г. Краснодар |
|
30 ноября 2017 г. |
Дело N А32-39529/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "РосТехноПроект" (ИНН 2312139805, ОГРН 1072312009494) - Рыхлетского П.Л. (доверенность от 25.10.2016), Скоробогатовой С.И. (доверенность от 14.03.2017), от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) - Шкильного Р.А. (доверенность от 1.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2017 (судья Ташу А.Х.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А32-39529/2016, установил следующее.
ООО "РосТехноПроект" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным (незаконным) решения министерства от 19.08.2016 N 60-10931/16-01-09 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 15.06.2016 N 220.
Решением суда первой инстанции от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.09.2017, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что заказчик по условиям контракта имел право на односторонний отказ, однако основания для одностороннего отказа отсутствовали, поскольку заказчик не предоставил своевременно исходные данные для выполнения работ и не согласовал принимаемую в проекте документацию, изменены границы производства работ, что повлекло необходимость корректировки чертежей.
В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении исковых требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, поскольку информация, которую подрядчик запрашивал своими письмами, согласно условиями контракта общество должно было получить самостоятельно. Общество не заявило о приостановлении выполнения работ, когда им было выявлено несоответствие площадей проектируемых территорий площадям, указанным в сметах N 2 и N 4, тем самым согласилось с условиями контракта. Письмо о согласовании съездов от 20.07.2016 N 290/016 было направлено в министерство за 9 дней до окончания срока действия контракта. Таким образом, до указанного момента разработка рабочей документации подрядчиком выполнялась в отсутствие полной информации об исходных данных, что суды также не приняли во внимание. Переданная документация, согласно акту приема-передачи, не соответствует условиям государственного контракта (наличие замечаний), не могла быть принята министерством.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты, представители истца возражали против ее удовлетворения, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что по результатам открытого конкурса, оформленным протоколом N 0318200063916000790-ОК-2Д, общество (подрядчик) и министерство (заказчик) заключили государственный контракт от 15.06.2016 N 220 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить следующие работы: разработка рабочей документации на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Кущевском и Усть-Лабинском районах.
В соответствии с пунктом 1.1 заказчик обязуется принять и оплатить, а подрядчик обязуется выполнить указанные работы. Согласно пункту 2.1 контракта общая стоимость работ по контракту составляет 600 тыс. рублей, является твердой ценой и определяется на весь срок исполнения контракта.
В разделе 3 контракта стороны согласовали сроки выполнения работ:
- начало работ: с даты заключения государственного контракта;
- окончание работ: 29.07.2016.
Согласно пункту 4.1.1 заказчик вправе по согласованию с подрядчиком вносить необходимые изменения в "Задание" (приложение N 2 к контракту) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2.1 контракта подрядчик вправе обращаться к заказчику за дачей указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением работ по контракту. Обращения подрядчика представляются в письменном виде.
В силу раздела 6 "Сдача и приемка работ" контракта подрядчик представляет заказчику по накладной для приемки документацию по соответствующему этапу или в целом, прилагая к ней акт о приемке выполненных работ. Заказчик в срок до 30 дней со дня получения от подрядчика документации рассматривает представленные материалы и направляет подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ. В случае принятия заказчиком решения о мотивированном отказе принять предъявленные подрядчиком к приемке работы по контракту документация считается неполученной, при этом заказчик оформляет письменно мотивированный отказ с требованием выполнения перечня необходимых доработок и сроков их выполнения и направляет его подрядчику: вместе с представленной документацией и неподписанным актом о приемке выполненных работ при необходимости полной переделки документации; без представленной документации и акта о приемке выполненных работ при необходимости частичной переделки документации. При выполнении подрядчиком требований заказчика в срок, указанный в мотивированном отказе, дополнительного представления акта о приемке выполненных работ не требуется, а датой сдачи работ считается дата в соответствии с пунктом 6.1.1 контракта.
При обнаружении недостатков в рабочей документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать рабочую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или контрактом не установлено иное (пункт 7.2 контракта).
Пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В письме от 19.08.2016 N 60-10931/16-01-09 министерство указало, что приняло решение об одностороннем отказе от контракта на основании части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вынесло решение по делу N РНП-23-317/2016 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является незаконным и неправомерным, нарушающим права на получение денежных средств за выполненную работу, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии с нормами статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора; статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 9 приведенной статьи заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно статьям 6 и 12 Закона N 44-ФЗ, одними из принципов контрактной системы являются принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Содержание указанных принципов раскрыто в пункте 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ), не должно применяться в противоречии с указанными принципами.
Соблюдение указанных принципов в ходе исполнения контракта предполагает определенную стабильность отношений заказчика с подрядчиком (поставщиком, исполнителем), степень которой выше, нежели стабильность отношений между сторонами обычного гражданско-правового договора. Это обусловлено тем, что использование такого института, как отказ от исполнения договора в одностороннем порядке, применительно к государственным (муниципальным) контрактам повлечет за собой необходимость осуществления процедуры новой закупки. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами за счет бюджетных средств, процедурными, временными затратами. Произвольное либо формальное использование названного института может привести к тому, что государственные (муниципальные) нужды не будут удовлетворены в течение длительного времени.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта может считаться принятым обоснованно и законно в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что прекращение отношений с данным подрядчиком (поставщиком, исполнителем) будет способствовать более эффективному достижению результата обеспечения тех государственных (муниципальных) нужд, для которых и проводилась соответствующая закупка.
Пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Заказчик также обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
В соответствии с пунктом 6 задания N 31 на разработку рабочей документации на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в Кущевском и Усть-Лабинском районах, заказчик при заключении государственного контракта обществу должен передать следующие материалы: перечень действующих нормативных документов, паспорт автомобильной дороги, проект организации дорожного движения на данной автомобильной дороге и т.д.
Исследовав материалы переписки сторон по контракту суды верно установили, что заказчик не предоставил своевременно в полном объеме исходные данные для выполнения проектных работ, а также своевременно не согласовал принимаемые проектом документацию об устройстве тротуаров и пешеходных дорожек, что свидетельствует о наличии препятствий, послуживших основанием для нарушения обществом своих обязательств по контракту.
Кроме того, в письме от 12.08.2016 N 60-10570/16-09.02-12 (после окончания согласованного срока выполнения работ), полученном подрядчиком по почте 19.08.2016, в замечании пункта 27 указывается о выполнении дополнительных объемов работ, не учтенных в задании N 31 на разработку рабочей документации и подтвержденной в установленном порядке сметной документацией. В замечании заказчик указал о необходимости добавить участок тротуара на участке автомобильной дороги ст-ца Стародеревянковекая - ст-ца Ленинградская - ст-ца Кисляковская, км 73+000 - км 73+180. км 73+696 - км 74+520 км 75" 070 - км 75*350 в Кущевском районе от остановочной площадки км 74+520 до существующего пешеходного тротуара км 74+570.
Изменение границ производства работ повлекло за собой корректировку чертежей, ведомостей, а также документации по проекту планировки территории. Ввиду чего, заказчик не может вменять подрядчику выполнение указанных дополнительных требований, заявленных только 12.08.2016 в просрочку, повлекшую право на отказ от контракта. Указанные замечания устранены, и документация сдана в рабочем порядке письмами от 23.08.2016 N 308/016 и от 25.08.2016 N 309/016.
Согласно письму от 20.06.2016 N 60-7773/16-08.03-13 проектировщиком выполнялись проектно-изыскательские работы с увязкой технических решений по размещению тротуаров и пешеходных дорожек с техническими решениями на объекте обустройства электроосвещением. Контракт не содержит указаний о согласовании с ООО "Светосервис-Кубань" разработанной рабочей документации по объекту, требование о согласовании также отсутствовало в письме ООО "Светосервис-Кубань" от 23.06.2016 N 712. Общество письмом от 25.07.2016 N 302/016 отправило рабочую документацию на согласование в ООО "Светосервис-Кубань".
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что заказчик не предоставил своевременно исходные данные для выполнения работ и не согласовал принимаемую в проекте документацию, при этом подрядчиком принимались все возможные меры к учету всех (включая дополнительные) требований заказчика, истребованию от заказчика недостающей документации и скорейшему выполнению работ, суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не учли необходимость самостоятельного получения подрядчиком запрашиваемой информации был предметом оценки судов и противоречит содержанию контрактных отношений (пунктом 6 задания N 31 на разработку рабочей документации).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу N А32-39529/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.