г. Краснодар |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А18-34/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Ингушетии, ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курбаковым В.Ю., от истца - Правительства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1020600985932) - Паровой Л.Г. (по доверенности от 20.03.2017), от ответчиков - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571) - Ахриевой Т.Х. (по доверенности от 15.08.2017), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Долгиева Адсалама Ахметовича (ИНН 060700386407, ОГРНИП 314060824600034) - Хамхоева М.Х. (доверенность от 20.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Долгиева Адсалама Ахметовича на решение Арбитражного суда Республики Ингушетии от 17.04.2017 (судья Цечоев Р.Ш.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А18-34/2017, установил следующее.
Правительство Республики Ингушетия (далее - правительство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Долгиеву А.А. (далее - глава хозяйства) со следующими требованиями:
- признать недействительными торги по реализации права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 06:04:0000001:1512 и 06:04:0000001:1508;
- признать недействительными договоры аренды от 14.04.2015 N 214 и от 14.04.2015 N 215;
- применить последствий недействительности и истребовать у главы хозяйства указанные земельные участки.
Решением от 17.04.2017 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными торги, проведенные министерством в форме открытого аукциона, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 06:04:0000001:1512 и 06:04:0000001:1508 и договоры от 14.04.2015 N 214 и от 14.04.2015 N 215 аренды указанных земельных участков, заключенные министерством и главой хозяйства. Применены последствия недействительности сделки. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) стороны заключил договоры аренды спорных участков в день проведения торгов. Министерство установило "шаг аукциона" в размере 3%, что противоречит пункту 18 статье 39.11 Земельного кодекса. В извещении отсутствует информация о сроке аренды. Министерство неправомерно затребовало сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Допущенные нарушения свидетельствуют о недействительности проведенного аукциона и заключенных по его результатам договоров аренды. Довод о пропуске срока исковой давности отклонен, так как о нарушенном праве истец узнал в ходе рассмотрения дела N А18-670/2016 (определение от 28.09.2016 о привлечении правительства к участию в деле). Суд признал истца лицом, заинтересованным в оспаривании аукциона.
Апелляционным постановлением от 22.08.2017 решение от 17.04.2017 в части отказа в удовлетворении иска отменено, принят новый судебный акт. На главу хозяйства возложена обязанность возвратить министерству спорные земельные участки. Из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключены записи N 06-06/002-06/002/010/2015-905/1 и 06-06/002-06/002/010/2015-904/1 о государственной регистрации договоров аренды от 14.04.2015 N 214 и от 14.04.2015 N 215. В остальной части решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и дополнительно отметил, что в нарушение положений пункта 19 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение от 12.03.2015 N 120315/1304303/02 о проведении торгов не опубликовано в печатном издании сельского поселения или муниципального района по месту нахождения земельных участков, что повлияло на число участников торгов. Основным последствием признания сделки недействительной является реституция, то есть возвращение сторон в первоначальное положение, в связи с чем требование о понуждении главы хозяйства возвратить спорные земельные участки министерству подлежит удовлетворению.
Со ссылкой на пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд апелляционной инстанции исключили из ЕГРП записи о договорах аренды.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что сведения о предстоящем проведении торгов организатор разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем размещение указанной информации в иных источниках не требуется. Правительство не является лицом, уполномоченным на обращение с настоящим иском и не доказало свою заинтересованность в рассмотрении дела. Допущенные нарушения не являются существенными и не повлияли на результат торгов. Суд не разрешил ходатайство о назначении экспертизы.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы. Представители министерства и правительства возражали против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения министерства от 11.03.2015 N 58 единой конкурсной и аукционной комиссией министерства на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение N 120315/1304303/02 о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельного участка площадью 1 145 003 кв. м с кадастровым номером 06:04:0000001:1508 и земельного участка площадью 1 335 тыс. кв. м с кадастровым номером 06:04:0000001:1512, расположенных в сельском поселении Долаково Назрановского района Республики Ингушетия, и предназначенных для сельскохозяйственного производства.
По окончании приема заявок на участие в оспариваемом аукционе министерством определены его участники: Алиев М.А. и Долгиев А.А.
14 апреля 2015 года проведены торги в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды указанных земельных участков.
Протоколом заседания единой конкурсной и аукционной комиссии министерства по подведению итогов аукциона от 14.04.2015 N 50 победителем аукциона на право заключения договора аренды спорных земельных участков признан предприниматель, с которым 14.04.2015 заключены договоры N 214 и 215 аренды земельных участков.
Правительство, полагая, что аукцион на право заключения договоров аренды спорных земельных участков проведен с нарушением норм действующего законодательства, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определяет, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Положения пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 Гражданского кодекса и частью 1 статьи 4 Кодекса направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Лицо, обращающееся с требованием о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Пункт 9 статьи 39.11 Земельного кодекса устанавливает, что аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса.
В пункте 19 статьи 39.11 Земельного кодекса закреплено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 20 статьи 39.11 Земельного кодекса организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды установили факт проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 06:04:0000001:1508 и 06:04:0000001:1512 с нарушением предусмотренной законом процедуры информирования (извещение от 12.03.2015 N 120315/1304303/02 о проведении торгов не опубликовано в печатном издании сельского поселения или муниципального района по месту нахождения земельных участков), что влечет недействительность торгов и заключенных по их результатам договоров аренды земельных участков с победителем торгов. Кроме того, суд признал доказанным факт нарушения организатором торгов порядка проведения аукциона (министерство в нарушение пункта 18 статьи 39.11 Земельного кодекса установило шаг аукциона в размере 3%). Суды заключили о нарушении пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса (договоры аренды заключены в день проведения торгов).
Отменяя решение суда первой инстанции в части, апелляционный суд в порядке применения последствий недействительности сделки возложил на главу хозяйства обязанность возвратить министерству земельные участки с кадастровыми номерами 06:04:0000001:1512 и 06:04:0000001:1508 площадью 1 145 003 кв. м и указал на необходимость погасить регистрационные записи в ЕГРП о договорах аренды.
Довод подателя жалобы о том, что сведения о предстоящем проведении торгов организатор разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем размещение указанной информации в иных источниках не требуется, отклоняется судом округа, поскольку пункты 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса не взаимоисключают, а дополняют друг друга.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 17.04.2017 (в неотмененной судом апелляционной инстанции части) и апелляционного постановления от 22.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетии от 17.04.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А18-34/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что сведения о предстоящем проведении торгов организатор разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем размещение указанной информации в иных источниках не требуется, отклоняется судом округа, поскольку пункты 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса не взаимоисключают, а дополняют друг друга.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 17.04.2017 (в неотмененной судом апелляционной инстанции части) и апелляционного постановления от 22.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2017 г. N Ф08-8192/17 по делу N А18-34/2017