г. Краснодар |
|
05 декабря 2017 г. |
Дело N А53-11974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Федерального агентства научных организаций (ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462) и заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Аграрный научный центр "Донской"" (ИНН 6111004668, ОГРН 1026100956650), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2017 по делу N А53-11974/2017 (судья Парамонова А.В.), установил следующее.
Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство, ФАНО) обратилось в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Аграрный научный центр "Донской"" (далее - учреждение) о взыскании 7 046 854 рублей 23 копеек части прибыли, полученной в 2015 году.
Решением суда от 03.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что полученные учреждением в виде субсидий денежные средства не могут быть квалифицированы как прибыль от использования государственного имущества, поскольку указанные средства получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение.
Определением апелляционного суда от 26.07.2017 апелляционная жалоба агентства на решение от 03.08.2017 возвращена в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы.
В кассационной жалобе и дополнению к ней агентство просит отменить решение суда от 03.08.2017, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, полученные учреждением субсидии не являются целевым финансированием и целевыми поступлениями в понятии законодательства о налогах для их исключения из налогооблагаемой базы; не подпадают под основания, позволяющие не учитывать их при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность судебного акта, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, агентство в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 N 959, осуществляет функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за этими организациями.
Учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р включено в перечень организаций, подведомственных агентству, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 N 791-р учреждение реорганизовано в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Пролетарская"" с целью последующего присоединения к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко". Пунктом 1 приказа ФАНО России от 23.09.2016 N 458 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного бюджетного учреждения "Опытная станция "Пролетарская"". Пунктом 2 названного приказа установлено, что полное наименование учреждения после завершения мероприятий по реорганизации - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Аграрный научный центр "Донской"" (далее - аграрный центр).
В силу приказа агентства от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" на учреждение возложена обязанность по перечислению в срок до 15.06.2016 в федеральный бюджет не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия.
В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2015 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственным агентству (приложение N 2 к протоколу заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, от 29 апреля 2016 г. N 3), учреждению надлежало перечислить в федеральный бюджет 3 061 284 рубля 74 копейки
Платежным поручением от 03.06.2016 N 426 учреждение перечислило в федеральный бюджет 3 061 284 рубля 74 копейки прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год.
Предписанием Счётной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N 1111 01-7/14-02 агентству поручено повторно определить часть чистой прибыли ряда предприятий за 2015 год (в том числе учреждения), подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии с приказом агентства от 13.02.2017 N 90 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части чистой прибыли в федеральный бюджет в соответствии с предписанием Счётной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ГШ 01-7/14-02 по итогам деятельности за 2015 год" и реестром доначисления части чистой прибыли (приложение к приказу ФАНО России от 13.02.2017 N 90) на аграрный центр возложена обязанность по перечислению в срок до 15.03.2017 в федеральный бюджет доначисленную часть чистой прибыли по итогам деятельности за 2015 год в размере 7 046 854 рублей 23 копеек.
В претензии 31.03.2017 N 007-18.1.2- 10/МК-438 агентство предложило аграрному центру перечислить сумму прибыли, подлежавшую внесению в срок до 15.03.2017.
В письме от 12.04.2017 N 323) аграрный центр сообщил, что считает предписание Счётной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ГШ 01-7/14-02 необоснованным.
Поскольку в добровольном порядке требование агентства о перечислении прибыли агарным центром не исполнены, агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 17 Закона N 161-ФЗ собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации). К доходам в силу пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Статья 250 указанного Кодекса не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
По результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе отчета о финансовых результатах за 2015 год, судом установлено, что чистая прибыль за 2015 год в размере 12 245 138 рублей 97 копеек учреждения образовалась за счет включения в строку 2340 "Прочие доходы" субсидий в размере 11 517 759 рублей 73 копеек, полученных из федерального и регионального бюджета и направленных на развитие сельского хозяйства.
Данные обстоятельства агентством не оспариваются и не опровергнуты, доказательств наличия у учреждения в 2015 году чистой прибыли без денежных средств, направленных на целевое финансирование либо их использование с иной целью, а также доказательств наличия чистой прибыли, полученной в результате использования государственного имущества, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод суда о том, что полученные учреждением денежные средства не позволяют квалифицировать их как прибыль от использования государственного имущества. Направление части этих средств на уплату собственнику приведет к снижению эффективности их выделения и недостижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доводы кассационной жалобы со ссылками на нормы налогового законодательства, на письма Минфина Российской Федерации отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку, по настоящему делу спор возник не из публичных отношений по исчислению и уплате налогов, а из гражданско-правовых отношений между учреждением и собственником его имущества.
Нарушения при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2017 по делу N А53-11974/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.