г. Краснодар |
|
18 октября 2017 г. |
Дело N А63-10269/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" (ИНН 2634042068, ОГРН 1022601966045) - Панасенко О.И. (доверенность от 20.09.2017), в отсутствие представителей истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, третьих лиц: государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2017 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-10269/2016, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ООО "Силуэт" (далее - общество) о расторжении договора аренды от 07.07.2009 N 140, возложении на общество обязанности передать министерству земельный участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,3 га, учетный номер части 17 земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, расположенный в квартале 60 (Михайловское) выделе 9, квартале 62 (Михайловское) в выделах 13, 14 Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество" Шпаковского муниципального района Ставропольского края, по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования, в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение "Ставропольское лесничество" (далее - учреждение) и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление).
Решением от 07.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что договор аренды является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный участок расположен на территории государственного природного заказника краевого значения "Русский лес", образованного на основании постановления губернатора Ставропольского края от 26.08.1997 N 547 "Об образовании государственных природных заказников краевого значения" (далее - постановление N 547). Недействительность договора аренды лесного участка исключает возможность его расторжения в судебном порядке. Требование о возложении на общество обязанности возвратить лесной участок оставлено без удовлетворения ввиду нахождения на нем нежилого здания (цех по розливу воды), право собственности на которое зарегистрировано за обществом 11.02.2015, а также невозможности применения реституции в виде возврата лесного участка, исходя из положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение от 07.03.2017 и апелляционное постановление от 13.06.2017, дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда. Жалоба мотивирована тем, что для министерства как арендодателя заключение договора аренды лесного участка в целях разработки месторождений полезных ископаемых для забора питьевой воды не повлекло неблагоприятных последствий (арендатор вносит арендную плату, использует лесной участок по назначению), министерство обратилось в суд с требованиями о расторжении договора ввиду того, что не учтены нормы законодательства Ставропольского края в области особо охраняемых территорий, а именно: режима заказника, расположенного в лесных кварталах. На момент заключения договора границы заказника в соответствии с действующим на то время законодательством не утверждались, в лесном плане Ставропольского края и лесохозяйственном регламенте Ставропольского лесничества сведения о расположении на данной территории заказника краевого значения отсутствовали, сделка совершена в рамках правовых норм лесного законодательства. Возврат лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования участком (условия договора при его прекращении) и включение его в дальнейшем в границы заказника, не влечет нарушение прав собственника цеха по розливу воды. Предъявленное истцом требование направлено на возврат лесного участка для включения в границы вновь созданного заказника. В данном случае сделка, предметом которой явился спорный участок, не подлежащий возврату по акту приема-передачи, признана недействительной, не предусмотрена действующим лесным и гражданским законодательством. Проект освоения лесов, установленный статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), являющийся основанием для использования лесного участка по целевому назначению (не отменен по требованию органов прокуратуры), в силу признания судом договора недействительным (ничтожным) также утрачивает свою законную силу. Использование лесного участка без правовых оснований в соответствии с нормами лесного и гражданского законодательства влечет за собой выбывание лесного участка из земель лесного фонда, что недопустимо и ведет к нарушению прав собственника земель лесного фонда - Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в отзыве. От министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации Шпаковского района Ставропольского края от 20.09.1995 N 764 малому предприятию "Силуэт" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 2959 кв. м из земель предприятия "Водоканал" бывшей водокачки в лесу "Русском" в верховье ручья Липового для проектирования и строительства цеха по очистке и розливу питьевой воды в границах согласно проектному чертежу.
В соответствии с названным постановлением на общество возложена обязанность решить вопрос о передаче строений и сооружений бывшей водокачки с баланса производственного предприятия "Водоканал" на баланс МА "Силуэт"; разработать проект, проектно-сметную документацию по строительству цеха по очистке и розливу питьевой воды; согласовать ее с заинтересованными службами района; получить разрешение на производство строительно-монтажных работ в инспекции Госархстройнадзора района; получить лицензию на право добычи и реализации питьевой воды в Госгеолкоме администрации Ставропольского края.
25 ноября 1995 года ПП ВКХ "Водоканал" (продавец) и МП "Силуэт" (покупатель) заключили договор купли-продажи здания (насосной станции), состоящего из складских и производственных помещений, пристроек, специализированного водосборника (каптаж), общей площадью 583,8 кв. м, находящихся по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, урочище Балка Липовая, в целях организации цеха по розливу воды. Здание насосной станции передано покупателю по акту приема-передачи от 25.11.1995.
Согласно протоколу от 20.12.2005 N 7 победителем открытого лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда в квартале 62 выделах 13, 14 Михайловского лесничества ФГУ "Ставропольский лесхоз" площадью 0,3 га для побочного лесопользования в целях питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой производственных предприятий признано общество, ранее осуществлявшее лесопользование на данном участке.
На основании указанного протокола ФГУ "Ставропольский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Ставропольскому краю и общество заключили договор аренды от 25.05.2006 N 3 спорного участка.
В соответствии с договором водопользования от 28.07.2008 обществу передан родник Липовый (левый склон верховой балки Липовой Шпаковского района).
Во исполнение приказов от 07.07.2008 N 152 и 03.07.2009 N 220 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 07.07.2009 N 140 лесного участка площадью 0,3 га, учетный номер части 17 земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, расположенного в квартале 60 (Михайловское) выделе 9, в квартале 62 (Михайловское) выделах 13, 14 Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения "Ставропольское лесничество" Шпаковского муниципального района Ставропольского края, для разработки месторождений полезных ископаемых в целях забора питьевой воды. Срок аренды установлен на 49 лет с 07.07.2009 по 06.07.2058 (пункт 7.1). Участок передан обществу по акту приема-передачи 24.07.2009. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 24.07.2009 (т. 1, л. д. 10 - 24).
Пунктом 3.3.2 договора от 07.07.2009 N 140 предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги), а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса.
Приказом министерства от 25.08.2014 N 295 утверждено положительное заключение N 11-386 экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов по Проекту освоения лесов для разработки месторождений полезных ископаемых в целях забора питьевой воды на предоставленном обществу в аренду лесном участке 17 с внесенными изменениями.
11 февраля 2015 года за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое здание (цех по розливу воды) с кадастровым номером 26:11:000000:1387 площадью 583,8 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, Урочище Балка Липовая, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2015.
20 июня 2016 года министерство направило в адрес общества письмо N 06/6-4432, в котором указало, что лесной участок на момент его предоставления в аренду находился на территории земель лесного фонда, объявленных постановлением губернатора Ставропольского края от 26.08.1997 N 547 заказником краевого значения "Русский лес", на основании чего, а также в целях выполнения протокольных поручений Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 07.06.2016 и 14.06.2016 предложило расторгнуть договор аренды.
Ссылаясь на факт нахождения исследуемого лесного участка в границах заказника, министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно статьям 606 и 614 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" разъяснено следующее. При рассмотрении исков о взыскании по договору, а также исков, имеющих своей целью расторжение соответствующих договоров, арбитражный суд оценивает обстоятельства, свидетельствующие о его заключенности и действительности.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно картографическим и текстовым материалам землеустроительного дела по установлению и закреплению границы государственного природного биологического заказника краевого значения "Русский лес" (1998 года) предоставленный обществу по оспариваемому договору лесной участок расположен в границах Михайловского лесничества, включенных в состав данного заказника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пункт 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ устанавливает, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного Закона.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 181, и предусматривают, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 N 114-п утверждены положения о государственных природных заказниках краевого значения, в числе которых заказник "Русский лес" (подпункт 1 пункта 1).
Согласно разделу 3 Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Русский лес", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 N 114-п, режим и охрана заказника предусматривают разрешение следующих видов деятельности: сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы нескошенного травостоя шириной не менее 5 метров, сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения), регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне заказника.
Проанализировав приведенные нормы, судебные инстанции заключили, что предоставление спорного лесного участка в границах заказника для разработки месторождений полезных ископаемых в целях забора питьевой воды противоречит указанным ограничениям. Установив названные обстоятельства, суды сделали вывод о том, что договор аренды лесного участка от 07.07.2009 N 140 является недействительной (ничтожной) сделкой (статьи 167 и 168 Гражданского кодекса), что исключает возможность его расторжения в судебном порядке. Требование об освобождении всего земельного участка оставлено без удовлетворения вследствие нахождения на нем принадлежащих обществу объектов недвижимости.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Ссылка на судебные акты по другим делам не принимается во внимание, поскольку они приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, а также иное толкование заявителем норм законодательства не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, основания для отмены решения от 07.03.2017 и апелляционного постановления от 13.06.2017 по доводам жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу N А63-10269/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.