г. Краснодар |
|
17 октября 2017 г. |
Дело N А32-5975/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ромстройсервис" (ИНН 2339013006, ОГРН 1022304131607) - Романова А.М. (директор), Петрушевской Л.В. (доверенность от 20.03.2017), в отсутствие представителей истца - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Курганинский район, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ромстройсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2017 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (судьи Ванин В.В., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-5975/2017, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Курганинский район (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Ромстройсервис" (далее - общество) о взыскании 835 491 рубля 78 копеек задолженности по арендной плате и 49 428 рублей 97 копеек пени.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением обществом обязательств по внесению арендной платы во исполнение заключенного сторонами договора аренды от 24.02.2004 N 1604000283, неустойка рассчитана на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 6.3 договора.
Решением от 21.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.06.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С общества в пользу управления взыскано 835 491 рубль 78 копеек задолженности по арендным платежам за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 и 49 428 рублей 97 копеек пени за период с 11.04.2016 по 18.01.2017. В доход федерального бюджета с общества взыскано 20 698 рублей государственной пошлины. При разрешении спора суды исходили из принципа платности землепользования, закрепленного статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также наличия у общества (арендатора) обязанности по внесению арендной платы в нормативно установленном размере (статьи 424, 606, 611 и 614 Гражданского кодекса). Размер арендной платы определен в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121), которым для спорного участка установлена ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости в год (пункт 3.6.3 постановления N 121). За период с 01.04.2016 по 26.01.2017 арендная плата определена от кадастровой стоимости в размере 31 204 479 рублей 26 копеек согласно приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 1756). За период с 27.01.2017 по 31.03.2017 арендная плата определена от кадастровой стоимости в размере 16 321 182 рублей 83 копеек согласно приказу департамента от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640). Поскольку ответчик не представил доказательств внесения арендной платы в установленном размере, суды обеих инстанций признали обоснованными требования управления о взыскании основного долга по арендным платежам в заявленный период (статья 614 Гражданского кодекса). Требование о взыскании неустойки (пени) за просрочку оплаты аренды также признано правомерным и удовлетворено (статья 330 Гражданского кодекса, пункт 6.3 договора). Расходы по уплате государственной пошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество просит решение от 21.03.2017 и апелляционное постановление от 26.06.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности по арендным платежам за земельный участок за период с 01.04.2016 по 01.01.2017 в размере 306 022 рублей 18 копеек, пени за период с 11.04.2016 по 18.01.2017 в размере 19 916 рублей 33 копеек, в остальной части требований отказать. Податель жалобы указывает, что суды не применили норму, установленную статьей 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
С 01.01.2016 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:16:0602189:4 изменилась на основании акта об утверждении кадастровой стоимости (приказ N 2640) и составила 16 321 182 рубля 83 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.03.2017 N 23/ИСХ/17-344742, в связи с чем размер годовой арендной платы за данный земельный участок должен рассчитываться за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 в соответствии с постановлением N 121 на основании кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом N 2640.
В соответствии с пунктом 13 постановления N 121 индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции в случае изменения кадастровой стоимости не проводится, поэтому у арендатора не возникла обязанность по внесению арендной платы за 2016 год в размере, увеличенном на коэффициент индексации. Задолженность общества в указанный период (с 01.04.2016 по 31.12.2016) составляет 306 022 рубля 18 копеек, сумма пени, соответственно, 19 916 рублей 33 копейки. Апелляционный суд не учел, что применение с 01.01.2016 сниженной кадастровой стоимости земельного участка (16 321 182 рубля 83 копейки) согласуется с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360), в силу которого с 01.01.2017 по 01.01.2020 в отношении объектов недвижимости подлежит применению кадастровая стоимость, установленная на 01.01.2014; если после 01.01.2014 кадастровая стоимость снижалась, то используется наиболее низкая кадастровая стоимость, определенная после 01.01.2014. Установленная приказом N 2640 с 01.01.2016 кадастровая стоимость спорного участка (16 321 182 рубля 83 копейки) является меньшей по отношению к действовавшей на 01.01.2014 (31 204 479 рублей 26 копеек). Применение судом первой инстанции пункта 9 Правил определения размера арендной, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила), ошибочно, поскольку данные Правила подлежат применению только к земельным участкам федеральной собственности. Значительное увеличение размера арендной платы в связи с применением ставки 2,5%, одновременно с индексацией на ежегодные коэффициенты уровня инфляции, существенно ухудшили в 2016 году условия осуществления обществом предпринимательской деятельности в сравнение с условиями договора, действовавшими в 2015 году. Ссылка судов на приложение к договору аренды, которым с 01.01.2009 изменены сроки внесения арендных платежей (10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября 2009 года) является несостоятельной, поскольку оно не прошло государственную регистрацию; арендная плата должна вноситься, как предусмотрено пунктом 3.3 договора, то есть ежеквартально (не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 ноября. Следовательно, срок оплаты аренды за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 на дату подачи искового заявления не наступил.
В судебном заседании представители ответчика настаивали на удовлетворении кассационной жалобы. Истец отзыв на кассационную жалобу не направил, явку процессуального представителя в окружной суд не обеспечил, извещен в соответствии со статьями 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
На основании статьи 163 Кодекса в судебном заседании от 03.10.2017 объявлялся перерыв до 10.10.2017 до 16 часов 10 минут, информация о котором размещена в сети Интернет. После перерыва судебное разбирательство по кассационной жалобе продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления от 23.09.2003 N 1684 (л. д. 13) администрация Курганинского района Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 24.02.2004 N 1604000283, по условиям которого арендодатель передал арендатору за плату во временное владение и пользование из земель несельскохозяйственного назначения, земельный участок общей площадью 39 072,4 кв. м, кадастровый номер 23:16:0602189:0004, расположенный по адресу: г. Курганинск, почтовое отделение Лубгородок. В соответствии с пунктом 1.1 договора земельный участок предоставлен для эксплуатации объектов недвижимости предприятия по ремонту, строительству и благоустройств дорог. Договор действует в течение 49 лет (пункт 8.2), зарегистрирован в установленном законом порядке 11.09.2009 (л. д. 9 - 11).
Согласно пунктам 3.2, 3.3 договора арендная плата исчисляется от размера годовой арендной платы со дня фактического предоставления земельного участка за каждый день фактического использования и вносится арендатором ежеквартально, не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 ноября. Размер арендной платы, установленный на момент подписания договора, может быть пересмотрен арендодателем в связи с изменениями действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, а также на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется дополнительным соглашением к договору или приложением и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем.
Основанием обращения управления в арбитражный суд послужило ненадлежащее исполнение обществом как арендатором обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды от 24.02.2004 N 1604000283.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 22, 65 Земельного кодекса в редакции, действовавшей в период заключения договора, статьи 614 Гражданского кодекса земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с гражданским законодательством, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором.
Обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 307, 309 и 310 Гражданского кодекса).
По делу установлено, что договор от 24.02.2004 N 1604000283 заключен после введения в действие Земельного кодекса в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, размер арендной платы определен не по результатам торгов, следовательно, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендная плата по данному договору является регулируемой и стороны обязаны руководствоваться нормативно установленным размером арендной платы.
На основании пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса, действующей с 01.03.2015, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 39.7 Земельного кодекса указано, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Нормативные правовые акты, принятые указанными органами, могут устанавливать порядок изменения арендной платы за соответствующий земельный участок в связи с изменением его кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки и утверждения результатов ее определения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 N 303-ЭС17-360).
При определении даты, с которой подлежит изменению арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, следует руководствоваться положениями соответствующих нормативных правовых актов. В случае если нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения арендной платы, не содержит порядка изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки по правилам Закона N 135-ФЗ, арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности или право государственной собственности на который не разграничено, изменяется с даты внесения сведений об утвержденной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2017).
Таким образом, при наличии в соответствующем нормативном правовом акте порядка изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки расчет арендной платы осуществляется на основании данного порядка.
Исследовав и оценив в силу статьи 71 Кодекса имеющиеся в материалах дела доказательства, приняв во внимание, что постановление N 121 не определяет порядок изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки по правилам Закона N 135-ФЗ, апелляционный суд, проверив правильность расчета управления, с учетом подлежащих применению нормативных правовых актов, пришел к верному выводу о наличии у общества задолженности по арендной плате в общей сумме 872 268 рублей 60 копеек, и, с учетом пределов заявленных требований, признал обоснованным долг в размере 835 491 рубля 78 копеек.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В пункте 6.3 договора стороны согласовали, что в случае не внесения арендной платы в установленный договором срок арендатору начисляется пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Исходя из суммы основного долга (835 491 рубль 78 копеек), суды пришли к правильному выводу о правомерно заявленном требовании о взыскании пени в размере 49 428 рублей 97 копеек.
При этом судебные инстанции руководствовались следующим. В соответствии с приказом N 1756 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 31 204 479 рублей 26 копеек, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 10.01.2012, о чем свидетельствует кадастровая справка (л. д. 15). Согласно приказу N 2640 кадастровая стоимость исследуемого участка установлена в размере 16 321 182 рублей 83 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.03.2017 N 23/ИСХ/17-344742, и внесена в реестр 27.01.2017.
С учетом приведенного правового подхода кадастровая стоимость в размере 16 321 182 рублей 83 копеек правомерно применена при расчете с 27.01.2017.
Аргумент общества (со ссылкой на нормы Закона N 360) о необходимости применения при расчете за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 сниженной кадастровой стоимости (16 321 182 рубля 83 копейки) изучен кассационной коллегий и отклоняется.
На основании статьи 19 Закона N 360-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о применении в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 наименьшей кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 (или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 01.01.2014 кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения).
Таким образом, положения статьи 19 приведенного Закона применяются на территории субъекта Российской Федерации только по решению этого субъекта Российской Федерации, наличие которого (решения) в рассматриваемом случае не установлено.
Довод, касающийся неприменения приложения к договору аренды (л. д. 12), изменившего сроки внесения платы, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку данное приложение подписано сторонами, выражает их совпадающее волеизъявление, а потому отвечает вытекающим из пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса правовым признакам соглашения об изменении договора. На день обращения истца в суд срок исполнения обязанности по оплате аренды за первый квартал 2017 года - 10.01.2017 наступил, в силу чего основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в части взыскания за этот расчетный период отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Таким образом, основания для отмены или изменения решения от 21.03.2017 и апелляционного постановления от 26.06.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу N А32-5975/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.