г. Краснодар |
|
10 октября 2017 г. |
Дело N А53-9139/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Югэнергосистема" (ИНН 6165155568, ОГРН 1096165002295) - Белотеловой К.А. (доверенность от 03.04.2017), от заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни - Богданова С.И. (доверенность от 15.12.2016), Казоря И.И. (доверенность от 28.09.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югэнергосистема" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2017 (судья Чернышова И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 (судьи Сулименко О.А., Ефимов О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-9139/2017, установил следующее.
ООО "Югэнергосистема" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможня) о признании незаконными и отмене постановлений от 27.03.2017 N 10006000-4/2017, 10006000-5/2017, 10006000-6/2017 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 26.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененных ему правонарушений, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.05.2017 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права. В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (далее - Указ N 880) отсутствует необходимость декларирования товаров. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ратифицирован 03.10.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) и Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) не содержат норм, предусматривающих необходимость таможенного декларирования товаров, перемещаемых внутри единой таможенной территории. В силу пункта 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 обязательно первоочередное выполнение прежде всего требований Договора о ЕАЭС, а не постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан"" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529). Общество не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку вмененные правонарушения вызваны неясностью правовых норм.
В отзыве на кассационную жалобу таможня считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители таможни в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, между обществом и компанией ООО "Армтрейд" (Республика Армения) заключен договор поставки углеродсодержащего материала типа "В" от 12.10.2016 N У-2/10. Срок поставки - октябрь и ноябрь 2015 года, количество - 700 т.
Во исполнение указанного договора общество осуществило экспортные поставки антрацита (углеродосодержащий материал тип "В"), код 2701111000 ТН ВЭД ЕАЭС, в адрес грузополучателя ОАО "БМЗ" - управляющая компания холдинга "БМК", Республика Беларусь.
Общий вес поставленного товара составил 681,436 т:
- первая поставка - 201,566 т антрацита осуществлялась 03.11.2015 по ж/д накладной N 20607158, вагоны N 58436478 (65,722 т), 61280376 (67,422 т), 62568076 (68,422 т);
- вторая партия - 274,694 т - 19.11.2015 по ж/д накладной N 20687133, вагоны N 55344212 (67,924 т), 60953981 (68,924 т), 61630786 (68,424 т), 61885687 (69,422 т);
- третья партия - 205,176 т - 28.11.2015 по ж/д накладной N 20733142, вагоны N 55737670 (68,426 т), 58371253 (68,124 т), 58679473 (68,626 т).
Декларирование указанного товара обществом не осуществлялось.
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса.
Определением от 13.01.2017 назначены товароведческие (стоимостные) экспертизы по каждой из трех партий товара.
Согласно заключениям эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 08.02.2017:
- N 12411001/0001771 свободная рыночная стоимость углеродосодержащего материала типа "В" в количестве 205,176 т по состоянию на 28.11.2015 на территории Российской Федерации -1 562 331 рубль 12 копеек;
- N 12411001/0001767 свободная рыночная стоимость углеродосодержащего материала типа "В" в количестве 274,694 т - 2 091 682 рубля 19 копеек;
- N 12411001/0001763 свободная рыночная стоимость углеродосодержащего материала типа "В" в количестве 201,566 т - 1 534 842 рубля 45 копеек.
В отношении общества составлены протоколы от 10.02.2017 об административных правонарушениях и вынесены постановления от 27.03.2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса:
- N 10006000-4/2017 в виде 383 710 рублей 61 копейки штрафа;
- N 10006000-5/2017 в виде 522 920 рублей 55 копеек штрафа;
- N 10006000-5/2017 в виде 390 582 рублей 78 копеек штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановления таможни в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 16.2 Кодекса недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, установлен ТК ТС.
Статьей 150 ТК ТС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат контролю в порядке, установленном законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
В соответствии со статьей 179, частью 2 статьи 181, частью 1 статьи 183 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе таможенная стоимость, сведения об исчислении таможенных платежей. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Статьями 186, 188 ТК ТС установлено, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, который обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Декларант вправе поручить совершение от своего имени таможенных операций по таможенному оформлению товаров таможенному представителю, который обладает теми же правами, что и уполномочивающее его лицо. При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре: выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в ходе проведенной проверки таможня установила факт поставки обществом по внешнеторговому контракту антрацита (углеродосодержащий материал тип "В") (27 товарная группа ТН ВЭД ТС) без соответствующего декларирования товара.
Суды проверили доводы общества об отсутствии необходимости декларирования в силу пункта 1 Указа N 880, согласно которому в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007 и в целях выполнения плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 06.10.2007 N 1, этапов и сроков формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, одобренных решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 09.06.2009 N 9, решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 15.03.2011 N 76 с 01.07.2011 отменен таможенный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия.
Между тем, как правильно указали судебные инстанции, в соответствии со статьей 25 Договора о ЕАЭС в рамках таможенного союза государств - членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств - членов без применения таможенного декларирования, за исключением случаев, предусмотренных данным Договором.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Положения данной части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 224 Закона N 311-ФЗ товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.
Договор о ЕАЭС и Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 приняты в целях развития отношений между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.
Согласно статье 79 раздела XX Договора о ЕАЭС в целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государств - членов, а также обеспечения национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства - члены развивают долгосрочное, взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии с международными договорами, предусмотренными в статьях 81, 83 и 84 данного Договора, с учетом обеспечения энергетической безопасности, исходя из следующих основных принципов: гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов. К отношениям хозяйствующих субъектов государств - членов, осуществляющих свою деятельность в сферах электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным данным разделом, применяется законодательство государств - членов.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Письмом Федеральной таможенной службы от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС" дано разъяснение, что указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, установленных статьей 321 Закона N 311-ФЗ. Следовательно, участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию. Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ТС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза.
Таким образом, порядок таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ТС, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529, является обязательным к исполнению.
Проверив довод общества о том, что в рассматриваемом случае оно не может быть привлечено к административной ответственности ввиду того, что вмененные правонарушения вызваны неясностью правовых норм, суды правомерно указали, что в рассматриваемом случае частью 5 статьи 195, статьей 321 Закона N 311-ФЗ и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 в соответствии с Договором о ЕАЭС установлено изъятие из общего правила об отмене таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия.
Суды исследовали и правомерно отклонили доводы общества о признании незаконным Решением Суда ЕврАзЭС от 05.09.2012 и последующем исключении абзаца 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335.
Соглашением о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25.01.2008, регулирующим отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза, введена единая форма статистической отчетности для участников внешнеэкономической деятельности. Данное Соглашение не предусматривало введение иных форм отчетности.
Абзац 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 сохранял обязанность хозяйствующих субъектов Российской Стороны по предоставлению статистической формы учета перемещения товаров для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, и по сути вводил двойную отчетность по 27 товарной группе ТН ВЭД ТС для российских хозяйствующих субъектов без соблюдения особого согласованного Сторонами Таможенного союза порядка в соответствии со статьей 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007.
Кроме того, как Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007, так и Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25.01.2008, на соответствии которым проверен абзац 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335, прекратили действие с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС. Из содержания статьи 25 Договора о ЕАЭС не следует, что для определенных товаров (работ, услуг) сторонами договора в своей стране не могут быть установлены изъятия из общего правила неприменения таможенного декларирования и государственного контроля.
При таких обстоятельствах недекларирование по установленной форме антрацита охватывается диспозицией части 1 статьи 16.2 Кодекса и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследован таможней в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности, и установлен судами. Доказательства того, что общество предпринимало все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований таможенного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Допущенное обществом нарушение не вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей декларанта.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что общество, имея возможности для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании товара, не приняло достаточных мер для их соблюдения, то есть вина общества, а, соответственно, и состав вмененного правонарушения доказаны таможней.
Данные выводы переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, таможней не допущено. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса.
Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А53-9139/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзац 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 сохранял обязанность хозяйствующих субъектов Российской Стороны по предоставлению статистической формы учета перемещения товаров для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, и по сути вводил двойную отчетность по 27 товарной группе ТН ВЭД ТС для российских хозяйствующих субъектов без соблюдения особого согласованного Сторонами Таможенного союза порядка в соответствии со статьей 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007.
Кроме того, как Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007, так и Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25.01.2008, на соответствии которым проверен абзац 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335, прекратили действие с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС. Из содержания статьи 25 Договора о ЕАЭС не следует, что для определенных товаров (работ, услуг) сторонами договора в своей стране не могут быть установлены изъятия из общего правила неприменения таможенного декларирования и государственного контроля.
При таких обстоятельствах недекларирование по установленной форме антрацита охватывается диспозицией части 1 статьи 16.2 Кодекса и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не предприняты меры по их соблюдению.
...
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, таможней не допущено. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2017 г. N Ф08-7333/17 по делу N А53-9139/2017