г. Краснодар |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А53-39379/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зуб А.А., при участии от заявителя - департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) - Саркисовой С.Л. (доверенность от 23.05.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области (ОГРН 1046164044156) - Мирошниченко А.С. (доверенность от 19.04.2018), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018 (судья Димитриев М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А53-39379/2017, установил следующее.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 26.10.2017 N 61/006/17-82437 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:171410, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, а также о возложении на управление обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 не является преобразуемым, поскольку из представленных заявителем документов (постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 19.07.2017 N 650 об отмене постановления от 15.12.2016 N 1761) не следует, что департамент либо администрация принимали в отношении спорного земельного участка решения, направленные на его преобразование в установленном законом порядке. Доказательств наличия иных предусмотренных законом оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, не являющегося преобразуемым, заявитель не представил, в том числе во исполнение уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета. Названные обстоятельства свидетельствуют о правомерности отказа управления в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:171410. Суды также установили, что на момент принятия оспариваемого отказа в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 имелась запись об ограничении (обременении) на основании определения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2017. Названным определением суд запретил департаменту, администрации города Ростова-на-Дону, управлению и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" совершать любые действия по снятию с государственного кадастрового учета и/или внесению в ЕГРН изменений любых характеристик земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:44:0000000:171410, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге. По состоянию на дату рассмотрения заявления департамента и дату принятия оспариваемого отказа в управление не поступали сведения об отмене принятых мер предварительной защиты по административному иску к департаменту. В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В силу пункта 37 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах оспариваемый отказ от 26.10.2017 N 61/006/17-82437 соответствует закону и не нарушает права заявителя.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 20.03.2018 и постановление от 31.05.2018, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в тексте оспариваемого отказа отсутствовали сведения об определении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2017. В силу части 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса после прекращения производства по делу (04.09.2017) запись об обременении носила исключительно формальный характер и не могла служить препятствием для распоряжения спорным участком. Департамент представил в суд апелляционной инстанции определение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.05.2018 об отмене мер предварительной защиты по административному делу N 2-а-1665/2017. Суды не учли, что постановление администрации от 15.12.2016 N 1761 отменено, что свидетельствует о прекращении существования спорного земельного участка. Нахождение в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 лишает департамент возможности вовлечения соответствующей территории в гражданский оборот.
В отзыве управление указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Заседание арбитражного суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Представитель департамента на удовлетворении жалобы настаивал. Представитель управления полагал, что оспариваемый отказ основан на нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 15.12.2016 N 1761 утвержден проект планировки и межевания территории в границах: ул. Зорге - ул. Благодатная - ул. Мильчакова - ул. 339-й Стрелковой Дивизии (л. д. 20, 21).
Седых М.Н. 19.12.2016 обратился в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, относительно земельного участка с кадастровым номером 61:44:0071702:15, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 19/162.
Письмом от 03.04.2017 департамент сообщил Седых М.Н. о невозможности подготовить соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером 61:44:00071702:15 (л. д. 14, 15).
Из письма департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 26.07.2017 N 59-34-2/22028 следует, что указанная планировочная документация разработана Седых М.Н. за счет собственных средств в целях установления красных линий, изменения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 61:44:0071702:15, находящегося в собственности заявителя, путем перераспределения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 87, образованный земельный участок расположен в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (ОЖ-2). Для основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства земельных участков данной территориальной зоны предельные максимальные размеры не ограничены. При принятии решения о разрешении разработки проекта планировки и межевания учитывалось, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0071702:15 граничит с территорией: узкая полоса (шириной около 14 м и длиной более 200 м) между указанным земельным участком и земельным участком, находящимся в федеральной собственности, что может рассматриваться как вклинивание. Кроме того, в составе проекта межевания, разработанного заявителем, сформирован земельный участок, в границы которого также включена территория, расположенная севернее участка, находящегося в собственности Седых М.Н. На данной территории возможно формирование самостоятельного земельного участка с видом разрешенного использования, в соответствии с градостроительным регламентом зоны многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (ОЖ-2). В связи с чем, в рамках предоставления муниципальной услуги, на основании обращения Кленова А.А., принято постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 05.06.2017 N 490 о корректировке ранее утвержденной документации (л. д. 16, 17).
Постановлением администрации от 19.07.2017 N 650 (в связи с принятием постановления администрации от 05.06.2017 N 490 о разрешении Кленову А.А. подготовки документации по планировке территории) постановление администрации от 15.12.2016 N 1761 отменено (л. д. 22, 23).
Департамент 19.07.2017 обратился в управление с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:171410. К заявлению прилагались постановление администрации от 19.07.2017 N 650 и доверенность представителя (л. д. 24).
Управление приостановило государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию права (уведомление от 27.07.2017 N 61-0-1-236/3103/2017-6134). В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета регистратор указал, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:171410, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости 21.02.2017, не носят временный характер. Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 имеет статус "учтенный" и образован в результате перераспределения границ земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0071702:15 и 61:44:0071703:1, в результате чего образованы земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0000000:171410 и 61:44:0071903:231. Регистратор указал, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с Законом N 218-ФЗ (л. д. 47, 48).
Управление 26.10.2017 отказало департаменту в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 27.07.2017 (л. д. 19).
Департамент, полагая, что отказ управления, приведенный в уведомлении от 26.10.2017 N 61/006/17-82437, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права (интересы) муниципального образования, обратился с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные данным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410 поставлен на государственный кадастровый учет 27.02.2017 и имеет статус "учтенный".
В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с данным Законом.
Таким образом, Закон N 218-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Согласно статье 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости, в частности, являются соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании, в том числе проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
При этом Закон N 218-ФЗ предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (часть 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
Как видно из материалов дела, постановление от 19.07.2017 N 650 не определяло судьбу земельных участков, в результате перераспределения границ которых образован земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:171410. В течение срока приостановления государственного кадастрового учета заявитель не представил в уполномоченный орган документы, позволяющие установить, что за счет территории спорного участка образованы иные участки (участок преобразован), в частности, постановление администрации от 05.06.2017 N 490 (л. д. 16, 17).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными правовыми положениями, установив отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении спорного участка информации о "временном" характере сведений, а также документов, позволяющих заключить о его фактическом преобразовании, пришел к верному выводу о том, что оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета от 26.10.2017 N 61/006/17-82437 не противоречит указанным выше нормам. Названное обстоятельство влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Аргумент подателя жалобы относительно наличия в ЕГРН записи, внесенной на основании определения суда, рассматривался при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получил надлежащую правовую оценку.
Иные доводы департамента, приведенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к изложению позиции в предъявленном в суд заявлении, не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, поэтому отклоняются судом округа.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.03.2018 и постановления от 31.05.2018 по доводам жалобы отсутствуют.
От уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы департамент освобожден (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А53-39379/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.