и 9.23(1) приложения N 8 к приказу Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316 "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" (далее - Положение)).
Руководитель управления организует защиту сведений, составляющих государственную тайну, иной информации ограниченного распространения и доступа (пункт 17.13 Положения).
Таким образом, управление обязано защитить полученную в процессе деятельности управления информацию, составляющую служебную, банковскую, налоговую, аудиторскую, коммерческую тайну, тайну связи, и иную конфиденциальную информацию. В связи с этим непредставление обществу управлением сведений о движении денежных средств по лицевым счетам должника в рассматриваемом случае обоснованно признано судом соответствующим закону.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А22-3929/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.