г. Краснодар |
|
10 октября 2017 г. |
Дело N А32-42061/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агропроизводственная фирма "Агросервис"" (ИНН 2330022599, ОГРН 1072311007383) - Волгина А.П. (доверенность от 25.09.2017), Свиридоновой Е.А. (доверенность от 25.09.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шангина А.Г. (доверенность от 10.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-42061/2016, установил следующее.
ООО "Агропроизводственная фирма "Агросервис"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие департамента по исполнению решения от 10.03.2016 N 10/11 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление);
- возложить на департамент обязанность обеспечить определение по состоянию на 01.01.2015 кадастровой стоимости земельного участка площадью 222 022 кв. м с кадастровым номером 23:07:1402000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, вдоль автомагистрали "Дон" км. 1316 + 900 (справа), исходя из вида разрешенного использования "земли иного специального назначения";
- возложить на департамент обязанность предоставить в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Решением от 20.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 03.06.2017, признано незаконным бездействие департамента по не исполнению решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.03.2016 N 10/11. На департамент возложена обязанность обеспечить определение по состоянию на 01.01.2015 кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из вида разрешенного использования "земли иного специального назначения". На департамент также возложена обязанность представить в управление сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка для внесения соответствующих изменений в ЕГРН. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что департамент в нарушение положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 N 1 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости", не обеспечил в установленный законом срок определение кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого принято решение о пересмотре его кадастровой стоимости и не представил в орган кадастрового учета информацию о произведенном определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:286.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что поскольку решение комиссии принято на основании, в том числе, постановления администрации муниципального образования Динской район от 24.12.2010 N 2857 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Динской район от 21.12.2010 N 2811 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, вдоль автомагистрали "Дон" км 1316 + 900 (справа)"", которое не соответствует пункту 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приложению 14 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2010 N П/484 "О сборнике классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), бездействие департамента по неисполнению решения комиссии не может быть признано незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представители общества возражали против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом департамента от 29.10.2015 N 1468 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края. В результате проведения кадастровой оценки кадастровая стоимость, принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка площадью 222 022 кв. м с кадастровым номером 23:07:1402000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, вдоль автомагистрали "Дон" км. 1316 + 900 (справа), составила 499 280 853 рубля 40 копеек.
26 февраля 2016 года общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В результате рассмотрения заявления комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости спорного участка использованы недостоверные сведения, а именно вид разрешенного использования - для размещения объектов дорожного сервиса. Указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Решением комиссии от 10.03.2016 N 10/11 заявление удовлетворено, пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:286.
На основании кадастровой справки от 12.04.2016 N 4001/2016-1274 о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на 12.04.2016, составила 499 280 853 рубля 40 копеек.
Письмом от 21.04.2016 N 8 общество обратилось в департамент с просьбой предоставить информацию об исполнении решения от 10.03.2016 N 10/11 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:286.
В письме от 16.05.2016 N 52-10055/16-08-09 департамент сообщил заявителю о том, что срок обращения продлевается в связи с запросом департамента в министерство экономического развития Российской Федерации о направлении разъяснений.
Поскольку по состоянию на 01.10.2016 общество не получило ответ департамента, заявитель повторно обратился в уполномоченный орган с требованием предоставить информацию об исполнении решения комиссии от 10.03.2016 N 10/11 (письма от 06.10.2016 N 50, от 11.11.2016 N 58).
В письме от 21.10.2016 N 52-29862/16-08-11 департамент проинформировал общество об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в приказ департамента от 29.10.2015 N 1468.
Общество, полагая, что бездействие департамента нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.11.2014 N 1810 "О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2015 году", государственным контрактом N 0318200063915000461 на проведение государственной кадастровой оценки земель от 05.05.2015 заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Краснодарского края, является департамент.
Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114 утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Пунктом 3 указанного порядка определено, что заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.
В силу статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается, в том числе совокупность действий включающих в себя определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности определены сроки направления сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета в случае рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости - в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений, указанных в пункте 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Закона, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Закона, или сведений, адреса правообладателя осуществляются, если иное не установлено данным Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов. Формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества утверждены Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529.
Согласно части 3 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется также на основании поступивших в соответствии комментируемой статьей в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении от 10.03.2016 N 10/11, созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 N П/512, принято решение пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:286 с использованием вида разрешенного использования "222 022 кв. м - земли иного специального назначения" на основании постановления администрации муниципального образования Динской район от 24.12.2010 N 2857. Доказательства выполнения департаментом требований статей 24.11 и 24.18 Закон об оценочной деятельности, по определению по состоянию на 01.01.2015 кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из иного вида разрешенного использования, а также предоставления указанных сведений управлению для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, в материалы дела не представлены.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены судебных актов. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судебных инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 24.03.2017 и апелляционного постановления от 05.07.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А32-42061/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.