г. Краснодар |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А53-3302/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Пилипенко И.Ю. (доверенность от 01.07.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Союз" (ИНН 6150064678, ОГРН 1106183003002) - Лавриненко Б.В. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2017 (судья Тер-Акопян О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А53-3302/2017, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Союз" о взыскании 21 695 рублей 23 копеек задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за июль 2016 года и 3379 рублей 79 копеек неустойки с 16.08.2016 по 02.05.2017 (уточненные требования).
Решением от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.07.2017, с ООО "Союз" в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взыскано 21 692 рубля 16 копеек задолженности, 3379 рублей 31 копейка неустойки и 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оплата электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом на общедомовые нужды сверх установленного норматива, является обязанностью исполнителя коммунальных услуг (фирмы). Отсутствие заключенного в письменном виде между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг соответствующего договора не освобождает последнего от обязанности по оплате спорного объема электроэнергии.
В кассационной жалобе ООО "Союз" просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, исполнителем коммунальных услуг является истец. Данный факт подтверждается письмами ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 01.04.2015 N 25/2501-4217, от 13.05.2015 N 25/2501-5945, от 22.06.2015 N 25/2501-8407, которые суды не оценили. ООО "Союз" неоднократно обращалось к ресурсоснабжающей организации с требованием заключить договор на поставку электрической энергии, а впоследствии на поставку электрической энергии, потребляемой при содержании имущества в многоквартирных домах (письмо от 03.02.2017 N 1066). Суды не приняли во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 по делу N АКПИ16-779, в котором суд конкретно указывает на применение понятия "исполнитель коммунальной услуги" к ресурсоснабжающей организации. Расчет истца осуществлен вразрез требований норм действующего законодательства в части отсутствуя дисциплины по снятию показаний приборов учета и отсутствия начислений по ряду квартир за предоставляемую коммунальную услугу и, соответственно, завышению стоимости коммунального ресурса за спорный период.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку энергоресурсов в следующие многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Союз":
- г. Новочеркасск, ул. Буденновская, 161;
- г. Новочеркасск, ул. Дачная, 67;
- г. Новочеркасск, ул. Кавказская, 56.
Договор ресурсоснабжения на поставку сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды стороны не заключали.
В июле 2016 года ответчик допустил сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды, в частности:
- по многоквартирному дому N 161 по ул. Буденновской в г. Новочеркасске - 1282,29 кВт/ч (9210 кВт/ч - расход электроэнергии согласно общедомовому прибору учета многоквартирного дома минус 7683 кВт/ч - расход электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета минус 244,71 кВт/ч - норматив ОДН для многоквартирного дома);
- по многоквартирному дому N 67 по ул. Дачной в г. Новочеркасске - 1685,7 кВт/ч (5039 кВт/ч - расход электроэнергии согласно общедомовому прибору учета многоквартирного дома минус 3278 кВт/ч - расход электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета минус 75,3 кВт/ч - норматив ОДН для многоквартирного дома);
- по многоквартирному дому N 56 по ул. Кавказской в г. Новочеркасске - 1336,62 кВт/ч (11070 кВт/ч - расход электроэнергии согласно общедомового прибора учета многоквартирного дома минус 9483 кВт/ч - расход электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета минус 250,38 кВт/ч - норматив ОДН для многоквартирного дома).
Общий объем сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды составил 4304 кВт/ч.
В письме от 08.08.2016 N 25/2501-7021 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предложило ООО "Союз" заключить договор энергоснабжения на поставку электрической энергии в объеме, превышающем объем электроэнергии на общедомовые нужды.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" выставило ООО "Союз" счета, счета-фактуры на 21 695 рублей 23 копейки.
В претензии от 07.09.2016 N 25/2501-8041 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просило ООО "Союз" оплатить задолженность и неустойку.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" с иском в суд.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение).
В порядке пункта 10 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В пункте 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным данными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу подпункта "а" пункта 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации, если она привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 4 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Таким образом, если в отношении соответствующего дома способом управления является управление посредством управляющей компании, заключение прямого договора между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений не предполагается.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Суды установили, что собственники помещений в многоквартирных домах избрали фирму управляющей организацией.
Внесение собственниками помещений платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации представляет собой способ исполнения обязательств потребителями этих услуг перед исполнителем в лице управляющей организации и не изменяет выбранный собственниками способ управления многоквартирным домом и сущность их правоотношений с управляющей компанией. Принятие собственниками решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Таким образом, что довод ответчика о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся у него в управлении, не соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Управляющие организации в силу статьей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять собственникам помещений в многоквартирных домах весь комплекс коммунальных услуг, в том числе приобретать электрическую энергию для мест общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам (абзац первый).
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац второй).
Таким образом, пункт 44 Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, на основании показаний такого прибора учета. При этом в случае, если определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный размер норматива потребления коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива. Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
В пункте 21(1) Правил N 124 закреплен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за исключением объемов отводимых сточных вод, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) как разность объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды установили, что расход поставленного истцом коммунального ресурса на общедомовые нужды превышает установленный норматив потребления этого ресурса. Суды пришли к выводу о возложении на ООО "Союз" обязанности по оплате объемов превышения поставленного ресурса в отношении спорных домов, общим собранием собственников которых не принимались решения о распределении объема коммунальной услуги в части превышения нормативов. Проверив расчет истца, суды признали его арифметически неверным и произвели собственный расчет задолженности и неустойки.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Ссылаясь на несоответствие произведенного истцом расчета объема электроэнергии, поставленного на общедомовые нужды сверх установленного норматива, ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировала свои доводы со ссылкой на нормы права и допущенные обществом в расчете нарушения, контррасчет не представил.
Ссылка заявителя на то, что он неоднократно обращался к ресурсоснабжающей организации с требованием заключить договор на поставку электрической энергии, не имеет правового значения, поскольку не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате спорного объема электроэнергии.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 по делу N А53-3302/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.