г. Краснодар |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А61-2469/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Алексеева Р.А., при ведении протокола помощником судьи Зазуля Т.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Эра" (ИНН 1516614581, ОГРН 1071516004120) - Точиновой И.В. (доверенность от 10.03.2017), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" (ИНН 1513033388, ОГРН 1121513001444), третьих лиц: муниципального унитарного предприятия "Владикавказский информационно-расчетный центр", государственной жилищной инспекции при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эра" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.03.2017 (судья Харченко С.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А61-2469/2015, установил следующее.
ОАО "Владикавказские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Эра" (далее - компания) о взыскании 7 502 213 рублей 91 копейки долга за теплоснабжение многоквартирных жилых домов (далее - МКД) в период с 01.06.2015 по 31.08.2015 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Владикавказский информационно-расчетный центр" (далее - предприятие) и ГЖИ при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания (далее - инспекция).
Решением от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2017, иск удовлетворен со ссылкой на обоснованность требований.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты. Заявитель утверждает, общество и компания не заключали договор ресурсоснабжения, поэтому ответчик не может осуществлять функции исполнителя коммунальной услуги; общество выставляло счета на оплату коммунальных услуг собственникам помещений МКД, а не компании. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что компания фактически приступила к управлению общим имуществом МКД во исполнение решения общего собрания собственников помещений.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, в мае 2015 года компания (управляющая организация) заключила с собственниками двадцати семи МКД, указанных в расчете, договоры управления. Согласно пункту 3.1.2 договоров компания обязалась предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД установленного качества и в необходимом объеме при наличии договора с ресурсоснабжающей организацией и с момента вступления его в силу.
Компания имеет лицензию от 28.04.2015 N 019 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданную службой государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания.
Договор теплоснабжения с обществом компания не заключила.
Ссылаясь на то, что в период с 01.06.2015 по 31.08.2015 в обслуживаемые компанией МКД поставлена тепловая энергия, которая в полном объеме не оплачена, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что ответчик является управляющей компанией и, соответственно, исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений спорных МКД, поэтому, несмотря на отсутствие заключенного с ним договора, обязана оплатить тепловую энергию. Проверив и оценив представленный обществом расчет задолженности, суды установили, что он произведен на основании данных предприятия, оказывающего обществу услуги по приему платежей за коммунальные услуги и перечисляющего их последнему, и сведений с официального сайта инспекции в отношении МКД, находящихся в управлении компании, и является правильным.
Суды отклонили доводы компании о том, что она не может отвечать по долгам населения, проживающего в МКД, до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. При этом суды исходили из того, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг с момента выбора его управляющей компанией и заключения договоров на управления МКД.
Между тем суды не учли следующего.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил N 354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 названных Правил.
Суды не указали, какие письменные доказательства свидетельствуют о том, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги компании, а общество выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, что позволило бы отношения между компанией и обществом квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а компанию - как выполняющую функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Поскольку суды не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для исследования названных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А61-2469/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.