г. Краснодар |
|
30 ноября 2017 г. |
Дело N А53-7145/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алейник Н.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Быков А.С.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новоселицкое" (ИНН 2616800167, ОГРН 1132651006740) - Бондаренко М.Н. (доверенность от 19.12.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьего лица - Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоселицкое" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2017 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-7145/2017, установил следующее.
ООО "Новоселицкое" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене решения от 16.12.2016 N 017858. В обоснование заявленного требования указано на неполное выяснение обстоятельств дела с учетом нарушения срока окончания приема заявок и срока проведения торгов, а также того, что организатор торгов не вправе был проводить торги.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (организатор торгов в форме аукциона, далее - теруправление).
Решением суда от 03.08.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о том, что теруправление правомерно провело торги в форме аукциона на право заключить договор пользования рыбоводным участком "Пруд "Рассвет""; допущенные при проведении торгов нарушения не являются существенными и не повлияли на состав участников аукциона, подавших заявки. Права общества никак не нарушены, поскольку установлено, что ООО "Новоселицкое" не представило доказательств того, что оно имело реальное намерение участвовать в торгах (не уплатило задаток и пр.).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 03.08.2017 и апелляционное постановление от 10.10.2017, удовлетворив требования общества. По мнению заявителя, допущенные организатором торгов нарушения в части срока приема заявок существенны. Кроме того, распоряжение прудами должно осуществляться не теруправлением, а Федеральным агентством по управлению государственным имуществом; и не в форме заключения договоров пользования рыболовными участками; рыбопромысловый участок и рыбоводный участок не являются тождественными. Суды не учли, что торги проведены в форме аукциона, а должны были в форме конкурса.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
В отзыве антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении жалобы, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установили суды, в антимонопольный орган 08.12.2016 поступила жалоба общества на неправомерные действия организатора торгов - Азово-Черноморского территориального управление Рыболовства. По мнению общества, организатор торгов допустил нарушения при организации и проведении торгов в форме аукциона на право заключить договор пользования рыбоводными участками, расположенными во внутренних водах Российской Федерации (номер извещения на сайте www.torgi.gov.ru: N 241016/3409806/01, лот N 16). Это выразилось в том, что неверно установлен срок окончания приема заявок, нарушены сроки проведения торгов, неверно выбрана форма проведения торгов.
9 декабря 2016 года управление вынесло уведомление N 2447/04 о поступлении жалобы ООО "Новоселицкое" и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган 16.12.2016 вынес решение, которым признал жалобу общества обоснованной. Так, управление признало организатора торгов Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству нарушившим пункт 90 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 (далее - Правила N 450). Однако управлением принято решение не выдавать предписание организатору торгов, рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица организатора торгов к административной ответственности, установленной статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как видно из текста решения, причиной не выдавать организатору торгов предписание послужило следующее. Несмотря на то, что не был выдержан срок в 15 рабочих дней между датой внесения изменений в извещение (08.11.2016) и сроком окончания подачи заявки (28.11.2016), общий срок приема заявок составил 35 дней, что больше минимально установленного Правилами N 450 срока (30 дней). Кроме того, было учтено, что изменения вносились с целью устранить техническую ошибку в документации, а заявки на участие в аукционе можно было подать всем желающим как в будние, так и в выходные дни. Таким образом, комиссия пришла к выводу о том, что допущенные нарушения не являются существенными и не повлияли на состав участников аукциона и правильный выбор победителя аукциона. Податель жалобы (ООО "Новоселицкое") не представил управлению доказательства своего намерения участвовать в торгах (общество не уплатило задаток).
При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган при рассмотрении доводов жалобы общества в части неверного установления срока окончания приема заявок признал жалобу в данной части обоснованной. Так, установлено, что извещение о проведении торгов опубликовано организатором торгов 24.10.2016 на сайте torgi.gov.ru. Согласно извещению (с учетом внесенных в него изменений), дата начала подачи заявок - 25.10.2016; дата окончания подачи заявок - 28.11.2016; дата проведения аукциона - 05.12.2016.
В силу пункта 90 Правил N 450 организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона. Внесение изменений в извещение о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. Изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения. При этом срок подачи заявок об участии в аукционе продлевается так, чтобы между днем размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении аукциона, и днем окончания срока подачи заявок об участии в аукционе было не менее 15 рабочих дней. Установлено, что согласно первой редакции извещения о проведении аукциона и аукционной документации, размещенных на сайте torgi.gov.ru 24.10.2016, дата начала приема заявок указана 25.10.2016 09 часов 00 минут по московскому времени (МСК), а дата окончания приема заявок указана (последний день приема заявок) 25.11.2016 16 часов 45 минут (МСК). Согласно пункту 9.1 аукционной документации дата начала рассмотрения заявок указана 24.11.2016 09 часов 00 минут (МСК). В извещении о проведении аукциона и аукционной документации имелись неточности в датах. С целью устранения неточностей организатор торгов приказом N 761 "О внесении изменений в приказ Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2016 N 720 "О проведении аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенном на водном объекте и (или) его части, прилегающем к территории муниципальных образований Ставропольского края" от 08.11.2016, были внесены изменения в извещение о проведении аукциона, а именно: уточнены сроки: дата окончания приема заявок об участии в аукционе (последний день приема заявок) 28.11.2016 18 часов 00 минут (МСК), дата начала рассмотрения заявок 29.11.2016 09 часов 00 минут (МСК), дата окончания рассмотрения заявок - 04.12.2016 в 10 часов 00 минут (МСК). Приказ размещен на сайте torgi.gov.ru 08.11.2016. Поскольку между датой размещения приказа (08.11.2016) и датой окончания приема заявок (28.11.2016) организатором торгов не выдержан срок в 15 рабочих дней (промежуток фактически составляет 14 рабочих дней), организатор торгов правомерно признан управлением нарушившим пункт 90 Правил N 450.
Проверяя полномочия теруправления проводить торги и соблюдение сроков их проведения, суды указали следующее.
Согласно пункту 1 Правил N 450 торги проводятся в отношении рыбоводного участка, включающего водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, границы которого определены в установленном порядке. Торги проводятся в отношении указанного рыбоводного участка не позднее 3 месяцев со дня определения в установленном порядке границ рыбоводного участка.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила определения береговой линии (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 (далее - Правила N 1183).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 1183 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после принятия правового акта направляет его копию, копию указанного в пункте 11 Правил протокола комиссии и схему водных объектов с нанесенными границами рыбоводных участков в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству. Границы участков определены приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 22.03.2016 "Об утверждении Перечня рыбоводных участков не территории Ставропольского края". В нарушение пункта 14 Правил N 1183 перечень рыбоводных участков, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 22.03.2016 N 101, был направлен в Азово-Черноморское ТУ Рыболовства письмом от 20.09.2016 N 03-12-22/6319 (вх. N 8420 от 26.09.2016). В этой связи у организатора торгов фактически отсутствовала возможность для проведения аукциона до поступления необходимых документов. Таким образом, как отметили суды, пропуск трехмесячного срока проведения торгов, установленного пунктом 1 Правил N 1183, обусловлен действиями Министерства сельского хозяйства Ставропольского края.
Согласно статье 10 Закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 450 (в редакции от 04.11.2015, действовавшей на момент проведения торгов), торги проводятся в форме конкурса по иному рыбоводному участку, а также по рыбоводному участку, расположенному на территории Республики Крым или г. Севастополя либо прилегающему к территории муниципального образования Республики Крым или г. Севастополя, в границах которого осуществлялись разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры, что подтверждено документами, выданными государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Установлено, что границы рыбоводного участка по лоту N 3 определены приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края N 101 от 22.03.2016. Следовательно, рыбоводный участок, выставленный на аукцион, является вновь образованным рыбоводным участком, и предоставление права пользования данным участком должно проходить в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 5 Правил проведения торгов, то есть в форме аукциона.
Из оспариваемого решения усматривается, что организатором торгов в нарушение пункта 90 Правил N 1183 не выдержан срок в 15 рабочих дней между датой внесения изменений в извещение (08.11.2016) и сроком окончания подачи заявок (28.11.2016). Вместе с тем, общий срок приема заявок составил 35 дней, что больше минимально установленного пунктом 80 Правил N 1183 срока в 30 дней. Внесенные изменения носили формальный характер и не влияли на порядок подачи заявок претендентами.
Суды установили, что изменения вносились с целью устранить техническую ошибку в документации. Заявки на участие в аукционе можно было свободно подать любому желающему поучаствовать в торгах как в будние, так и в выходные дни.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru, организатором аукциона приняты и рассмотрены все заявки об участии в аукционе и отказов лицам в их приеме в связи с истечением срока представления не имелось. Суды отметили, что общество не уплатило задаток, т. е. не намеревалось и не намеревается принимать участие в аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком. Указанное обстоятельство подтверждается также тем, что общество не подавало заявку на участие в аукционе даже за пределами установленного срока и не совершило каких-либо действий, направленных на участие в аукционе (не внесло заблаговременно на банковский счет, предусмотренный аукционной документацией и Правилами, задаток). При таких обстоятельствах антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на состав участников аукциона и правильный выбор победителя аукциона.
Поскольку общество не представило надлежащих и достаточных доказательств того, что оно имело реальное намерение участвовать в торгах (в том числе не внесло задаток), следует признать верным вывод судов о том, что права общества не нарушены.
Кроме того, суды отметили следующее. Из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2013 по делу N А63-4866/2013, оставленным без изменения апелляционным, кассационным и Верховным Судом Российской Федерации, установлено, что водный объект пруд "Рассвет" находится в федеральной собственности. На водный объект распространяется режим водотока, то есть он является частью реки Журавка, а не прудом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 450 в случае проведения торгов в отношении рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, организатором торгов являются территориальные органы Росрыболовства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2013 по делу N А63-4866/2013 установлено, что в силу части 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, земля под водным объектом пруд "Рассвет" не может быть предметом земельных правоотношений, поскольку входит в состав водного объекта. Земельный участок под ним не существует как самостоятельный объект прав, пользование водным объектом и, соответственно, землей под ними возможно только в порядке водопользования, определенном статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации и Законом N 148-ФЗ после вступления его в силу с 01.01.2014.
Установлено также, что рыбоводный участок пруд "Рассвет" образован и его береговые линии определены приказом минсельхоза Ставропольского края от 22.03.2016 N 101 (далее - Приказ N 101), изданным в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 148-ФЗ, на что указано в самом тексте Приказа N 101.
Приказ N 101 явился основанием для проведения оспариваемого аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком пруд "Журавский". В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил торги на право заключения договора пользования рыбоводным участком проводятся в форме аукциона - по вновь образованному рыбоводному участку, границы которого определены в установленном порядке. Таким образом, Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства правомерно провело торги на право заключения договора пользования рыбоводным участком пруд "Рассвет" в форме аукциона.
Обжалуя судебные акты, общество документально не опровергло правильности выводов судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Общество не согласно с выводами судов и оценкой доказательств. Между тем в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление новых и переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права. Нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), судом кассационной инстанции не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А53-7145/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.