г. Краснодар |
|
22 ноября 2017 г. |
Дело N А53-35490/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовская зерновая компания "Ресурс"" (ИНН 6148003452, ОГРН 1026102159291) - Ревиной М.Ю. (доверенность от 07.10.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Ильинского сельского поселения Ростовской области (ИНН 6142019470, ОГРН 1056142026049) - Севостьянова С.А. (доверенность от 11.10.2016), Сулименко Ю.И. (глава, паспорт), в отсутствие третьих лиц - юртового казачьего общества "Усть-Белокалитвинский казачий юрт" окружного казачьего общества Донецкого округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", общества с ограниченной ответственностью "АСБ-Калитва", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Ильинского сельского поселения на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А53-35490/2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.), установил следующее.
ООО "Ростовская зерновая компания "Ресурс"" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Ильинского сельского поселения Ростовской области (далее - администрация) о признании незаконным постановления от 26.09.2016 N 83 администрации Ильинского сельского поселения об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:04:0600001:288 (далее - постановление от 26.09.2016 N 83) и возложении на администрацию обязанности провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены юртовое казачье общество "Усть-Белокалитвинский казачий юрт" окружного казачьего общества Донецкого округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (далее - казачье общество), ООО "АСБ-Калитва".
Решением от 24.03.2017 (судья Димитриев М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что казачье общество вправе претендовать на заключение договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов в силу подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Апелляционным постановлением от 05.07.2017 решение от 24.03.2017 отменено, исковые требования удовлетворены частично, признано недействительным постановление от 26.09.2016 N 83. В остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на момент обращения казачьего общества с заявлением в администрацию в отношении спорного участка в установленном порядке принято решение о проведении торгов. Помимо казачьего общества имелись иные лица, выразившие намерение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:04:0600001:288 в аренду, поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды подлежало выставлению на торги. Отказ в удовлетворении требования о возложении на уполномоченный орган обязанности провести аукцион мотивирован тем, что спорный земельный участок предоставлен казачьему обществу, которое впоследствии передало его в субаренду ООО "АСБ-Калитва". Удовлетворение заявленного требования затрагивает права названных лиц, которые не привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В кассационной жалобе администрация просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что извещение о проведении аукциона в отношении спорного участка опубликовано в официальном источнике. Заявление казачьего общества поступило в администрацию до проведения аукциона, что свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду казачьему обществу, предусмотренных пунктом 11 статьи 39.16 Земельного кодекса.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель компании возражал против отмены апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 30.08.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) в соответствии с постановлением главы Ильинского сельского поселения от 25.08.2016 N 81 размещено извещение N 250816/9727331/03 о проведении 30.09.2016 торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 3 324 749 кв. м с кадастровым номером 61:04:0600001:288, находящегося в муниципальной собственности.
На участие в аукционе поступили заявки ООО "АСБ-Калитва" (вх. от 16.09.2016 N 1) и компании (вх. от 19.09.2016 N 2).
Платежным поручением от 13.09.2016 N 8234 компания перечислила 221 тыс. рублей в качестве задатка за участие в аукционе.
До начала проведения аукциона 23.09.2016 от казачьего общества поступило заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка, которое зарегистрировано в журнале заявок на участие в аукционе под N 3.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) 26.09.2016 опубликовано постановление от 26.09.2016 N 83 об отказе в проведении аукциона, назначенного на 30.09.2016.
В постановлении администрация сослалась на заявление казачьего общества от 23.09.2016 N 138, рассмотренное в соответствии с пунктом 17 статьи 39.6 Земельного Кодекса.
Письмом от 26.09.2016 N 634 глава уведомил компанию об отмене проведения аукциона. Задаток, внесенный для участия в аукционе, возвращен заявителю 27.09.2016.
Компания, полагая, что постановление от 26.09.2016 N 83 не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса) либо указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 данного Кодекса (извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А63-203/2016, постановлением главы Ильинского сельского поселения от 25.08.2016 N 81 оформлено решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:04:0600001:288.
30 августа 2016 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) размещено извещение N 250816/9727331/03 о проведении 30.09.2016 торгов в форме открытого аукциона по продаже права аренды на спорного земельный участок; официальная публикация о проведении аукциона осуществлена до момента принятия оспариваемого постановления и обращения казачьего общества с заявлением.
Подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса в качестве основных принципов земельного законодательства называют участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно статье 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в качестве участников отношений, регулируемых данных законом называет граждан, юридических лиц, публично-правовые образования.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222 применительно к схожим правоотношениям сформулирована правовая позиция, согласно которой при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
По смыслу названных норм и разъяснений высшей судебной инстанции льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции, установив, что уполномоченный орган до момента обращения казачьего общества принял решение о предоставлении участка посредством публичных процедур, а также наличие иных претендентов на участок, пришел к правильному выводу о том, что в данной ситуации договор аренды должен заключаться на торгах.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворил требования заявителя, что соответствует правилам части 3 статьи 201 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы о том, что апелляционный суд не принял во внимание правила подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, отклоняются судом округа, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований апелляционное постановление не обжалуется (кассационная жалоба не содержит доводов), поэтому не проверяется судом кассационной инстанции.
Основания для отмены постановления от 05.07.2017 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правомерность выводов суда апелляционной инстанции, который полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, правильно применил нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А53-35490/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.