г. Краснодар |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А32-17213/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Промхимторг" (ИНН 4345127742, ОГРН 1064345043498) - директора Хорошавина А.А. (доверенность от 05.04.2010), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Федченко О.В. (доверенность от 22.03.2017), Савченко Н.Н. (доверенность от 20.03.2017), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2016 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-17213/2016, установил следующее.
ООО "Промхимторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании излишне взысканными 628 431 рубля 89 копеек таможенных платежей, уплаченных по ДТ N 10309090/150514/0002857, 10309090/151013/0006278, 10309090/221013/0006429, 10309090/291113/0007311, 10309200/031213/0018492, 10309090/280813/0005121, 10309090/191113/0007053 (далее - спорные ДТ). Требования общества уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 14.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2017, заявленные обществом требования удовлетворены. С таможни в пользу общества взыскано 15 569 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы неправомерностью взыскания таможенных платежей в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости ввезенных обществом товаров.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.10.2016 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал на наличие признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, недостаточную документальную подтвержденность и непредставление необходимых, запрашиваемых таможней документов в ходе дополнительной проверки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с контрактом от 07.04.2014 N 07-04/14, заключенным с фирмой "GRUP CELTEK KIMYA PAZARLAMA A.S." (Турция), общество ввезло на территорию Таможенного союза из Турции на условиях поставки CFR Новороссийск (Инкотермс) по ДТ N 10309090/150514/0002857 товар - клей "SEFOX" на основе синтетического эластомера и метиленхлорида в жидком виде, не для розничной продажи (для промышленного применения), используемый в мебельной индустрии (для производства матрасов), в бочках по 240 кг - 40 шт., в канистрах по 15 кг - 80 шт., в коробках по 22 кг - 459 шт.; вес брутто - 22 420 кг, вес нетто - 20 800 кг, страна происхождения Турция, производитель Grup Celtek Kimya Pazarlama A.S., товарный знак отсутствует.
В соответствии с контрактом от 27.05.2013 N 20-05/13, заключенным с фирмой "NERGIZ DEKORASYON TASARIM MOBILYA SAN VE TIC LTD STI" (Турция), и дополнительным соглашением от 01.09.2013 N 1 общество ввезло на территорию Таможенного союза из Турции на условиях поставки CPT Москва товар - двери деревянные окрашенные в комплекте с коробкой, полотном, фурнитурой, обналичкой, различного размера, обработаны протравителями антисептиком, поставляются в частично разобранном виде, страна происхождения Турция, производитель NERGIZ DEKORASYON TASARIM MOBILYA SAN VE TIC LTD STI, товарный знак отсутствует:
- по ДТ N 10309090/151013/0006278 в количестве 90 шт., вес брутто - 11 826 кг, вес нетто - 11 306 кг,
- по ДТ N 10309090/221013/0006429 в количестве 80 шт., вес брутто - 13199 кг, вес нетто - 12599 кг,
- по ДТ N 10309090/291113/0007311 в количестве 86 шт., вес брутто - 8286 кг, вес нетто - 8066 кг,
- по ДТ N 10309200/031213/0018492 в количестве 36 шт., вес брутто - 6721 кг, вес нетто - 6767 кг.
В соответствии с контрактом от 03.06.2013 N 03-06/13, заключенным с фирмой "SERANIT GRANIT SERAMIK SANAYI VE TICARET A.S." (Турция), на условиях поставки CFR Новороссийск и CPT Москва на территорию Таможенного союза из Турции общество ввезло товар - плитка керамическая глазурованная и неглазурованная, страна происхождения Турция, производитель SERANIT GRANIT SERAMIK SANAYI VE TICARET A.S:
- по ДТ N 10309090/280813/0005121 на условиях поставки CFR Новороссийск: товар 1: плитка керамическая, глазурованная разного размера и цветов ассортименте; в количестве 5052,96 м, вес брутто 110 150 кг, вес нетто 106 925 кг; товар 2: плитка керамическая, неглазурованная, матовая, белого цвета, размеры 600х600 мм, в количестве 1244,16 м
, вес брутто 29 050 кг, вес нетто 28 150 кг;
- по ДТ N 10309090/191113/0007053 на условиях поставки CPT Москва: товар 1: плитка керамическая, неглазурованная, матовая, желтого и белого цвета, размеры 600х600 мм, 296х596 мм, в количестве 370,02 м, вес брутто 8492 кг, вес нетто 8281 кг, товар 2: плитка керамическая, глазурованная разного размера и цветов ассортименте; в количестве 577,44 м
, вес брутто 13 008 кг, вес нетто 12 669 кг.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость заявлена обществом по первому методу ее определения (цене сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило: контракты от 07.04.2014 N 07-04/14, от 27.05.2013 N 20-05/13, от 03.06.2013 N 03-06/13; коммерческие инвойсы от 24.04.2014 N С238167 на 10 192 доллара США (ДТ N 10309090/150514/0002857), от 27.09.2013 N 047174 на 35 700 долларов 70 центов США (ДТ N 10309090/151013/0006278), от 08.10.2013 N 047187А на 40 396 долларов 20 центов США (ДТ N 10309090/221013/0006429), от 20.11.2013 N 047239А на 24 195 долларов 46 центов США (ДТ N 10309090/291113/0007311), от 28.10.2013 N 047212 на 20 163 доллара 79 центов США (ДТ N 10309200/031213/0018492), от 16.08.2013 N АР215971 на 67 658 долларов 97 центов США (ДТ N 10309090/280813/0005121), от 31.10.2013 N АР216220 на 10 856 долларов 81 цент США (ДТ N 10309090/191113/0007053); упаковочные листы; транспортные накладные; паспорта сделки.
В ходе оформления таможня не приняла заявленную таможенную стоимость товаров, направила в адрес общества решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам, а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный срок:
- по ДТ N 10309090/150514/0002857 - прайс-лист производителя, соответствующий условиям публичной оферты, либо его коммерческое предложение; банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара: платежные поручения с отметками банка, выписки из лицевого счета; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; бухгалтерские документы об оприходовании ввезенного товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта;
- по ДТ N 10309090/151013/0006278 - экспортную декларацию страны отправления с переводом на русский язык; прайс-лист производителя ввозимых товаров, либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; бухгалтерские документы об оприходовании товара, книги закупок, сведения о реализации товаров на внутреннем рынке; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; пояснения по факту отсутствия условий осуществления внешнеэкономической деятельности и банковских реквизитов сторон в контракте и дополнительном соглашении; документ, подтверждающий согласование конкретных условий оплаты, либо пояснения по порядку оплаты (наличие или отсутствие авансовых платежей); банковская платежная документация, подтверждающая оплату за ранее ввезенный товар по данному контракту (ведомость банковского контроля); документы, подтверждающие согласование сведений о номенклатуре, количестве, цене за единицу товара; другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров;
- по ДТ N 10309090/221013/0006429 - банковские документы по оплате предыдущих партий товаров с приложением инвойсов, по которым произведена оплата; ведомость банковского контроля по состоянию на текущую дату; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; прайс-лист производителя ввозимых товаров, либо его коммерческое предложение; бухгалтерские документы об оприходовании ввозимых товаров; документы по реализации декларируемого товара на внутреннем рынке таможенного союза (договоры, приложения, спецификации к ним, счета, товарные накладные, платежные документы); договоры на поставку идентичных, однородных товаров для их продажи на единой территории Таможенного союза; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса и вида; пояснения по условиям продажи декларируемых товаров; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров;
- по ДТ N 10309090/291113/0007311 - экспортную декларацию страны отправления с переводом на русский язык; прайс-лист производителя ввозимых товаров, либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; бухгалтерские документы об оприходовании товара (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; имеющуюся в распоряжении декларанта информацию о стоимости внутреннего и внешнего рынка по идентичным/однородным товарам;
- по ДТ N 10309200/031213/0018492 и 10309090/280813/0005121 - экспортную декларацию страны вывоза с переводом; прайс-лист производителя на ассортиментном уровне на условиях EXW; финансовые документы по оприходованию и реализации товара на территории РФ по предыдущим поставкам; ведомость банковского контроля; ценовую информацию мирового и внутреннего рынка по идентичным и однородным товарам;
- по ДТ N 10309090/191113/0007053 - прайс-лист производителя ввозимых товаров, либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; бухгалтерские документы об оприходовании товара (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); документы по транспортировке товара (договор транспортировки, приложения, заявки и т.д. к нему, счет на оплату транспортных расходов, документы, свидетельствующие об оплате транспортных расходов) (в случае наличия таковых); документы по страхованию товара (договор страхования, страховой полис, страховой сертификат, счет на оплату страховой премии, документы, свидетельствующие об оплате страховых расходов и т.д.), в случае, если международная перевозка страховалась; ценовую информацию мирового и внутреннего рынка по идентичным и однородным товарам.
После внесения обществом обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10309090/150514/0002857, 10309090/280813/0005121, товары выпущены таможней в свободное обращение.
В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки общество представило в таможню следующие документы:
- по ДТ N 10309090/150514/0002857 - экспортную декларацию; прайс-лист продавца, который и является производителем; пояснения о невозможности предоставления сведений о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; документы по оприходованию товаров, счета фактуры и товарные накладные;
- по ДТ N 10309090/280813/0005121 - экспортную декларацию; прайс-лист продавца, который и является производителем; ведомость банковского контроля, документы по оприходованию товаров, договор поставки, счета по оплате за товар, заявления на перевод, товарные накладные.
По ДТ N 10309090/151013/0006278, 10309090/221013/0006429, 10309090/291113/0007311, 10309200/031213/0018492, 10309090/191113/0007053 обеспечение уплаты таможенных платежей заявителем не вносилось.
Таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 13.08.2014 по ДТ N 10309090/150514/0002857, от 16.10.2013 по ДТ N 10309090/151013/0006278, от 23.10.2013 по ДТ N 10309090/221013/0006429, от 29.11.2013 по ДТ N 10309090/291113/0007311, от 03.12.2013 по ДТ N 10309200/031213/0018492, от 08.11.2013 по ДТ N 10309090/280813/0005121 (в отношении товара N 2, товар 1 не корректировался), от 19.11.2013 по ДТ N 10309090/191113/0007053 (в отношении товара N 1, товар 2 не корректировался) шестым (резервным) методом определения таможенной стоимости.
По ДТ N 10309090/151013/0006278, 10309090/221013/0006429, 10309090/291113/0007311, 10309200/031213/0018492, 10309090/191113/0007053 решения о корректировке таможенной стоимости приняты до выпуска товаров (в процессе таможенного оформления).
Указанные обстоятельства послужили основанием для дополнительного взыскания таможней с общества 628 431 рубля 89 копеек таможенных платежей.
Общество, посчитав незаконными принятые таможней решения о корректировке таможенной стоимости товаров, обратилось в таможню с заявлением от 08.02.2016 N 08-02-01/2016 о возврате 628 431 рубля 89 копеек излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Таможня решением от 15.02.2016 N 21.4-28/03110 оставила указанное заявление общества без рассмотрения.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, правильно применив нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденное решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), согласно которой таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Судебные инстанции проверили и обоснованно отклонили довод таможни о том, что таможенная стоимость ввезенных обществом товаров документально не подтверждена, установив, что общество представило в таможню пакет документов, согласно которым расчет таможенной стоимости товаров произведен на основании цены товаров, фактически уплаченной продавцу. Доказательства обратного таможня не представила.
Так, по запросу таможни общество представило следующие дополнительные документы:
- по ДТ N 10309090/150514/0002857 - экспортную декларацию; прайс-лист продавца, который и является производителем; пояснения о невозможности предоставления сведений о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; документы по оприходованию товаров, счета фактуры и товарные накладные;
- по ДТ N 10309090/280813/0005121 - экспортную декларацию; прайс-лист продавца, который и является производителем; ведомость банковского контроля, документы по оприходованию товаров, договор поставки, счета по оплате за товар, заявления на перевод, товарные накладные.
Суды не установили каких-либо разночтений в сведениях, указанных в экспортных декларациях и сведений, указанных в коммерческих документов.
Более того, представленные в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют однозначно сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, а также подтверждают заявленные обществом сведения.
Во всех счетах, выставленных продавцами в рамках контрактов, имеется ссылка на контракт, указано полное наименование, артикулы и заводские номера поставляемого товара, указано количество товара, цена за единицу и общая стоимость поставки.
Условия договора сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене, ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.
Факт оплаты данных партий товара сторонами договора не оспорен, подтвержден иными документами по данным поставкам, в том числе платежными поручениями.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 7 Постановления N 18, документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.
Как видно из материалов дела, документальным подтверждением заключения сделки являются: контракт от 07.04.2014 N 07-04/14 с фирмой "GRUP CELTEK KIMYA PAZARLAMA A.S." (Турция), контракт от 27.05.2013 N 20-05/13 с фирмой "NERGIZ DEKORASYON TASARIM MOBILYA SAN VE TIC LTD STI" (Турция), контракт от 03.06.2013 N 03-06/13 с фирмой "SERANIT GRANIT SERAMIK SANAYI VE TICARET A.S." (Турция);
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.
Суды учли, что в пункте 1.1 контрактов от 07.04.2014 N 07-04/14 и от 27.05.2013 N 20-05/13 указано, что продавец обязуется поставить, а покупатель обязуется принять и оплатить продукцию, далее именуемую (товар), на условиях контракта.
В пункте 1.1 контракта от 03.06.2013 N 03-06/13 указано, что продавец обязуется поставить, а покупатель обязуется принять и оплатить товар - фарфоровую и керамическую настенную и напольную плитку, на условиях контракта.
Пунктами 1.2, 1.3 контракта от 07.04.2014 N 07-04/14 определено, что предметом поставки является товар, указанный в инвойсах на каждую партию, которые являются неотъемлемой частью контракта. Наименование, страна происхождения, количество товара содержаться в инвойсах к контракту. Наименование, количество, цена за единицу товара на каждую отдельную поставку содержатся в счетах-фактурах (инвойсах) на каждую отдельную партию поставляемого товара, которые являются неотъемлемой частью контракта.
Пунктами 1.2 контрактов от 27.05.2013 N 20-05/13 и от 03.06.2013 N 03-06/13 определено, что наименование, страна происхождения, товара содержаться в инвойсах к контракту. Наименование, количество, цена за каждую единицу товара определяются в инвойсах на каждую отдельную партию поставляемого товара.
В пункте 3.3 контрактов от 27.05.2013 N 20-05/13 и от 03.06.2013 N 03-06/13 определено, что общая сумма контракта определяется из фактического объема поставок согласно инвойсов, которые являются неотъемлемой частью контракта.
В инвойсах на каждую поставку зафиксирована цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара, указаны условия поставки, указан номер и дата контракта.
3) Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты и поставки.
Суды установили, что в пункте 4.2 контрактов предусмотрена оплата на банковский счет продавца в течение 90 дней с даты поставки товара. Покупатель вправе произвести предварительную оплату за товар. Разделом 2 контрактов определены базисные условия поставки.
По контрактам от 07.04.2014 N 07-04/14, от 03.06.2013 N 03-06/13 поставка товара покупателю осуществляется на условиях CFR - Новороссийск, СРТ - Краснодар, СРТ - Москва, согласно "ИНКОТЕРМС - 2010".
По контрактам от 27.05.2013 N 20-05/13 и (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 01.09.2013) поставка товара покупателю осуществляется на условиях СРТ - Москва, СРТ - Краснодар, СРТ - Новороссийск, CFR - Новороссийск согласно "ИНКОТЕРМС - 2010".
В инвойсах на каждую партию поставляемого товара указаны условия поставки, номер и дата контракта. В конце контрактов указаны банковские реквизиты сторон.
4) Наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Суды установили, что из графы 44 деклараций на товар в отношении каждого товара имеется ссылка на соответствующий инвойс, которые представлены в материалы дела. Расхождений по сумме с инвойсами и суммой, указанной в графе 22 ДТ, судом не выявлено, также как и расхождения по ведомостям банковского контроля.
Кроме того, обществом дополнительно представлены в материалы дела платежные документы по тем товарам, срок оплаты за поставку которых по условиям контрактов наступил после принятия таможенным органом решений о корректировке. Нарушений валютного законодательства со стороны общества не выявлено Указанное обстоятельство таможней не оспаривается.
Суды не выявили противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, и указали, что представленные обществом в таможню документы не содержат признаки недостоверности, необходимы и достаточны для подтверждения заявленной при таможенном оформлении таможенной стоимости ввезенных товаров.
Суды установили, что представленные документы позволяют сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, а также подтверждают заявленные обществом сведения. При этом существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенных товаров у сторон сделки друг к другу не имеется. Доказательств того, что общество по заключенным контрактам уплатило цену больше заявленной, а также доказательств, что документы, представленные обществом в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, содержат недостоверные сведения, либо являются поддельными, таможня не предоставила. Суммы, оплаченные обществом за поставленные товары продавцу, в установленные рассматриваемым контрактом сроки, соответствуют суммам (размеру общей фактурной стоимости товаров) указанным в счетах (инвойсах) продавца, а также суммам, указанным в графах рассматриваемых деклараций на товары, и ведомости банковского контроля.
Следовательно, представленные обществом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных по спорным ДТ товаров.
Таможня не представила в материалы дела какие-либо доказательства, подтверждающие отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих третьему и шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможня обязана указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод таможни о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товаров имеет низкий ценовой уровень по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ", указав, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделкам общества, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этих сделок и служить основанием для корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ДТ.
При этом суды указали, что из представленных таможней в материалы дела сведений следует, что таможня использовал сведения по товарам, ввозимым по иным условиям поставки в иные города, что не соответствуют условиям сопоставимости и однородности условий поставки товаров, ввозимых обществом.
По тем позициям, по которым соответствуют условия поставки по Инкотермс, существенно отличаются пункты назначения (страна, город), что также существенно может повлиять на общую таможенную стоимость за счет транспортных расходов, а в представленных сведениях из ИАС "Стоимость 1" вовсе не указаны пункты назначения.
Более того, представленные таможней сведения по количественным и качественным характеристикам невозможно соотнести к ввезенным обществом товарам по спорным декларациям.
Так, в представленных таможней сведениях не указаны химический состав и свойства ввозимого клея, указаны иные производители, товарные знаки.
Также невозможно сравнить двери (не указаны материал, порода дерева, размеры и конфигурация, комплектующие и т.д.) и керамические плитки по тем же основаниям.
Вес и количество партии товаров по спорным декларациям также отличаются от товара, задекларированного в используемой для определения таможенной стоимости ДТ из ИАС "Мониторинг-Анализ"; поставщики и грузоотправители товара различные.
Суды правомерно отклонили довод таможни относительно того, что для таможни важен код ТН ВЭД ввозимого товара и его наименование, поскольку на таможенную стоимость существенно влияют все указанные показатели. Кроме того, необходимо отметить, что таможня не представила доказательства того, что при принятии решений о корректировке таможенной стоимости, ею использованы эти сведения.
Таким образом, в таможню предоставлены все необходимые документы, содержащие достаточные и достоверные сведения, в совокупности позволяющие однозначно определить все составляющие структуры таможенной стоимости ввезенных товаров и применить метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами при декларировании товара.
По запросу таможни общество дополнительно представило все реально имеющиеся у него документы. Доказательств обратного таможня не представила.
При определении таможенной стоимости иным методом, чем основной, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки таможенной стоимости товара.
В нарушении положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможня документально не опровергла информацию, предоставленную обществом, и не доказала несоответствие действительной стоимости товаров, заявленной в таможенных целях, не доказала, что представленные обществом сведения о товаре не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Таким образом, таможня фактически бремя доказывания законности своих решений и действий по корректировке таможенной стоимости возложила на общество и на суд, что недопустимо.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что таможня незаконно отказала обществу в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Исходя из пункта 14 постановления N 18, в силу определенного в пункте 1 статьи 2 Соглашения правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости, при невозможности использования первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара как на основании метода по цене сделки с ввозимыми товарами (1 метод), так иных последующих методов (2 - 5). Следовательно, таможня неправомерно и необоснованно осуществила корректировку таможенной стоимости, результатом которой стало неправомерное доначисление излишних таможенных платежей, а также их последующее списание из суммы, предоставленной декларантом в качестве обеспечения в целях выпуска товаров в свободное обращение.
Как видно из материалов дела, общество на основании пункта 29 постановления N 18 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
Из содержания статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Из содержания пункта 27 Постановления N 18 следует, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Отказывая обществу в рассмотрении заявления таможня, помимо отсутствия факта уплаты или взыскания в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных видов товаров, также указала на наличие у общества задолженности по уплате таможенных платежей в размере, превышающем сумму, указанную в заявлении.
Частью 13 статьи 147 Закона N 311-ФЗ определено, что при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 158 Закона N 311-ФЗ.
Таможня обязана проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня, следующего за днем его осуществления.
Из данной нормы следует, что признание судом таможенных платежей, уплаченных обществом, как излишне взысканных/уплаченных, при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов дает право таможне осуществить взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Из содержания пункта 31 постановления N 18 следует, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Поскольку корректировка таможенной стоимости осуществлена таможней по спорным ДТ без достаточных на то оснований, шестой метод оценки таможенной стоимости товаров определен неверно, таможенные платежи, уплаченные обществом, подлежат признанию судом как излишне взысканные.
На основании изложенного является правомерным вывод судов о том, что являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению требования общества о признании таможенных платежей в сумме 628 431 рубль 89 копеек излишне взысканными платежами.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на иные судебные акты по другим делам, рассмотренным арбитражным судом, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку содержат иную совокупность установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А32-17213/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 13 статьи 147 Закона N 311-ФЗ определено, что при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 158 Закона N 311-ФЗ.
...
Из содержания пункта 31 постановления N 18 следует, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф08-7398/17 по делу N А32-17213/2016