г. Краснодар |
|
02 ноября 2017 г. |
Дело N А32-8504/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дружба" (ИНН 2340015456, ОГРН 1022304247855) - Корнеева Д.В. (доверенность от 01.06.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 15.12.2016), в отсутствие третьих лиц - администрации муниципального образования Кущевский район, публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-8504/2017, установил следующее.
ООО "Дружба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным действия (бездействия) департамента, выразившиеся в отказе в предоставлении права выкупа земельного участка площадью 549 925 кв. м с кадастровым номером 23:17:0101004:0005, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский сельский округ;
- возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату указанного земельного участка, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Кущевский район (далее - администрация), ПАО "Кубаньэнерго", ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
Решением от 23.05.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 18.08.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что обществом соблюдены установленные законодательством условия приобретения испрашиваемого земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель надлежащим образом использовал земельный участок более трех лет на основании действующего договора аренды. Земельный участок с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 находится в гражданском обороте и не изъят из хозяйственного использования. Выводы, положенные в основание отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суды сочли необоснованными и документально неподтвержденными. Наличие на спорном земельном участке опор линий электропередач не свидетельствует о том, что земельный участок является ограниченным в обороте и не служит препятствием для отказа в предоставлении его в собственность за плату. Срок на обращение в арбитражный суд не истек, поскольку о незаконности оспариваемого отказа заявитель узнал 07.03.2017, а в суд общество обратилось 13.03.2017.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что требования общества по своей форме не соответствуют положениям закона, поскольку не содержат необходимых реквизитов, а именно не указана дата совершения неправомерного действия либо реквизиты оспариваемого акта. Общество пропустило срок на обжалование отказа департамента от 03.11.2016. Заявление общества от 12.12.2016 не соответствует требованиям закона, поскольку данное обращение подано в нарушение административного порядка, установленного статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), и фактически является письмом на имя руководителя департамента. На спорном земельном участке расположены дорога общего пользования и линии электропередач, что препятствует предоставлению спорного участка в собственность.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество на основании договора аренды от 04.05.2008 N 8817000274 является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 549 925 кв. м с кадастровым номером 23:17:0101004:0005, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский сельский округ. Договор зарегистрирован в установленном порядке 02.09.2008.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем спорного земельного участка является Краснодарский край, в связи с чем общество на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обратилось в департамент с заявлением от 19.07.2016 о предоставлении указанного участка в собственность за плату.
В письме от 17.08.2016 N 52-20738/16-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены линии электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах) принадлежащие филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, а также магистральный газопровод (давление 9,8 МПа, ДУ 1420 x 3 мм) и линейный крановый узел (15 x 15 м). Кроме того, в границах земельного участка расположена гравийная дорога общего пользования.
В целях приведения арендуемого земельного участка в соответствие с условиям действующего договора и для последующего его выкупа общество 05.10.2016 обратилось в департамент с заявлением, в котором просило произвести выделение из земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 линий электропередач, линейного кранового узла, а также гравийной дороги общего пользования путем раздела земельного участка с сохранением его в измененных границах.
В письме от 03.11.2016 N 52-31493/16-37-0 департамент предложил обществу для образования указанных в заявлении земельных участков путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории самостоятельно обратиться в департамент с соответствующим заявлением.
Не согласившись с данным ответом, общество 12.12.2016 обратилось в департамент с заявлением, в котором просило произвести выделение из испрашиваемого земельного участка обремененных земельных участков путем его раздела с сохранением в измененных границах и предоставить его обществу в собственность за плату.
В письме от 11.01.2017 N 52-325/17-37-06 департамент указал, что в случае необходимости и законодательной возможности общество вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями о формировании либо предоставлении интересующих земельных участков.
Общество, полагая, что указанное письмо является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из соблюдения обществом установленного законом порядка приобретения испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения и представления документов, подтверждающих надлежащее его использование. Наличие на спорном земельном участке линий электропередачи и линейного кранового узла не препятствует его приобретению в собственность, поскольку не порождает у собственников данных линейных объектов исключительного права на землю. Нахождение на территории испрашиваемого земельного участка дороги общего пользования противоречит представленным в дело доказательствам.
Вместе с тем, судебные инстанции не учли следующее.
Как следует из материалов дела, в границах испрашиваемого земельного участка расположены линии электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах), принадлежащие филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, а также магистральный газопровод (давление 9,8 МПа, ДУ 1420 x 3 мм) и линейный крановый узел (15 x 15 м).
Земельным кодексом допускается образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 5 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса).
Для размещения линейных объектов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса).
Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса).
Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами. В отношении таких объектов устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий последних. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 89 Земельного кодекса).
Пунктом 6 части 1 статьи 7 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" к исключительным случаям, при которых допускается перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отнесено строительство линий электропередачи. Условием такого перевода установлено наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейного объекта.
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Такие участки, предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2). Размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи зависит от ее напряжения и контура проекции опоры на поверхность земли (пункты 3, 4), а земельные участки (их части), используемые в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине такой линии электропередачи, ширина которой зависит от расположения осей крайних фаз. Конкретные размеры названных участков определяются в соответствии с проектной документацией (пункт 8).
По смыслу вышеприведенных норм, размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Использование земельных участков непосредственно под опорами линий электропередач не возможно, в связи с чем у общества отсутствует право на приобретение в собственность участков под указанными объектами.
Кроме того, как следует из материалов дела, в границах испрашиваемого земельного участка расположена гравийная дорога, предназначенная для обслуживания объекта газовой промышленности (акт обследования земельного участка от 27.07.2016 N 915, составленный ГКУ КК "Кубаньземконтроль" и заключение кадастрового инженера от 19.04.2017 N 77).
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, переданных в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, при условии их надлежащего использования, вместе с тем участок, занятый гравийной дорогой (часть испрашиваемого участка), не может быть использован для ведения сельскохозяйственного производства, а названная норма предусматривает выкуп исключительно для указанной цели. Доказательства того, что часть участка, занятая гравийной дорогой, использовалась либо может быть использована для ведения сельскохозяйственного производства общество в нарушение статей 9 и 65 Кодекса в материалы дела не представило.
При изложенных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований в отношении участка площадью 549 925 кв. м, требования о предоставлении участка иной конфигурации и площади общество не заявило.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции в целях правильного применения норм материального права считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение и апелляционное постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А32-8504/2017 отменить. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.