г. Краснодар |
|
21 ноября 2017 г. |
Дело N А32-28832/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Союза "Торгово-промышленная палата Краснодарского края (ИНН 2309025036, ОГРН 1032335006791) - Емтыль Р.К. (доверенность от 20.09.2017) и Коноваловой Е.М. (доверенность от 20.09.2017), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края - Федоровой И.В. (доверенность от 17.03.2017) и Петросяна Р.Л. (доверенность от 10.07.2017), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края - Садовской О.Б. (доверенность от 11.01.2017), Администрации Краснодарского края - Болдиной Н.В. (доверенность от 29.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Илюшин Р.Р. Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-28832/2016, установил следующее.
Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" (далее - ТПП Краснодарского края, торгово-промышленная палата) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания от 06.06.2016 N 16-007 Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент, надзорный орган) об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Решением от 31.03.2017 суд удовлетворил заявленное торгово-промышленной палатой требование о признании недействительным предписания департамента от 06.06.2016 N 16-007 в части указания на нецелевое расходование средств субсидии, полученной в 2014 году на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимателя в сумме 8 825 671 рубля. В удовлетворении остальной части заявленного торгово-промышленной палатой требования суд отказал.
В части удовлетворения заявленного торгово-промышленной палатой требования решение суда мотивировано тем, что 8 825 671 рубль затрат организации на проведение Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" по договору с ООО "ЛАСМЕДИА" необоснованно исключены департаментом из состава затрат на проведение форума, поскольку сроки аренды оборудования и его обслуживание осуществлялось в соответствии с Техническим заданием на 2014 год в пределах периода, необходимого для подготовки и проведения Международного инвестиционного форума "Сочи-2014".
В части отказа в удовлетворении заявленного требования решение суда мотивировано тем, что торгово-промышленная палата в результате действий по проведению Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" допустила нецелевое расходование средств субсидии, полученной в 2014 году, на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, оспариваемое предписание надзорного органа в остальной части соответствует действующему законодательству.
Постановлением от 21.08.2017 суд апелляционной инстанции изменил решение суда от 31.03.2017, изложив первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Предписание Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 06.06.2016 N 16-007 признать недействительным" и исключив из резолютивной части решения абзац второй. В остальной части суд апелляционной инстанции оставил решение суда от 31.03.2017 без изменения.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что материалами дела подтверждено использование полученных торгово-промышленной палатой средств, в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии; из представленных в материалы дела доказательств, связанных с условиями предоставлении субсидии, а также из понятия "затраты" не следует вывод о том, что субсидия предоставляется только на возмещение расходов, не обеспеченных привлеченными средствами (доходами); вывод надзорного органа о недополученных доходах ТПП Краснодарского края при проведении международного инвестиционного форума "Сочи" (снижение регистрационного взноса, занижение стоимости арендной платы переговорных комнат) не нашел своего подтверждения, поскольку при избранном в соглашении виде субсидии - "на возмещение затрат", результат хозяйственной деятельности оператора форума значения не имел.
В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Департамент указывает, что суд апелляционной инстанции проигнорировал правовую природу механизма субсидирования, с учетом норм и правил бюджетного законодательства, подлежащих применению в настоящем деле; источником финансирования мероприятий по организации и проведению форума являются привлеченные денежные средства, а не бюджетная система Краснодарского края, что соответствует концепции форума и требованию о его самоокупаемости. Фактически торгово-промышленной палате из краевого бюджета перечислена субсидия в размере 150 млн рублей, которая превысила сумму, необходимую для возмещения затрат по проведению форума на 38 450, 253 тыс. рублей, при этом, указанная сумма израсходована ТТП Краснодарского края на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи", следовательно спорная сумма субсидии подлежит возврату в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края поддержал доводы кассационной жалобы департамента, просил отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского пояснил, что министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в целях принятия решения о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий рассматривались документы, по которым торгово-промышленной палатой фактически понесены затраты, подлежащие возмещению за счет субсидий в связи с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи". При рассмотрении заявления и документов, представленных торгово-промышленной палатой оценка финансово-хозяйственной деятельности заявителя с сопоставлением расходов и доходов не проводилась и ее проведение не предусмотрено Порядком предоставления судсидий на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства, изложенным в приложении N 7 (далее - Порядок) к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201. Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что контроль за использованием заявителей субсидий осуществляется органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности торгово-промышленной палаты департамент исследовал данные бухгалтерского учета в части доходов за счет привлеченных средств и расходов от проведенного международного инвестиционного форума "Сочи" и установил сумму недополученных доходов в результате занижения размера регистрационного взноса и стоимости арендной платы, а также установил необоснованное завышение расходов.
В отзыве на кассационную жалобу торгово-промышленная палата просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Торгово-промышленная палата полагает, что ею выполнены условия Порядка в части предоставления пакета документов и заявления установленной формы для получения субсидий в целях возмещения затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Торгово-промышленной палате субсидия выдавалась именно на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи", Порядок выдачи субсидий не нарушен. Данные о том, что субсидия получена по недостоверным сведениям, отсутствуют.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей департамента, торгово-промышленной палаты и третьих лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с соглашением от 24.11.2014 N 5, заключенным министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и некоммерческой организацией "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" (далее - Соглашение N 5) из краевого бюджета торгово-промышленной палате предоставлена субсидия на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью поддержи и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия).
Департамент провел проверку деятельности торгово-промышленной палаты по вопросу целевого использования средств субсидии, перечисленной торгово-промышленной палате на проведение международного инвестиционного форума "Сочи" в 2014 году, по итогам которой составил акт проверки от 03.06.2016, согласно которому сумма субсидии, полученной торгово-промышленной палатой в 2014 году в размере 47 275 924 рублей израсходована организацией не по целевому назначению, а именно на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства, как это определено в пункте 5 Подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В ходе проверки департамент установил, что затраты торгово-промышленной палаты в 2014 году на проведение форума составили 428 200 518 рублей, сумма доходов - 325 476 442 рублей. Затраты, не обеспеченные привлеченными финансовыми средствами - 102 724 076 рублей.
Сделав вывод о том, что ТПП Краснодарского края следовало возместить затраты только в размере суммы недополученных доходов, т. е. в размере 102 724 076 рублей, поскольку только в пределах данной суммы субсидия может считаться направленной по целевому назначению, а именно на возмещение затрат, связанных с проведением Международного форума, департамент вынес оспариваемое предписание, которым торгово-промышленной палате предписано средства субсидии в размере 47 275 924 рублей, использованные не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 6.2 Соглашения N 5 возвратить в краевой бюджет.
Не согласившись с предписанием департамента, ТПП Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Как видно из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого предписания явился вывод департамента о том, что сумма субсидии, полученной торгово-промышленной палатой в 2014 году в размере 47 275 924 рубля израсходована не по целевому назначению, а именно на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства, как это определено в пункте 5 Подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Суд первой инстанции, установив, что субсидия в 2014 году выделялась торгов-промышленной палате целевым назначением, определенном в соглашении в рамках реализации программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", предметом которого является предоставление субсидии в размере 150 млн рублей в целях возмещения затрат, связанных с участием в организации и проведении Международного инвестиционного форума в г. Сочи с целью развития малого и среднего предпринимательства, финансирование затрат на проведение форума предусматривалось на принципе самоокупаемости, без привлечения бюджетных средств на эти цели, за счет регистрационных взносов участников, спонсорских взносов, сдачи в аренду выставочных площадей, оказания услуг, в том числе переводчиков и др., сделал правильный вывод о том, что при принятии решения о необходимости оказания торгово-промышленной палате финансовой поддержки в 2014 году, а также определения размера субсидии, следовало исходить из общей суммы затрат на мероприятие и суммы привлеченных финансовых средств.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
В соответствии со статьей 7 Закона Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Краснодарского края и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2014 год согласно приложению N 9.
В приложении N 9 Закона Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлено, что в рамках реализации Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотрены субсидии торгово-промышленной палате на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства в объеме 150 млн рублей.
Порядок предоставления субсидии закреплен в Приложение N 7 к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Согласно пункту 14 Порядка субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого департаментом поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края с торгово-промышленной палатой. Следовательно, соглашение о предоставлении субсидии является правовым основанием предоставления средств из бюджета, в данном случае субсидии, содержащее условия такого предоставления, а также определяющее в своем содержании целевой характер предоставления субсидии.
Пункт 5 раздела 3 Приложения N 1, пункт 3 Приложения N 7 к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" также указывают на целевой характер предоставленных средств краевого бюджета, поскольку из их содержания следует, что средства субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи".
Все приложения являются неотъемлемыми частями единого документа, а именно утвержденной в установленном порядке государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В пункте 17 Порядка установлено, что контроль за использованием торгово-промышленной палатой субсидии осуществляется органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь пункт 18 Порядка содержит указание на обязательную проверку департаментом поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и органами государственного финансового контроля соблюдения торгово-промышленной палатой условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Департамент установил, что согласно данным бухгалтерского учета торгово-промышленной палаты Краснодарского края в 2014 году доходы от проведения международного инвестиционного форума "Сочи" за счет привлеченных средств составили 320 877 813 рублей, в том числе регистрационный взнос участника - 110 869 648 рублей; регистрационный взнос стендиста - 7 185 000 рублей; аренда выставочной площади, в том числе переговорных комнат - 83 780 090 рублей; взносы спонсоров по договорам возмездных услуг - 87 861 564 рублей; взносы инфоспонсоров по договорам возмездных услуг - 30 610 170 рублей; доходы от оказания услуг перевода - 256 275 рублей; доходы от оказания информационных услуг - 315 067 рублей.
Проверяя обоснованность оспариваемого предписания относительно вывода департамента о том, что торгово-промышленная палата недополучила выручку по двум категориям дохода - регистрационный взнос участника на сумму 2 847 457 рублей и аренда выставочной площади (в т. ч. переговорных комнат) на общую сумму 1 751 172 рубля суд первой инстанции установил следующее.
По виду дохода регистрационный взнос участника (2 847 457 рублей): надзорный орган посчитал, что ТПП Краснодарского края без должного согласования, своим единоличным решением, снизила размер регистрационного взноса участника форума для категории "участник конференции" до 35 тыс. рублей, в то время как организационным комитетом по подготовке и проведению форума был утвержден только регистрационный взнос участника форума в размере 75 тыс. рублей. При этом официального понятия категории "участник конференции" и пакета предоставляемых им услуг не установлено. В результате сумма выручки была необоснованно занижена на 2 847 457 рублей (75 тыс. рублей - 35 тыс. рублей) х 84 человека : 1,18 (НДС). Протоколом от 23.04.2014 N ДК-Ш6-70пр совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. регистрационный взнос участника форума сохранен в размере 75 тыс. рублей. Протоколом определена только общая сумма регистрационного взноса для полноценного участника форума без деления на категории, которые установлены техническим оператором позже в соответствии с пунктами 3.1, 3.7 Плана мероприятий на 2014 год. Вся информация по аккредитации на форуме, размерах регистрационных взносов предоставлена организационному комитету и с письмом от 29.08.2014 N 04-484/14-03 направлена заместителю министра экономического развития Российской Федерации Воскресенскому С.С., а также размещалась на официальном сайте международного инвестиционного форума "Сочи-2014".
Категории участников форума определены в Порядке аккредитации и контроля доступа на территорию Форума (далее по тесту - Порядок аккредитации), утвержденном первым заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края Хатуовым Д.Х., по согласованию ГУ МВД по Краснодарскому краю, УФСБ по Краснодарскому краю, Службой охраны на Кавказе ФСО России, ОАО "Центр "Омега".
Порядке аккредитации и контроля доступа на территорию Форума также представлен в составе пакета документов о ходе подготовки к форуму организационному комитету по подготовке и проведению форума под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. письмом заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Саурина А.А. от 29.08.2014 N 04-484/14-03 на имя заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Воскресенского С.С. В соответствии с Порядком аккредитации участников форума выделены категории: участник/участник основной программы; сопровождающее лицо; оргкомитет; стендисты; участник конференции; пресса; пресса пул Правительства; пресса хостброадкастер; служба безопасности; техническая служба; переводчик. При этом участники оплачивающие регистрационный сбор подразделяются на участника/участника основной программы и участника конференции, а также на стендистов. Калькуляция регистрационного взноса на 2014 год как в Российской, так и в иностранной валюте утверждена техническим оператором форума в лице председателя ТПП Ткаченко Ю.Н. В иностранной валюте взнос участника составил 1 750 евро или 2 400 долларов США. Оператором форума в лице председателя ТПП Краснодарского края Ткаченко Ю.Н. утверждена калькуляция регистрационного взноса такой категории, как участник конференции Форума, которая составила 35 тыс. рублей. Калькуляция регистрационного взноса для данной категории участия рассчитывалась исходя из стоимости комплекса услуг, получаемых участником за один конкретный день его пребывания на форуме. Пакет предоставляемых участнику конференции услуг, с указанием одного конкретного дня пребывания на форуме, отражен в Договоре на участие в форуме. Таким образом, категория "участник конференции" давала право на посещения форума только в течение одного дня форума: 19 или 20 сентября 2014 года. Установив, что размер взносов каких-либо иных категорий участников, кроме предусмотренных Порядком аккредитации, организационным комитетом не согласовывался, а также то обстоятельство, что решение о снижении регистрационного взноса до 35 тыс. рублей для такой категории участников, как "участник конференции", принято единолично решением председателя торгово-промышленной палаты Краснодарского края, утвердившего соответствующую калькуляцию, без согласования с организационным комитетом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что департамент обоснованно указал в оспариваемом предписании на занижение торгово-промышленной палатой выручки в 2014 году за счет снижения размера регистрационного взноса ряду лиц на сумму 2 847 457 рублей.
По виду дохода "аренда выставочной площади (в т.ч. переговорных комнат)" (1 751 172 рубля) департамент выявил, что торгово-промышленная палата предоставляла в аренду участникам по четырем договорам выставочные площади по стоимости ниже доведенной до участников Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" посредством официального сайта www.forumkuban.ru, что привело к занижению выручки на 1 708 800 рублей, а по двум договорам на предоставление переговорных комнат торгово-промышленной палатой занижена стоимость часа арендной платы, что привело к необоснованно занижению выручки еще на 42 372 рубля.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктами 2.5, 3 Технического задания на 2014 год, пунктами 2.5, 3 Приложения N 3 к договору от 14.07.2014 N 03/1/2014/021 с ОАО "Центр "Омега", акту приема-передачи от 01.09.2014 по договору от 14.07.2014 N 03/1/2014/021 с ОАО "Центр "Омега", а также планами и схемами выставочной экспозиции форума, представленной на оргкомитете по подготовке и проведению форума (письмо заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Саурина А.А. от 29.08.2014 N 04-484/14-03 на заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Воскресенского С.С.) открытые (под открытым небом) выставочные площади на прилегающей к комплексу территории в рамках выставочной экспозиции Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" не предусматривались. В ходе подготовки форума в адрес технического оператора форума торгово-промышленной палаты обратились УФПС КК ФГУП филиал "Почта России", АНО "Новая Звезда", ООО "Тегас" с просьбой разместить крупногабаритные экспонаты на территории форума, размещение которых в пределах обозначенной выставочной экспозиции не представлялось возможным, в связи с чем, техническим оператором форума принято решение о размещении этих экспонатов на открытой территории, прилегающей к зданию Главного медиацентра, которой технический оператор пользовался на правах аренды. Установление стоимости аренды одного квадратного метра открытой необорудованной площади произведено исходя из того, что аренда закрытой необорудованной выставочной площади осуществляется внутри здания в выставочном зале Главного медиацентра и предполагает выполнение следующих подготовительных работ: контрольно-пропускной режим (доступ транспорта, людей, завоз и вывоз выставочных материалов и оборудования, составление списков и обеспечение временными пропусками монтажников стендов экспонентов); техническое сопровождение выставочной экспозиции форума и подготовка к монтажным и демонтажным работам (определение и нанесение границ стендов экспонентов на напольное покрытие внутри выставочных залов, определение и обозначение мест креплений подвесных конструкций, организация и проведение подвесных работ, организация процесса вывоза мусора во время монтажных и демонтажных работ); организация доставки выставочных материалов и оборудования (работа зоны погрузки/разгрузки, склад временного хранения грузов экспонентов, настил компенсационный для завоза выставочных материалов и оборудования); контроль при монтажных и демонтажных работах за выполнением электротехнических требований и требований пожарной безопасности; - подвод электричества в выставочные залы для предоставления возможности подключения выставочной площади экспонента; организация общей охраны и уборки выставочных залов, чистовая подготовка выставочных залов перед началом Форума (покрытие проходов в залах ковролином).
Аренда открытой необорудованной выставочной площади осуществлялась вне здания на прилегающей территории Главного медиацентра предполагала подготовительные работы в значительно меньшем объеме, а именно: контрольно-пропускной режим (доступ транспорта, людей, составление списков и обеспечение временными пропусками монтажников стендов экспонентов); техническое сопровождение выставочной экспозиции форума и подготовка к монтажным и демонтажным работам (определение и нанесение границ стендов экспонентов на прилегающей территории Главного медиацентра); организация общей охраны и уборки открытой выставочной экспозиции.
Суд первой инстанции установил, что планы и схемы выставочной экспозиции форума утверждались заранее, в связи с чем у торгово-промышленной палаты имелась возможность определить размер арендной платы в отношении выставочных площадей на прилегающей к комплексу территории в рамках выставочной экспозиции Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", при этом решение о снижении размера арендной платы в отношении выставочных площадей на прилегающей к комплексу территории в рамках выставочной экспозиции Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" принято единолично решением председателя торгово-промышленной палаты без согласования с организационным комитетом, при том, что стоимость аренды 1 кв. м выставочной площади установлена техническим оператором и доведена до участников Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" посредством официального сайта www.forumkuban.ru. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что УФПС КК ФГУП филиал "Почта России", АНО "Новая Звезда", ООО "Тегас" не соглашались оплачивать стоимость аренды площадей по утвержденной техническим оператором ставке.
Департамент обоснованно указал в оспариваемом предписании на занижение торгово-промышленной палатой выручки в 2014 году за счет снижения размера аренды выставочной площади (в т. ч. переговорных комнат), на сумму 1 751 172 рубля, что обоснованно учел суд первой инстанции.
Проверяя вывод департамента о том, что торгово-промышленной палатой занижена стоимость часа арендной платы переговорных комнат для отдельных участников форума, что привело к необоснованному занижению выручки еще на 42 372 рубля, суд первой инстанции установил, что договор на аренду переговорной комнаты с ООО "Башкирская мясная компания" от 12.09.2014 N 03/1/2014/038-С/004 заключен на сумму 50 тыс. рублей с НДС, что соответствует стоимости аренды 1 часа переговорной комнаты, однако, в процессе заключения договора время аренды переговорной комнаты изменилось с 1 часа 30 минут, до 1 часа, что согласно доводам заявителя, подтверждается перепиской по электронной почте о согласовании стоимости и времени аренды между сотрудником департамента внешнеэкономических связей ТПП Краснодарского края Никсаевым и директором по рекламе и связям с общественностью ГК ТАВРОС Беляевой А.А. После окончательного подтверждения, сторонами договора установлено время аренды продолжительностью в 1 час 20.09.2014, в соответствии с чем и выставлен счет на оплату от 12.09.2014 N 03/1 /2014/038-С/004 аренды переговорной комнаты на 1 час. Договор на аренду переговорной комнаты с ЗАО "Группа компаний "РЕНОВА" от 10.09.2014 N 03/01/02014/047/1 заключен на сумму 25 тыс. рублей с НДС, аренда переговорной комнаты составила 1 час. Стоимость аренды снижена торгово-промышленной палатой ввиду того, что "Ренова Эволюшн Энтерпрайзис Лтд." являлась "партнером по организации" Международного инвестиционного форума "Сочи-2014". Согласно предоставленному договору с ООО "Башкирская мясная компания" ТПП Краснодарского края приняло на себя обязательство предоставить комнату для переговоров на форуме 20.09.2014 года с 9 часов 30 минут до 11 часов 00 минут, то есть продолжительностью 1 час 30 минут. При этом договором изначально предусмотрена оплата данной аренды по заниженной ставке, то есть в целом за 1,5 часа 50 тыс. рублей. Изменение продолжительности сроков аренды переговорной комнаты документально не оформлено, дополнительное соглашение на изменение условий договора не представлено, в акте выполненных работ (услуг) объемные показатели не указаны, оплата произведена в размере 50 тыс. рублей. Иные ставки для определения стоимости аренды оборудованных переговорных комнат, чем 50 тыс. рублей за 1 час, оператором форума не устанавливались. Суд первой инстанции установил, что вывод департамента о занижении арендной платы по рассматриваемому эпизоду сделан исходя из условий договоров, и на основании представленных первичных учетных документов, следовательно, применение пониженной ставки для "партнера организации" является необоснованным. Таким образом департамент сделал правильный вывод о недополучении торгово-промышленной палатой выручки в размере в размере 42 372 рубля за счет снижения ставки арендной платы за предоставление переговорных комнат.
Установив, что общая сумма выручки от организации и проведения форума в 2014 году по учетным данным составила 320 877 813 рублей, сумма недополученных доходов - 4 598 629 рублей (2 847 457 + 1 708 800 + 42 372), суд первой инстанции обоснованно указал, что для расчета субсидии сумму дохода фактически следует исчислять в размере 325 476 442 рублей.
Торгово-промышленная палата самостоятельно производила расчет и утверждение калькуляции стоимости регистрационного взноса, стоимости аренды выставочных площадей, переговорных комнат, заключила договоры возмездных услуг со спонсорами, а следовательно, устанавливая платность оказываемых ею услуг и получая доход от спонсоров, реализовала мобилизацию доходной части форума в целях окупаемости затрат.
Суд первой инстанции установил, что по итогам форума в 2014 году, проводимого в период с 18 по 21 сентября 2014 года сложилась ситуация с нехваткой привлеченных торгово-промышленной палатой, как техническим оператором, денежных средств на оплату произведенных расходов.
Таким образом, располагая достоверными сведениями о финансовом результате проведения форума, размере понесенных расходов и извлеченных доходов, торгово-промышленная палата должна была заявить к субсидированию непосредственно ту часть понесенных расходов, которые не были покрыты от привлеченных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.11.2004 N 1240-р.
Из материалов дела следует, что для учета расходов по организации и проведению Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" департамент определил период с мая по декабрь 2014 года, то есть с момента создания рабочей группы согласно приказу торгово-промышленной палаты от 30.04.2014 N 19-П "О создании рабочей группы в рамках подготовки и проведения Международного инвестиционного форума "Сочи-2014". Величина расходов определена по данным бухгалтерского учета на проведение Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" в размере 441 659 607 рублей, в том числе прямые расходы, отнесенные на себестоимость - 415 581 780 рублей, управленческие (косвенные) - 26 077 827 рублей (получены расчетным путем).
Суд первой инстанции установил, что структура прямых затрат за 2014 год сложилась следующим образом: затраты по расчетам с поставщиками и подрядчиками в сумме 394 283 180 рублей (Дт 20, Кт 60). Приняты к учету и списаны затраты по аренде земли под стоянку, аренде оборудования, помещений, по информационному сопровождению, услугам перевода, по организации кофе-брейков, кейтеринга, фуршетов, культурных мероприятий, оформлению выставочной площади, по проживанию, на рекламу, на услуги ИТ, связи, транспортное обслуживание, по трансферу участников, по доставке почты, поставке электроэнергии и другие; израсходованы материалы на сумму 17 269 550 рублей (Дт 20, Кт 10); начислена и выплачена заработная плата, пособия на сумму 2 559 860 рублей (Дт 20, Кт70); - расходы будущих периодов в сумме 552 400 рублей (Дт 20, Кт 97); расходы по расчетам с подотчетными лицами, в том числе командировочные расходы, в размере 166 690 рублей (Дт 20, Кт 71); расходы по налогам и взносам в размере 750 090 рублей (Дт 20, Кт 69).
При проверки управленческих расходов установлено, что указанные расходы за 2014 год сложились путем списания косвенных затрат сo счета 26 "Общехозяйственные расходы". Торгово-промышленной палатой произведен расчет доли управленческих расходов, отнесенной на затраты при проведении и организации Международного инвестиционного форума "Сочи-2014". Для расчета взята общая сумма затрат по счету 20 "Основное производство" за май - декабрь в размере 541 382 111 рублей, сумма затрат по счету 20 "Основное производство" по статьям затрат на Международный инвестиционный форум "Сочи-2014" в размере 415 581 780 рублей. Сумма затрат по счету 26 "Общехозяйственные расходы" за май - декабрь составила 33 971 820 рублей.
Исследуя общую сумму общехозяйственных расходов по счету 26 "Общехозяйственные расходы", взятую для расчета, департамент установил, что в нее включена стоимость оргтехники и мебели при передаче ее в эксплуатацию для обустройства офисных помещений торгово-промышленной палаты, находящихся в сданном в эксплуатацию в 2014 году здании по адресу ул. Трамвайная N 2/6 в размере 5 996 933 рублей, на основании чего сделал вывод о том, что в целях определения размера затрат торгово-промышленной палаты на организацию и проведение Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" данные расходы не следует включать в расчет, так как оргтехника и мебель, обладая всеми признаками основного средства, эксплуатируются длительное время, превышающее срок 1 год, а списание их стоимости на расходы произведено в целях налогового учета.
Пунктом 23 учетной политики торгово-промышленной палаты для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом председателя - Ткаченко Ю.Н. от 31.12.2013 N 47-П "Об утверждении Положения по учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год" предусмотрен лимит стоимости основных средств - 40 тыс. рублей. Соответственно активы стоимостью менее 40 тыс. рублей относятся к материально-производственным запасам. Так как, приобретенные оргтехника и мебель имеет стоимость менее 40 тыс. рублей, то учитываются на счете материально-производственных запасов 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и списываются в расходы по мере ввода в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 93 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, стоимость переданных в эксплуатацию оргтехники и мебели списана на счет 26 "Управленческие расходы". Кроме того, пунктом 7 "Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" N 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, установлено, что расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов, являются расходами по обычным видам деятельности.
Из материалов проверки следует, что правомерность списания на общехозяйственные расходы стоимости введенных в эксплуатацию мебели и оргтехники стоимостью до 40 тыс. рублей в целях бухгалтерского и налогового учета в акте проверки не оспаривается.
Суд учел, что для организации надлежащего контроля за материальными ценностями эксплуатации в ТПП Краснодарского края ведет забалансовый счет МЦ.04 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации" в разрезе материально-ответственных лиц.
Проверяя обоснованность оспариваемого предписания в части вывода о необоснованном отнесении торгово-промышленной палатой на затраты суммы арендной платы за земельный участок под зданием по адресу г. Краснодар, ул. Советская 30 / ул. Октябрьска 28/1, в котором не размещены подразделения торгово-промышленной палаты, в размере 39 062 рублей, суд первой инстанции установил, что по итогам форума в 2014 году, проводимого в период с 18 по 21 сентября 2014 года сложилась ситуация с нехваткой привлеченных торгово-промышленной палатой, как техническим оператором, денежных средств на оплату произведенных расходов. В результате после завершения форума постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.10.2014 N 1182, вступившем в силу 08.11.2014, в подпрограмму "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 (далее - Подпрограмма), включено мероприятие (пункт 5) "Предоставление субсидий некоммерческой организации "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства" с объемом финансовых затрат на 2014 год в размере 150 млн рублей из средств краевого бюджета.
По условиям Подпрограммы торгово-промышленная палата определена получателем субсидий, министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края - ответственным за выполнение мероприятия. В пунктах 2 и 3 Порядка предоставления субсидии указана цель предоставления ТПП Краснодарского края субсидии, а именно: возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью поддержи и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В результате исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суд первой инстанции правильно указал, что включение в состав общехозяйственных расходов затрат на приобретение оргтехники и мебели при передаче ее в эксплуатацию для обустройства офисных помещений торгово-промышленной палаты, находящихся в сданном в эксплуатацию в 2014 году здании по адресу ул. Трамвайная N 2/6, а также сумм арендной платы за земельный участок под зданием по адресу г. Краснодар, ул. Советская 30 / ул. Октябрьская 28/1, в котором не размещены подразделения торгово-промышленной палаты, при расчете размера управленческих затрат на проведение форума, является необоснованным, поскольку не соответствует целевому назначению субсидии.
Департамент, анализируя, состав и величину расходов торгово-промышленной палаты в связи с организацией и проведением Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", посчитал завышенными расходы ТПП Краснодарского края по договору с ООО "ЛАСМЕДИА" от 13.05.2014 N 7 на сумму 8 825 671 рубль, так как срок аренды оборудования и его обслуживания превышал сроки проведения конкретных мероприятий в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", в связи с чем сделал вывод о том, что расходы по договору с ООО "ЛАСМЕДИА" являются экономически нецелесообразными в силу необоснованно завышенных ставок арендной платы за пользование имуществом и стоимости услуг по монтажу, демонтажу, доставке, погрузке, разгрузке, пуско-наладке, упаковке, распаковке и обслуживанию арендуемого оборудования.
В соответствии с пунктом 1.16 Плана мероприятий по подготовке и проведению Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", места проведения мероприятий форума должны быть подготовлены и оснащены необходимым оборудованием, готовым к работе в штатном режиме в срок до 16.09.2014. Следуя этим требованиям, а также техническому заданию на оказание услуг по подготовке и проведению Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" от имени Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края торгово-промышленная палата согласовывала сроки аренды оборудования с подрядчиком ООО "ЛACМЕДИА". При этом учитывалось время на доставку, монтаж, подключение, настройка и тестирование оборудования; были установлены оптимальные сроки аренды по направлениям: аренда оборудования, предназначенного для проведения Пленарного заседания. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сроки аренды оборудования и его обслуживание осуществлялось в соответствии с Техническим заданием на 2014 год в пределах периода, необходимого для подготовки и проведения Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", а потому у департамента отсутствовали основания для исключения из состава расходов 8 825 671 рубля затрат торгово-промышленной палаты на проведение Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" по договору с ООО "ЛАСМЕДИА".
Торгово-промышленная палата самостоятельно производила расчет и утверждение калькуляции стоимости регистрационного взноса, стоимости аренды выставочных площадей, переговорных комнат, заключила договоры возмездных услуг со спонсорами, а следовательно устанавливая платность оказываемых ею услуг и получая доход от спонсоров, реализовала мобилизацию доходной части форума 2014 в целях окупаемости затрат.
Таким образом, располагая достоверными сведениями о финансовом результате проведения форума, размере понесенных расходов и извлеченных доходов, торгово-промышленная палата должна была заявить к субсидированию непосредственно ту часть понесенных расходов, которые не были покрыты от привлеченных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.11.2004 N 1240-р.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства данного дела, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил к установленным обстоятельствам нормы материального права и сделал правильный вывод о недействительности оспариваемого торгового - промышленной палатой предписания в части указания на нецелевое расходование средств субсидии, полученной в 2014 году, на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимателя в сумме 8 825 671 рубля, и обоснованно отказал в удовлетворении остальной части заявленного торгово-промышленной палатой требования, установив, что 38 450 253 рубля субсидии выделены торгового - промышленной палате при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов на проведение Международного инвестиционного форума "Сочи".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении заявленного торгово-промышленной палатой требования, не указал мотивы, по которым он не согласился с конкретными выводами суда первой инстанции (пункт 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по делу N А32-28832/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2017 по делу N А32-28832/2016 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.