г. Краснодар |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А53-20472/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ''Вега''" (ИНН 6155051129, ОГРН 1086155002230) и заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ''Вега''" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А53-20472/2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
ООО "Управляющая компания ''Вега''" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания инспекции от 25.03.2016 N 948.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016 (судья Паутова Л.Н.) заявление общества удовлетворено, предписание инспекции от 25.03.2016 N 948 признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что возложение на общество обязанности по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями пунктов 40, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и ежемесячного осуществления начислений за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета с октября 2015 года по март 2016 года) всем собственникам указанного дома, включая тех, не потребляющих услугу по отоплению из-за отключения от центральной системы отопления дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией (АО "Донэнерго") на основании актов об отсоединении от центрального отопления (имеющихся в материалах дела), является незаконным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2017 решение суда от 11.11.2016 отменено, обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Судебный акт мотивирован соответствием предписания закону и отсутствием нарушений прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что отключение от системы центрального отопления квартир, расположенных в многоквартирном доме, произведено на основании разрешительной документации в период с 2005 по 2008 год, действующим на тот момент законодательством, когда указанные в обжалуемом судебном акте нормы права не действовали. Отсоединенные радиаторы в 2-х квартирах не являются общим имуществом многоквартирного дома. Тепловые потери от стояков отопления не могут рассматриваться в качестве коммунальной услуги, подлежащей оплате по нормативам потребления. Ресурсоснабжающая организация (АО "Донэнерго"), выставляя обществу как исполнителю коммунальных услуг, счета на оплату, исключает из начисляемой отапливаемой площади, площади квартир, не потребляющих указанную услугу. Установка индивидуальных систем отопления не относится к реконструкции. Суд не установил, на каком основании общество должно выставлять иную плату населению, вразрез с предъявленным ресурсоснабжающей организацией счетами. Площади отсоединенных от системы отопления квартир исключены из общей площади, на которую происходит начисление платы.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании обращения Пантелеева А.Д. по вопросу исправности узла учета тепловой энергии и порядка расчета оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению многоквартирного дома N 42 по пер. 1-й Милиционный в г. Шахты Ростовской области инспекция вынесла распоряжение от 09.03.2016 N 2381 и провела в отношении общества как управляющей компании внеплановую документарную проверку, по результатам которой составила акт проверки от 25.03.2016 N 2381, установив следующее.
В многоквартирном пятиэтажном жилом доме, находящемся по адресу: Ростовская обл. г. Шахты пер. 1-й Милиционный д. 42, квартиры N 26 и 54 имеют индивидуальное отопление; остальные квартиры подключены к централизованному отоплению. В ходе проверки установлено нарушение обществом жилищного законодательства, выразившееся в неначислении управляющей компанией платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. При расчете из общей отапливаемой площади, на которую ведется начисление за потребление коммунального ресурса, вычитались площади квартир с индивидуальным отоплением. Указанное свидетельствует о нарушении лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание от 25.03.2016 N 948 о производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению по пункту 42(1) Правил и ежемесячном начислении за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года). Срок исполнения предписания установлен до 01.05.2016.
Общество обжаловало предписание административного органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункты 40, 42 (1) Правил, отметил, что последними не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых в установленном законом порядке отключены от централизованной системы отопления. Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Указывая на необходимость применения к установленным обстоятельствам статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), части 2 статьи 290 Гражданского кодекса, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, суд первой инстанции отметил, что действующим законодательством Российской Федерации регулируется порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме. Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Ссылаясь на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307), суд первой инстанции также отметил, что допускается переход на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при соблюдении требований Правил N 307. Переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен при соблюдении всех требований, установленных законом.
Суд первой инстанции установил, что две квартиры пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: Ростовская обл. г. Шахты пер. 1-й Милиционный д. 42, в 2005 году (кв. N 26) и 22.08.2006 (кв. N 54) (т. е. до принятия нормативных актов, запрещающих переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии) отключены от системы центрального отопления непосредственно ресурсоснабжающей организацией (АО "Донэнерго") и переведены на индивидуальное отопление на основании действующего на тот момент законодательства, не запрещающего такое отсоединение, по решению уполномоченного органа (Межведомственной комиссии г. Шахты) на отсоединение, согласно актам об отключении от системы отопления, составленным ресурсоснабжающей организацией - АО "Донэнерго". Площадь квартир, отсоединенных от системы центрального отопления, исключена теплоснабжающей организацией из отапливаемой площади. АО "Донэнерго", выставляя счета на оплату обществу, как исполнителю коммунальных услуг, исключает из начисляемой отапливаемой площади квартир, не потребляющих указанную услугу.
Следствием исполнения оспариваемого предписания будет начисление всем собственникам (нанимателям) жилых (нежилых) помещений платы за услуги теплоснабжения, в том числе и тем собственникам (нанимателям), которые не являются потребителями данной услуги. Последние отключены от центрального отопления по решению Межведомственной комиссии г. Шахты Ростовской области на законных основаниях.
Указывая, что собственники и пользователи помещений в указанном многоквартирном доме с индивидуальным отоплением не принимают тепловую энергию, поскольку не имеют фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети теплоснабжения, суд первой инстанции сделал вывод о неисполнимости оспариваемого предписания. Действующий порядок расчета оплаты по теплоснабжению, установленный в подзаконном акте, не предусматривает раздельного учета услуг по теплоснабжению на индивидуальные и коллективные нужды, является правовым пробелом и не может трактоваться как обязывающее к внесению платы за неоказанные услуги, и не должен нарушать права потребителей.
Признавая позицию суда первой инстанции ошибочной, судебная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в частности, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, приведена в пункте 3 приложения 2 Правил N 354.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N N 29433-ВК/19 разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме следует определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Исходя из подпункта "в" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Указанная формула также включает в себя показатель объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
Суд апелляционной инстанции, применяя указанные нормативные положения, правомерно исходил из того, что переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате услуг за потребляемую тепловую энергию. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного дома. Кроме того, расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление на общедомовые нужды в большем размере.
Судебная коллегия также обоснованно отметила, что изменение в многоквартирном доме проектного решения по теплоснабжению отдельных квартир за счет отопления газовыми приборами без соответствующего изменения проекта теплоснабжения всего дома, без государственной экспертизы проекта и заключения проектировщика и соответствующих служб по вопросам безопасности эксплуатации дома, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений всего многоквартирного жилого дома, при наличии стояков, отапливающих помещения, инспектор не признал правомерным и, как следствие, посчитал незаконным исключение площади указанных жилых помещений из расчета при определении размера платежей.
Посчитав, что спорные площади подлежат учету как отапливаемые, суд апелляционной инстанции учел отсутствие доказательств произведенного в установленном законом порядке изменения схемы отопления дома (изменение проектного решения без заключения проектировщика и изменений в проектную документацию, необходимую для эксплуатации и обслуживания дома), теплоснабжения в доме, составления нового техпаспорта, отражающего данный факт.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды. Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели - обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае - многоквартирного жилого дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия правомерно посчитала возможным руководствоваться в рассматриваемом случае пунктом 42 (1) Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, а также исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости и разумности при достижении общего результата всеми собственниками объектов недвижимости при эксплуатации общего здания с коммуникациями и сетями.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным и основанным на правильном применении норм права вывод апелляционной инстанции о законности оспариваемого предписания и отсутствии оснований для признания прав и законных интересов общества нарушенными.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на иные судебные акты подлежит отклонению по мотиву установления в них иной совокупности обстоятельств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А53-20472/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.