г. Краснодар |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А63-6563/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Илюшикова С.М. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егиазарян М.В., при участии в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи С Арбитражным судом Ставропольского края, от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Рошевского С.И. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие заявителя - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Маккон" (ИНН 2634068683, ОГРН 1062635001780), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Маккон" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2017 (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-6563/2017, установил следующее.
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 20.04.2017.
Решением от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах управление и общество просят отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателей жалобы, министерство необоснованно указало на необходимость представления в составе конкурсной заявки только свидетельства об аттестации лаборатории; управление вменило министерству в качестве нарушения Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) несоответствие конкурсной документации требованиям названного Закона и не рассматривало вопрос о соответствии заявок участников конкурса конкурсной документации; суды не указали основания для признания недействительными решения и предписания.
В отзыве министерство просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство опубликовало извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Зеленокумск - Соломенское - Степное, км 0+200 - км 4+200; дата и время окончания приема заявок - 14.04.2017 10 часов; дата рассмотрения заявок - 17.04.2017; начальная цена контракта 2 363 311 рублей. В пункте 11.3 информационной карты указано на представление в составе заявки копий документа, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требования, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: копии действующего свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений; перечня испытательного оборудования, подлежащего аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97, выданных Росстандартом и подтверждающих компетентность лаборатории для выполнения услуг в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОС 32731-2014.
ООО "Маккон" (далее - общество) подало заявку на участие в конкурсе и обратилось в управление с жалобой на положения конкурсной документации.
Управление принято решение от 20.04.2017, которым признало жалобу общества обоснованной, министерство - нарушившим части 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Нарушение выразилось в том, что в информационной карте содержится требование о предоставлении копии действующего свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений, а компетентность строительной лаборатории может подтверждаться и аттестатом об аккредитации испытательной лаборатории. Управление выдало предписание от 20.04.2017 об устранении допущенных нарушений
Министерство, полагая решение и предписание незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно статье 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) со дня вступления его в силу выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается. Технический регламент принят в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Согласно пункту 15 статьи 5 регламента соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия. В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 5 регламента оценка соответствия автомобильных дорог на всех этапах их жизненного цикла требованиям настоящего технического регламента осуществляется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог - в формах строительного (производственного) контроля за выполнением работ, промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов, приемки и ввода в эксплуатацию законченных объектов или их отдельных участков. В соответствии с пунктом 19 статьи 5 регламента для осуществления строительного контроля заказчик может привлекать независимые и компетентные организации. Строительный контроль проводится заказчиком, а также юридическим лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком). По результатам проведения строительного контроля составляются соответствующие акты освидетельствования отдельных видов работ и (или) конструкций. При проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений. Средства измерений, а также методы, используемые для строительного контроля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательствами государств - членов Таможенного союза в области обеспечения единства измерений. Результаты строительного контроля должны документироваться и сохраняться после приемки автомобильной дороги или ее участка в эксплуатацию в течение срока, установленного законодательствами государств - членов Таможенного союза.
На строительный контроль при строительстве (возведении), реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений распространяется ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля". Согласно пункту 3.1 ГОСТа основной целью осуществления строительного контроля при строительстве автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке, и требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). В силу пункта 3.4 ГОСТа основными задачами при осуществлении строительного контроля являются: выполнение всех услуг по строительному контролю в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием к договору (контракту); оценка соответствия качества строительства и объемов работ проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий; осуществление контроля за соблюдением технологии производства работ, в том числе проведение инструментального контроля за соблюдением технологических карт, схем и регламентов; проведение промежуточной приемки выполненных работ, а также участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов; составление отчетов по результатам проведенного строительного контроля на объектах строительства; своевременное информирование заказчика обо всех нарушениях, выявленных при осуществлении строительного контроля. В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТа к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относится, в том числе, наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика; выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации; выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. В силу пункта 6.2 ГОСТа состав и технология выполнения всех видов контроля, измерений и испытаний, средства измерений и испытательное оборудование должны соответствовать требованиям действующей нормативной документации и обеспечивать необходимую достоверность результатов контроля, измерений и испытаний.
Таким образом, требование о наличии документа, подтверждающего соответствие испытательной лаборатории участника закупки установленным требованиям соответствует предмету конкурса, Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). Управление не доказало, что указание такого требования в документации привело к ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупок, принимая во внимание, что, как установили суды, заявка общества отклонена по причине представления аттестата аккредитации испытательной лаборатории, не соответствующего требованиям действующего законодательства об аккредитации.
Основания для отмены судебных актов по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А63-6563/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.