г. Краснодар |
|
23 октября 2017 г. |
Дело N А15-2934/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ИНН 05410001139, ОГРН 1020502625835), заинтересованного лица - администрации муниципального района "Табасаранский район" Республики Дагестан (ИНН 0530005533, ОГРН 1020501623933), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального района "Табасаранский район" Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.02.2017 (судья Магомедова Ф.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А15-2934/2016, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в лице Управления в Табасаранском районе (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации муниципального района "Табасаранский район" Республики Дагестан (далее - администрация) о взыскании 1 777 373 рублей 29 копеек задолженности по страховым взносам, образовавшейся в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2012 - 2014 годы.
Решением суда от 27.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2017, требования пенсионного фонда удовлетворены частично. С администрации в пользу пенсионного фонда взыскано 1 199 379 рублей 33 копейки задолженности по страховым взносам, образовавшейся в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2014 год, в том числе 973 665 рублей 88 копеек - на страховую часть трудовой пенсии, 225 713 рублей 45 копеек - на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что пенсионный фонд не представил доказательств занижения администрацией базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012 год на 152 411 рублей, за 2013 год на 1 895 408 рублей, за 2014 год на 85 тыс. рублей.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.02.2017 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2017. Заявитель жалобы указал, что акт составлен по результатам выездной, а не камеральной проверки, что повлияло на правильность принятия решения. Пенсионный фонд в материалы дела не представил доказательств, на основании которых он установил занижение администрацией базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В ходе проверки пенсионный фонд не проверял первичные бухгалтерские документы, на основании которых можно было бы сделать вывод о наличии у администрации недоимки по страховым взносам. Суд удовлетворил требования пенсионного фонда без учета имеющейся у администрации переплаты по страховым взносам. Суд не произвел процессуального правопреемства, не привлек в качестве истца налоговый орган.
В отзыве на кассационную жалобу пенсионный фонд считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, пенсионный фонд на основании решения от 21.07.2015 N 30/01-397 провел плановую выездную проверку администрации по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой установил занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012, 2013 и 2014 годы при анализе фонда оплаты труда на 6 558 573 рубля, составил акт от 05.10.2015 N 06/01-397 и вынес решение от 11.11.2015 N 30/01-397, которым администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии - 1 407 978 рублей 36 копеек, на накопительную часть - 34 907 рублей 70 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 334 487 рублей 23 копейки.
Требованием от 12.01.2016 N 01702914ТН0111128 администрации предложено добровольно уплатить 1 777 373 рубля 29 копеек недоимки в срок до 19.02.2016.
Поскольку администрация в добровольном порядке требование не исполнила, пенсионный фонд обратился с соответствующим заявлением в суд.
Судебные инстанции правомерно отклонили доводы администрации о несоблюдении пенсионным фондом досудебного порядка урегулировании спора, установленного законом, что в свою очередь является основанием для оставления заявления без рассмотрения, и о том, что при осуществлении выездной проверки не представлена доверенность Эскерова Э.М. на представление интересов администрации.
В материалах дела имеется распоряжение администрации от 05.02.2015 N 35 о назначении руководителем - главным бухгалтером администрации с 05.02.2015 Эскерова Э.М.
От администрации главным бухгалтером Эскеровым Э.М. в пенсионный фонд представлены возражения на акт выездной проверки.
Требование пенсионного фонда вручено нарочно Эскерову Э.М. 13.01.2016, с участием которого, как с представителем администрации, проводилась проверка, составлялся акт проверки, выносилось решение.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона о страховых взносах).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона о страховых взносах.
В силу подпункта "д" пункта 2 и пункта 11 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. рублей на одного работника за расчетный период.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с указанными нормами, судебные инстанции пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении требования пенсионного фонда.
При исследовании обстоятельств по делу суды учли пояснения представителя пенсионного фонда Исаевой Д.Г., проводившей проверку, из которых следует, что в ходе проведения проверки она не проверяла первичные бухгалтерские документы по выплатам работникам администрации за 2012 - 2013 годы ввиду отсутствия таких документов в связи с их выемкой в рамках уголовного дела, соответственно, она не устанавливала, какие суммы и за что выплачены работникам администрации за указанный период. При проверке проверены бухгалтерские документы только за 2014 год, занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в 2012 - 2013 годах установлено исходя из общей суммы начисления заработной платы, указанной в журнале расчетов по заработной плате.
В части установления занижения базы для начисления страховых взносов в 2014 году администрация согласилась с установлением данного факта, однако указала, что пенсионный фонд учел для начисления страховых взносов 360 тыс. рублей материальной помощи, в то время как сумма материальной помощи, выплаченная в 2014 году, составляет 445 тыс. рублей.
По данному факту пенсионный фонд пояснил, что не проверялась бухгалтерская документация по выплатам материальной помощи работникам администрации, материальная помощь в сумме 360 тыс. рублей получена путем умножения количества работников согласно штатному расписанию на 4 тыс. рублей, документального подтверждения указанной суммы не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о недоказанности пенсионным фондом занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в 2014 году на 85 тыс. рублей.
На основании изложенного, суды правомерно указали, что с учетом согласия администрации с занижением базы для начисления страховых взносов в 2014 году оно составляет 4 425 754 рубля, следовательно, за 2014 год недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд составляет 973 665 рублей 88 копеек, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 225 713 рублей 45 копеек.
Суды правомерно отклонили довод администрации о переплате по страховым взносам за проверяемый период. Само по себе неприменение в решении пенсионного фонда от 11.11.2015 N 30/01-397 финансовых санкций не свидетельствует о наличии у администрации переплаты. В деле отсутствуют акты сверок, иные документы о наличии конкретных сумм переплаты, подлежащих зачету в счет недоимки за 2014 год. Документальные доказательства наличия переплаты (перечисления администрацией страховых взносов за 2014 год в большем размере, чем подлежало уплате) в материалы дела также не представлены.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, является правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение апелляционного постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.02.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по делу N А15-2934/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.