г. Краснодар |
|
09 октября 2017 г. |
Дело N А15-1663/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - некоммерческого партнерства "Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства" (ИНН 0562060537, ОГРН 1050562009629) - Беркиханова Р.М. (доверенность от 31.12.2016), в отсутствие ответчиков - Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан (ИНН 0572003626, ОГРН 1130572000173), Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан (ИНН 0571007025, ОГРН 1160571051300) и третьего лица - Министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2017 (судья Лачинов Ф.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомова Е.Г.) по делу N А15-1663/2016, установил следующее.
НП "Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству промышленности и торговли Республики Дагестан (далее - министерство) о взыскании 3 559 760 рублей основного долга и 683 117 рублей 94 копеек неустойки по договору от 30.12.2013 N 28/2, а также 325 430 рублей основного долга и 62 450 рублей 02 копеек неустойки по договору от 24.11.2014 N 08-2-14/3645-08 (уточненные требования).
Определением от 25.05.2016 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан (далее - агентство), а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин).
Решением от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2017, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что иск по указанным договорам предъявлен к ненадлежащему ответчику. Доказательства предоставления консультационных услуг истцом ответчику не представлены. Из актов приемки выполненных работ (оказанных услуг) невозможно определить, к какому договору относятся эти акты. Основания для удовлетворения требований партнерства не установлены.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды сделали необоснованный вывод о том, что Магомедов М.А. не был уполномочен заключать договор от 30.12.2013 N 28/2. Требования законодательства о контрактной системе не выполнены по вине заказчика. Вывод судов об отсутствии бюджетных средств на спорные мероприятия не подтвержден материалами дела. Письма, на которые ссылается суд, не имеют отношения к настоящему делу. Договоры не содержат условий о том, что несвоевременное предоставление финансового отчета служит основанием для отказа от оплаты оказанных услуг. Заказчик не направлял мотивированный отказ от подписания актов сдачи-приемки. В деле нет доказательств того, что партнерству 13.12.2014 стало известно о прекращении действия договора от 24.11.2014 N 08-2-14/3645-08. Односторонне подписанные акты содержат ссылки на заключенные договоры. Вывод о невозможности установить затраты истца не соответствует действительности. Министерство является надлежащим ответчиком. Суд не рассмотрел вопрос о привлечении к участию в деле ликвидационной комиссии Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан (далее - комитет).
В отзыве министерство отклонило доводы жалобы. В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.09.2017 до 15 часов 30 минут 05.10.2017, о чем размещена информация на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва в судебное заседание представители сторон не явились.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, 05.06.2013 партнерство и комитет заключили договор N 28 участия некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012 - 2015 годы" в части консультационного обеспечения (далее - договор N 28). Согласно пункту 8.1 договор вступает в силу с момента его подписания и действует до признания утратившим силу Закона Республики Дагестан от 05.06.2012 N 27 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012 - 2015 годы"" (далее - Закон N 27).
Законом Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102 "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан" с 01.01.2014 признан утратившим силу Закон N 27, в связи с чем договор N 1 прекратил свое действие.
30 декабря 2013 года партнерство и комитет заключили договор N 28/2 об обеспечении реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы" в части консультационного обеспечения (далее - договор N 28/2). В силу пункта 1.1 договора комитет поручил партнерству продолжить в части консультационного обеспечения реализацию в 2014 году мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012 - 2015 годы", предусмотренных договором N 28, до проведения комитетом в 2014 году конкурсного отбора организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 657 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы" (далее - постановление N 657).
Указом главы Республики Дагестан от 24.01.2014 N 25 комитет упразднен, его функции переданы Министерству торговли и инвестиций Республики Дагестан, которое преобразовано в Министерство торговли, инвестиций и предпринимательства Республики Дагестан.
В период с момента упразднения комитета до проведения конкурсного отбора организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства партнерство, несмотря на то, что субсидирование прекратилось, продолжало выполнять обязательства, предусмотренные договором N 28/2.
Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан (прежнее наименование министерства) и партнерство (организация инфраструктуры) на основании приказа министерства от 14.10.2014 N 121-ОД и протокола конкурсного отбора от 18.11.2014 заключили договор от 24.11.2014 N 08-2-14/3646/08 участия некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в реализации мероприятий государственной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы", в части оказания консультационных услуг (далее - договор N 08-2-14/3646/08). По условиям договора организация инфраструктуры обязалась реализовать мероприятия в соответствии с пунктом 6 перечня основных мероприятий государственной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы": предоставление консультационных, организационных, юридических услуг по различным вопросам предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, в том числе с выездом на место и путем организации работы телефонов "горячей линии"; представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных органах при рассмотрении дел; организация предоставления консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан. Согласно пункту 2.2 договора министерство производит субсидирование в следующем порядке: авансовый платеж в размере не более 30 процентов после заключения договора, оставшуюся часть по мере предоставления отчета о проведенных мероприятиях и принятия данного отчета ответчиком. В силу пункта 8.1. договор вступает в силу с момента его подписания и действует до истечения срока действия названной Программы.
В связи с утверждением постановлением N 651 новой государственной программы Республики Дагестан "Экономическое развитие и инновационная экономика" постановление N 657 признано утратившим силу. Об осведомленности партнерства по этому вопросу свидетельствует его переписка с министерством, в которой партнерство, ссылаясь на прекращение действия программы с 31.12.2014, просит рассмотреть вопрос об уточнении порядка исполнения договора и заключении соответствующего дополнительного соглашения (т. 1, л. д. 176 - 180)
Поскольку ответчик услуги в полном объеме не оплатил, партнерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, судебные инстанции указали на то, что договор N 28/2 заключен без проведения конкурсного отбора на право заключения договора участия некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012 - 2015 годы" и без наличия бюджетных средств, предусмотренных на финансирование указанных мероприятий.
Кроме того, договор подписан неуполномоченным лицом - первым заместителем председателя комитета Магомедовым М.А.
Партнерство не опровергло доказательствами вывод судов об отсутствии у названного лица полномочий на подписание договора от имени комитета. Ссылка истца на исполнение Магомедовым М.А. в спорный период обязанностей руководителя иного органа публично-правового образования не влияет на данный вывод. Кроме того, партнерство не обосновало право Магомедова М.А. согласовывать в договоре N 28/2 продолжение оказания услуг в рамках мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012 - 2015 годы" в условиях, когда уже был принят Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102 и постановление N 657, предусматривающие отмену названной программы и утверждение новой государственной программы Республики Дагестан "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы".
Действие договора N 08-2-14/3646/08 прекратилось в связи с утверждением постановлением N 651 новой программы. Во исполнение данного договора партнерству перечислено 1 млн рублей. Оплате подлежали оказанные услуги истцом с 24.11.2014 по 31.12.2014, ответчику перечислено 1 млн рублей авансом.
Суды правильно сослались на отсутствие надлежащей первичной документации, подтверждающей оказание по данному договору услуг в объеме, превышающем перечисленный аванс 1 млн рублей. В части финансирования в 2014 году мероприятий, предусмотренных в договоре N 08-2-14/3645-08, в связи с несвоевременным представлением истцом отчетов средства федерального бюджета возвращены в бюджет Российской Федерации. Истец не направлял никаких отчетов в адрес ответчика до направления ответчиком письма от 13.03.2015 N 08-2-15/1080-31 о представлении финансового отчета о целевом использовании бюджетных средств за 2014 год с приложением подтверждающих документов, а также всей документации по проведенным мероприятиям.
Кроме того, из представленных самим истцом материалов опросов ООО РИЦ "Бизнес-реклама" (по договору, от 28.04.2015, заключенному истцом с указанным обществом - т. 1, л. д. 70 - 75) получателей консультаций следует, что при оформлении предоставления консультаций распространенным являлось указание несуществующих телефонных номеров (1409 по 3913 актам), что подтверждает недостаточную достоверность отраженных в отчетах и журнале сведений.
Поскольку партнерство не доказало оказание услуг по договору N 08-2-14/3645-08 с 24.11.2014 по 31.12.2014 в объеме, превышающем стоимость 1 млн рублей, уплаченных ответчиком, суды правильно отказали с иске.
Довод партнерства о том, что постановление N 657 продолжало действовать и в 2015 году, является несостоятельным. Истец не обосновал, что в Республике Дагестан действовали одновременно две государственных программы по одному и тому же вопросу - прежняя и новая, принятая постановлением N 651; кроме того, как указано выше, в переписке с министерством он сам признавал прекращение действия прежней программы.
Комитет как орган исполнительной власти Республики Дагестан в спорных отношениях не являлся их самостоятельным субъектом; фактически в его лице стороной правоотношений является Республика Дагестан (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому вывод судов об отсутствии правопреемника у комитета является ошибочным.
Однако в связи с правомерным отказом в иске с учетом изложенных обстоятельств ошибочный вывод судов об отсутствии у комитета правопреемника не повлиял на правильность решения по существу спора.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А15-1663/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с некоммерческого партнерства "Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.