г. Краснодар |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А63-10599/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (ИНН 2626012550, ОГРН 1022601224106), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьих лиц - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, администрации городского округа г. Ессентуки, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2017 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Макарова Н.В.) по делу N А63-10599/2016, установил следующее.
Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными содержащиеся в письмах от 20.08.2016 N 26/999/001/2016-4799, 26/999/001/2016-4801 и 26/999/001/2016-4802 отказы управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 50 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:30:000000:2528, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Лесная, земельный участок площадью 2 110 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:30:000000:2570, расположенный по адресу:
г. Ессентуки, в районе Братских кладбищ и земельный участок площадью 420 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:29:120101:2, расположенный по адресу: г. Ессентуки, в районе СНТ "Здоровье" (за р. Подкумок);
- возложить на управление обязанность зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием г. Ессентуки на указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества), Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство имущественных отношений), администрация городского округа г. Ессентуки (далее - администрация).
Решением от 30.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.06.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что право собственности муниципального образования на спорные земельные участки возникло в силу прямого указания закона (часть 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях""; далее - Закон N 244-ФЗ).
По сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки земельный участок с кадастровым номером 26:29:120101:2 в зону санитарной охраны, горно-санитарной охраны г. Ессентуки не входит, земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:000000:2528 и 26:30:000000:2570 входят во вторую зону округа санитарной охраны г. Ессентуки. Материалы дела не содержат доказательств расположения земельных участков в границах иных особо охраняемых природных территорий. Суды отклонили довод управления об избрании учреждением ненадлежащего способа защиты права, так как в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение спорных земельных участков к федеральному уровню собственности.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:000000:2570 и 26:30:000000:2528 входят в границы второй зоны округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений). Поскольку указанные участки расположены одновременно и в границах курорта федерального значения, и во второй зоне округа санитарной охраны г. Ессентуки, а земельный участок с кадастровым номером: 26:29:120101:2 расположен в границах курорта федерального значения г. Ессентуки, в силу пункта 12 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ положения статьи 1 названного закона на них не распространяются. Названные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные участки.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06.12.2011 признано незаконным бездействие администрации по устранению нарушений лесного законодательства. На администрацию возложена обязанность провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами, в удовлетворении требований о возложении обязанности создать лесничество отказано.
На основании постановления администрации от 20.04.2016 N 590 с изменениями, внесенными постановлением от 17.08.2016 N 1340, в реестр муниципального имущества включены земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:000000:2528, 26:30:000000:2570 и 26:29:120101:2.
15 июля 2016 года комитет обратился в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности г. Ессентуки на указанные земельные участки.
20 августа 2016 года управление в сообщениях N 26/999/001/2016-4799, 26/999/001/2016-4801 и 26/999/001/2016-4802 отказало комитету в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки ввиду их расположения одновременно в границах курорта федерального значения и в зоне округа санитарной охраны.
Комитет, полагая, что решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки являются незаконными, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в применимой к спорным отношениям редакции; далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ к основаниям государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество отнесены акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со статьями 17 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения; далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный Закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков. В части 7 статьи 1 названного Закона закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу рассматриваемого Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 статьи. К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункты 1, 2 части 8 Закона N 244-ФЗ). К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ). Пунктом 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 названного Закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что спорные участки не относятся к федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки в ЕГРП отсутствуют, в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края участки не значатся. По сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки (справка от 22.03.2017 N 792) земельный участок с кадастровым номером 26:29:120101:2 в зону санитарной (горно-санитарной) охраны г. Ессентуки не входит, земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:000000:2570 и 26:30:000000:2528 относятся ко второй зоне округа санитарной охраны г. Ессентуки. Доказательства нахождения спорных участков в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ) не представлены. Доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, а также факт предоставления этих участков федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, отсутствуют. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к верному выводу о том, что право муниципальной собственности на данные земельные участки возникло на основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае имеется спор о праве, отклоняется, поскольку отсутствуют как доказательства нахождения спорных участков в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), так и правовые основания для отнесения земельных участков к федеральному уровню собственности.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 30.03.2017 и апелляционного постановления от 20.06.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А63-10599/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что спорные участки не относятся к федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки в ЕГРП отсутствуют, в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края участки не значатся. По сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки (справка от 22.03.2017 N 792) земельный участок с кадастровым номером 26:29:120101:2 в зону санитарной (горно-санитарной) охраны г. Ессентуки не входит, земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:000000:2570 и 26:30:000000:2528 относятся ко второй зоне округа санитарной охраны г. Ессентуки. Доказательства нахождения спорных участков в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ) не представлены. Доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, а также факт предоставления этих участков федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, отсутствуют. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к верному выводу о том, что право муниципальной собственности на данные земельные участки возникло на основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае имеется спор о праве, отклоняется, поскольку отсутствуют как доказательства нахождения спорных участков в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), так и правовые основания для отнесения земельных участков к федеральному уровню собственности.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 30.03.2017 и апелляционного постановления от 20.06.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2017 г. N Ф08-7274/17 по делу N А63-10599/2016