г. Краснодар |
|
17 ноября 2017 г. |
Дело N А32-6878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствии в судебном заседании заявителя - Федеральной службы по аккредитации (ИНН 7736638268, ОГРН 5117746026756), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Автономной некоммерческой организации в области технического регулирования и подтверждения соответствия в строительстве "Исследователь" (ИНН 2309086166, ОГРН 1032304948180) - Галаган А.А. (доверенность от 16.10.2017) и Нестеренко К.А. (доверенность от 04.07.2017), на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-6878/2017, установил следующее.
Федеральная служба по аккредитации (далее - служба) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении автономной некоммерческой организации в области технического регулирования и подтверждения соответствия в строительстве "Исследователь" (далее - организация) к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2017, организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях организации состава вмененного ей административного правонарушения, соблюдением службой процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 Кодекса. При этом суд уменьшил размер назначенного штрафа до 200 тыс. рублей.
Организация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.05.2017 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.2017, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 Кодекса. Суды не исследовали содержание заявки от 25.03.2016 N 2 и решение по указанной заявке. Суды не оценили довод организации о допущенной опечатке в указании номера решения по заявке от 25.03.2017 N 2.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, выслушав представителей организации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.07.2016 N 76/1-400-2016 с целью проверки сведений, содержащихся в обращении Союза производителей цемента "СОЮЗЦЕМЕНТ" от 08.07.2016 N 1/СЦ-260/16, служба провела внеплановую выездную проверку организации на предмет соблюдения обязательных требований законодательства о техническом регулировании и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в ходе которой выявила следующие нарушения:
- организация не регистрирует поступающие заявки на подтверждение соответствия, что является нарушением пункта 8.2 Руководства по качеству органа по спецификации, утвержденного руководителем органа сертификации 04.04.2016 (далее - Руководство по качеству) и не соответствует пункту 6 Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации), в части соблюдения в процессе деятельности требований системы менеджмента качества;
- организация приняла положительное решение по заявке на проведение сертификации с нарушением пункта 6.4 ГОСТа Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.01.2016 N 1-ст (далее - ГОСТ Р 56836-2016);
- отбор образцов (проб) для проведения испытаний осуществлен организацией с нарушением пункта 6.7 ГОСТа Р 56836-2016 и пункта 7.6.2.5 Руководства по качеству;
- организация нарушила порядок оформления результатов анализа состояния производства, что является нарушением пунктов 6.10, 6.10.1, 6.10.2 ГОСТа Р 56836-2016;
- организация приняла решение о выдаче сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 в отсутствие подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, что свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пункта 6.11.1 ГОСТ 56836-2016 и пункта 7.6.2.8 Руководства по качеству.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 19.08.2016 N 424-АВП, послужили основанием для составления в отношении организации протокола об административном правонарушении от 03.02.2017 N 10/2017 по части 1 статьи 14.47 Кодекса и обращения службы в порядке части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 Кодекса в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное службой требование, суды установили, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях организации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 Кодекса, при этом суды правомерно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 14.47 Кодекса предусмотрена административная ответственность за выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Объектом правонарушения являются установленные законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ по сертификации. Объективная сторона названного правонарушения выражается в производстве работ в обозначенной сфере деятельности (в том числе, рассмотрение заявок, принятие решений по ним, анализ результатов сертификационных испытаний, составление таблиц соответствия, выдача сертификатов соответствия и др.) с нарушением установленных правил.
Согласно части 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, включен раздел 2523 "Цемент" с позициями: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) установлено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Критерии аккредитации - это совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации. В соответствии с утвержденной областью аккредитации организация вправе проводить работы по сертификации цементов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Из части 7 статьи 13 Закона N 412-ФЗ следует, что критериями аккредитации должны устанавливаться требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Пунктом 6 Критериев аккредитации установлено требование о наличии системы менеджмента качества и соблюдении в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 Критериев аккредитации.
Согласно пункту 14.11 Критериев аккредитации руководство по качеству содержащего требования системы менеджмента качества, должно предусматривать наличие правил выполнения работ по сертификации, включающих в себя, в том числе, описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.
В пункте 8 Критериев аккредитации указано на необходимость наличия нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
Изложенные нормативные предписания в полном объеме распространяются на организацию при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение работ по сертификации цементов.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.01.2016 N 1-с утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", который входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".
Согласно пункту 1 ГОСТа Р 56836-2016 настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
В пункте 4 Предисловия к ГОСТу Р 56836-2016 указано, что правила применения данного стандарта установлены в ГОСТе Р 1.0-2012 (раздел 8). Согласно пункту 8.3 ГОСТа Р 1.0-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1146-ст, применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил, может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании: организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация), нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации, соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил), указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Таким образом, в каждом из возможных случаев применения ГОСТ Р 56836-2016 органом по сертификации при осуществлении сертификации цементов данный стандарт при проведении соответствующих сертификационных работ представляет собой обязательный для соблюдения нормативный документ, устанавливающий требования к подтверждению соответствия.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, организация аккредитована в качестве органа по сертификации продукции и услуг (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11СЛ05). Распоряжением генерального директора организации от 05.02.2016 в деятельность организации внедрен ГОСТ Р 56836-2016 и в Руководство по качеству добавлен пункт 7.6 "Проведение сертификации цементов". В соответствии с пунктом 7.6.1 Руководства по качеству обязательная сертификация цементов проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016.
Таким образом, учитывая приведенные нормативные и фактические обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц, как локальных нормативных правовых актов, применение организацией при проведении работ по сертификации цементов ГОСТа Р 56836-2016 является обязательным.
Как установили суды, в ходе проверки организацией представлен "Журнал регистрации заявок на подтверждение соответствия" продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Пунктом 8.2 Руководства по качеству предусмотрено, что делопроизводитель регистрирует в журналах органа по сертификации заявки на сертификацию продукции, заявления на регистрацию деклараций о соответствии, жалобы, документы системы менеджмента качества органа по сертификации, а также все выданные документы органом по сертификации. Формы журналов приведены в Приложении N 5.
Контролирующим органом выявлено, что форма "Журнала регистрации заявок на подтверждение соответствия" визуально соответствует форме, приведенной в приложении 5 к Руководству по качеству, которым утверждена форма журнала с наименованием "Журнал регистрации заявок и решений на подтверждение соответствия".
В акте проверки указано, что в представленном на проверку журнале отсутствуют регистрационные номера и даты заявок, учитываются только решения по заявкам, что свидетельствует о том, что журнал ведется формально. Кроме того, в делах сертификатов соответствия, представленных в ходе проверки ответчиком, имеются заявки под N 2, поступившие в разные даты и от разных юридических лиц, что свидетельствует об отсутствии регистрации поступающих заявок. Таким образом, установлено, что поступающие в организацию заявки на подтверждение соответствия не регистрируются надлежащим образом.
Рассмотрев довод организации относительно того, что 11.07.2016 в ходе проведения внепланового внутреннего аудита по распоряжению генерального директора организации выявлен ряд несоответствий, в том числе, и по журналу, в связи с чем, указано на устранения нарушений, суды установили, что срок устранения выявленных нарушений согласно бланку регистрации несоответствия не наступил. Кроме того, обществом внесены изменения в документы системы менеджмента качества, а именно: в Руководство по качеству в части установления новой формы журнала и отмены старой.
В обоснование совпадения номеров заявок, организация указала, что формированием заявки и присвоением номера занимается фирма, подавшая заявку на проведение сертификации, а организация, в свою очередь, принимает заявку и фиксирует ее в журнале. Вместе с тем, указанный довод обоснованно отклонен судом по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
При принятии положительного решения по заявке в силу пункта 7.4.1 ГОСТа Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации должен разработать план проведения оценивания, чтобы обеспечить принятие соответствующих мер.
В соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации должен обеспечивать доступность всей необходимой информации и (или) документации для выполнения оценивания. Согласно подпункту 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа. Подпунктом 7.12.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен сохранять записи, служащие доказательством того, что все требования к процессу сертификации (настоящего стандарта и схемы сертификации) фактически выполнены. Изложенное свидетельствует об обязанности органа по сертификации документировать все этапы процедуры проведения сертификации и таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность однозначного уяснения соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия.
Как установлено судами, и на что указывает сама организация, система приемки заявок такова, что имеется вероятность подачи от разных организаций заявок под одним номером и от одной и той же даты, поскольку номера заявок присваивают сертифицируемые лица.
Учитывая изложенное обоснованными являются выводы судебных инстанций о ненадлежащем документировании принимаемых организацией заявок.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, проверкой выявлено нарушение организацией требований ГОСТа Р 56836-2016 при принятии решения по заявке на проведение сертификации, что подтверждается следующим.
Сертификат соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 подтверждает соответствие продукции: Портландцемент белый 1-400-Д20 (СЕМ II 42,5N), требованиям ГОСТ 965-89 "Портландцементы белые. Технические условия" и ГОСТу 30515-2013 "Межгосударственный стандарт. Цементы. Общие технические условия", заявитель:
ООО "КЕМПАРТНЕРС", изготовитель: SINAI WHITE PORTLAND CEMENT CO. S.A.E. (Египет).
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТа Р 56836-2016 для проведения сертификации заявитель представляет в орган по сертификации комплект документов, включающий:
- копию документа о регистрации заявителя в установленном порядке в качестве юридического лица;
- копию договора о передаче полномочий иностранного изготовителя в части проведения сертификации и ответственности за несоответствие продукции установленным требованиям (в случае, если заявитель является уполномоченным изготовителем лицом);
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
- копию уставных документов; - копию нормативного документа, по которому изготовляется продукция;
- паспорт качества и сведения, необходимые для идентификации продукции (данные о составе, сырье, назначении, особенностях применения и др.);
- сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год;
- технологический регламент процесса (описание технологического процесса) производства цемента и карты контроля технологического процесса;
- копию радиологического заключения, выданного аккредитованной испытательной лабораторией (при наличии); - протоколы физико-химических испытаний, проведенных заявителем (при наличии).
Пунктом 6.4 ГОСТа Р 56836-2016 установлено, что орган по сертификации рассматривает заявку и представленные заявителем материалы и не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке. В случае положительного решения по заявке на проведение сертификации оформляется соответствующий документ (решение по заявке) и договор на проведение сертификации продукции. Решение по заявке на проведение сертификации должно содержать основные условия сертификации, в том числе информацию о схеме сертификации; о нормативных документах, соответствие требованиям которых будет проверяться при сертификации; о порядке отбора образцов продукции и др. Формы решений по заявке приведены в приложении Б.
В сертификационном деле сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 представлена заявка от 25.03.2016 N 2 на проведение сертификации цемента, которой ООО "КЕМПАРТНЕРС" просит провести сертификацию продукции: цемент белый марка СЕМ II 52,5N, СЕМ II 42,5N.
При этом в рассматриваемом сертификационном деле присутствует решение по заявке от 25.03.2016 N 1 на сертификацию продукции "130" от 25.03.2016, принятое организацией. Заявка от 25.03.2016 N 1 ООО "КЕМПАРТНЕРС" в материалах дела сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 отсутствует. Следовательно, положительное решение по заявке на проведение сертификации принято обществом с нарушением пункта 6.4 ГОСТа 56836-2016. Поскольку регистрация обществом заявок не организована надлежащим образом, суд обоснованно указал на отсутствие необходимой заявки отклонил доводы общества.
Согласно пункту 6.7 ГОСТ Р 56836-2016 отбор образцов (проб) для проведения испытаний осуществляется работниками предприятия-заявителя под обязательным наблюдением представителя органа по сертификации или представителя аккредитованной испытательной лаборатории (центра), действующей по поручению органа по сертификации. Аналогичное предписание содержится в пункте 7.6.2.5 РК ОС.
Исходя из анализа решения по заявке от 25.03.2016 N 1 на сертификацию продукции "130" от 25.03.2016 и распоряжения руководителя организации от 04.04.2016 отбор проб заявленной на сертификацию продукции проводит представитель органа по сертификации (комиссия органа по сертификации) у изготовителя.
Распоряжением руководителя организации от 04.04.2016 назначена комиссия для отбора проб у изготовителя, в состав которой определены эксперты организации В.В. Галимова и К.В. Галаган, получившие поручение отобрать пробы портландцемента белого. Таким образом, отбор образцов (проб) для проведения испытаний осуществлен организацией в нарушение пункта 6.7 ГОСТ Р 56836-2016.
Возражая против указанного нарушения, организация ссылается на пункт 6.7.3 ГОСТ Р 56836-2016, согласно которому отбор образцов (проб) осуществляется в порядке, определенном в ГОСТ 31814-2012 "Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия" (далее - ГОСТ 31814-2012). По результатам отбора образцов оформляется акт отбора по форме, представленной в приложении "В". Так, согласно пункту 4.2.2 ГОСТа 31814-2012, отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации, предусматривающей проведение исследований (испытаний) и измерений типовых образцов серийно выпускаемой продукции, партии продукции или единичного изделия (единицы продукции). Схемы сертификации применительно к конкретной продукции установлены техническими регламентами или соответствующими нормативными документами (для продукции, по которой не вступили в силу технические регламенты).
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, ГОСТ 31814-2012, введенный в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1812-ст, как в силу своего наименования, которое в соответствии с правилами юридической техники должно отражать содержание и основной предмет правового регулирования правового акта, так и в соответствии с содержанием главы 1 "Область применения", устанавливает общие правила отбора образцов, их использования при осуществлении подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Тогда как пункты 6.7 - 6.7.3 ГОСТа Р 56836-2016 регулируют отношения по отбору образцом (проб) непосредственно при проведении работ по сертификации цементов (глава 1. "Область применения" ГОСТ Р 56836-2016). Таким образом, организация не учитывает, что в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам.
Кроме того, в ходе проверки контролирующим органом выявлено нарушение, связанное с анализом производства.
Пунктом 6.10 ГОСТ Р 56836-2016 установлено, что анализ состояния производства проводится с целью установления наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям. Анализ состояния производства позволяет получить дополнительную информацию к результатам испытаний и распространить разовую оценку соответствия продукции на все время производства продукции в пределах действия сертификата соответствия. Порядок проведения анализа состояния производства устанавливается органом по сертификации в Руководстве по качеству на основе положений ГОСТ Р 54293.
В соответствии с пунктом 6.10.1 ГОСТ Р 56836-2016 при проведении анализа состояния производства объектами проверки, в общем случае, у заявителя являются:
- средства технологического оснащения;
- персонал;
- инфраструктура;
- проектная документация (при наличии);
- технологическая документация; - средства измерений; - входной контроль; - приемочный контроль; - методики испытаний;
- стандарты организации, технические условия и инструкции, распространяющиеся на производство сертифицируемой продукции;
- регистрационно-учетная документация (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и аналогичными документами, заполняемыми в процессе производства и контроля, подтверждающими выполнение требований, предъявляемых к сертифицируемой продукции).
По результатам анализа состояния производства оформляется акт по форме, приведенной в приложении "Е", в котором приводятся результаты проведенного анализа, отмечаются выявленные несоответствия и формулируются выводы о способности заявителя обеспечить стабильность выпуска цементов, соответствующих установленным требованиям.
В акте могут приводиться рекомендации по содержанию работ при инспекционном контроле за сертифицированной продукцией. Акт хранится в органе по сертификации, а его копия направляется заявителю (пункт 6.10.2 ГОСТ Р 56836-2016). В сроке 7.2 "Формы акта анализа состояния производства", приведенной в приложении "Е" ГОСТ Р 56836-2016, указано, что перечень объектов проверки состояния производства сертифицируемой продукции и ее результаты в соответствии с ГОСТ Р 54293-2010 указаны в приложении к акту.
В строке "Сертификат выдан на основании" сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011, в том числе, указан акт анализа состояния производства от 16.04.2016 N 2. Указанный акт подписан экспертами общества Галимовой В.В. и Галаган К.В., с актом ознакомлен генеральный директор SINAI WHITE PORTLAND CEMENT CO. S.A.E.
Вместе с тем, к указанному сертификату соответствия приложено приложение к акту анализа состояния производства SINAI WHITE PORTLAND CEMENT CO. S.A.E. от 16.04.2016 N 1 - 2, подписанное экспертом организации Галимовой В.В. и утвержденное руководителем организации Галаган А.А. 16.04.2016.
Вместе с тем, как видно из материалов сертификационного дела, руководитель организации Галаган А.А. не принимала непосредственное участие в анализе состояния производства, в связи с чем не имела объективной возможности 16.04.2016 утвердить приложение к акту состояния производства SINAI WHITE PORTLAND CEMENT CO. S.A.E. в Египте. Суды сделали обоснованный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении организацией порядка оформления результатов анализа состояния производства и несоблюдении пунктов 6.10, 6.10.1 - 6.10.2 ГОСТ Р 56836-2016.
Суды правомерно отклонили довод организации о том, что при ознакомлении руководителя органа сертификации с приложением к акту анализа состояния производства, включая его утверждение и оформление приложения к акту анализа состояния производства, нарушений не допущено, поскольку ГОСТ Р 54293-2010 порядок ознакомления и утверждения руководителем акта не регламентирован. При этом суды обоснованно сослались на ГОСТ Р 54293-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Анализ состояния производства при подтверждении соответствия" утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 28.12.2010 N 1134-ст. Порядок проведения анализа состояния производства установлен главой 5 ГОСТ Р 54293-2010 (пункты 5.1 - 5.15).
Согласно пункту 5.3 ГОСТа Р 54293-2010 орган по сертификации определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию-заявителя о необходимости представления исходных документов и сроках проведения проверок. Организация-заявитель до прибытия экспертов по соглашению с органом по сертификации может представлять в орган документацию, определяющую требования к качеству сертифицируемой продукции (стандарты организации, технические условия и др.).
В силу пункта 5.4 ГОСТ Р 54293-2010 в согласованные сроки в организацию-заявитель направляются эксперты. Организация-заявитель предоставляет им на месте необходимые документы: конструкторскую документацию (при наличии); технологическую документацию; методики испытаний; стандарты организации и инструкции, распространяющиеся на производство сертифицируемой продукции; регистрационно-учетную документацию (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и тому подобными документами, заполняемыми в процессе производства и контроля, подтверждающими выполнение требований, предъявляемых к сертифицируемой продукции).
Форма типового перечня регистрационно-учетной документации представлена в Приложении "Б". В соответствии пунктом 5.5 ГОСТа Р 54293-2010 эксперты рассматривают представленные документы, анализируют протоколы испытаний (при их наличии) или материалы, приложенные к декларации о соответствии или к заявке для определения наиболее важных объектов проверки. Пунктом 5.6 ГОСТа Р 54293-2010 также предусмотрено, что в процессе проверки эксперты проверяют состояние объектов оценки в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования. Из содержания пункта 5.10 ГОСТа Р 54293-2010 следует, что по результатам проверки эксперты оформляют акт о результатах анализа состояния производства, который представляется для ознакомления руководству предприятия. Форма акта приведена в Приложении В.
Изложенное означает, что участниками правоотношений по проведению анализа состояния производства являются эксперты и организация-заявитель (производитель цемента). Формальным свидетельством этого является требование к форме акта анализа состояния производства, согласно которой исключительно подписи экспертов и должностного лица организации-заявителя призваны свидетельствовать состояние проанализированного производства.
Таким образом, руководитель организации, не являясь на данной стадии сертификации в силу приведенного пункта 5.10 ГОСТ Р 54293-2010 участником отношений по анализу состояния производства, не мог принимать непосредственного участия в анализе состояния производства.
Суды также учли, что в соответствии с пунктом 3.2.3 ГОСТ 965-89 "Портландцементы белые. Технические условия", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1988 N 260 (далее ГОСТ 965-89), для определения коэффициента отражения используют пробу массой не менее 0,1 кг, отобранную из общей пробы. Пунктом 3.2.4 ГОСТ 965-89 установлено, что коэффициент отражения определяют параллельно на трех пробах цемента. За результат определения принимают среднее арифметическое трех определений, выраженное в процентах, с точностью до 1%. Изложенное означает, что для проведения испытаний необходимо наличие трех проб, соответствующих требованиям пункта 3.2.3 ГОСТ 965-89, а именно общий объем проб для испытаний должен составлять не менее 300 г.
Протокол испытаний от 05.08.2016 N 6859 ООО "СибНИИстрой", являющийся одним из оснований выдачи сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011, содержит сведения об испытании продукции в количестве 200 г, что является нарушением методики испытаний, установленной пунктами 3.2.3 - 3.2.4 ГОСТ 965-89.
Согласно части 4 статьи 26 Закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
На основании анализа документации, представленной заявителем по пункту 6.3 указанного выше стандарта, протокола (акта) идентификации, протокола (протоколов) испытаний, акта анализа состояния производства орган по сертификации принимает решение о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям. На основании решения о соответствии орган по сертификации оформляет решение о выдаче сертификата соответствия по форме, приведенной в приложении "Ж", или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия по форме, приведенной в приложении "И", и направляет его заявителю (пункт 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016).
Таким образом, принимая решение о выдаче сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 в отсутствие подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, организация нарушила часть 4 статьи 26 Закона N 184-ФЗ, пункт 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункт 7.6.2.8 РК ОС.
Рассмотрев довод организации о том, что при отправке проб в адрес исполнителя допущена опечатка, поскольку квитанциями об отправке подтверждается отправка необходимой массы (300 г) в адрес испытательного центра, суды правомерно указали, что подпунктом 6.2.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2012 N 1941-ст, установлено, что если орган по сертификации выполняет оценивание, применяя собственные ресурсы или контролируемые им внешние возможности, он должен выполнять действующие требования соответствующих международных стандартов и других документов, оговоренных схемой сертификации. Общество не предприняло своевременно меры по исправлению опечатки.
К соответствующим международным стандартам относятся ISO/IEC 17025 по испытаниям, ISO/IEC 17020 по инспекционному контролю и ISO/IEC 17021 по аудиту систем менеджмента. Необходимо всегда выполнять требования к беспристрастности персонала, ответственного за оценивание, изложенные в соответствующих стандартах. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт.
Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" в подпункте 5.10.9 императивно описывает процедуру оформления изменений к протоколам испытаний и сертификатам о калибровке: изменения к протоколам испытаний или сертификатам о калибровке после их выдачи должны производиться только в виде дополнительного документа или дополнительной передачи данных и включать в себя следующую (или другую эквивалентную) формулировку: "Дополнение к протоколу испытаний (или сертификату о калибровке), серийный номер (или другая идентификация)". Такие изменения должны соответствовать требованиям названного стандарта. При этом, если необходимо оформить или выдать полный новый протокол испытаний или сертификат о калибровке, они должны однозначно идентифицироваться и содержать ссылку на оригинал, который они заменяют.
Организация не представила в материалы дела документальные доказательства, подтверждающие надлежащее оформление изменений к протоколам испытаний и сертификатам.
На основании вышеизложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что допущенные организацией в связи с выдачей сертификата соответствия от 08.08.2016 N РОСС EG.СЛ05.В00011 нарушения содержат в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьей 14.47 Кодекса.
Суды правомерно отклонили ссылку организации на нарушение службой положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выразившемся в несоблюдении порядка проведения проверки, при этом указали, что силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Судами установлено, что протокол от 03.02.2017 N 10/2017 составлен уполномоченными лицами с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности (с участием законного представителя организации). Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 Кодекса, соблюден.
При таких обстоятельствах организация правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств полно и всесторонне исследованных судами.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2017 по делу N А32-6878/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.