г. Краснодар |
|
06 декабря 2017 г. |
Дело N А32-26504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Белая А.Н. (доверенность от 19.12.2017), в отсутствие ответчика - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ИНН 2364001237, ОГРН 1092364000013), третьих лиц: Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева, негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Кавказская ОАО "РЖД"", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 (судьи Величко М.Г., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-26504/2016, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - администрация) о возложении обязанности в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность объект коммунально-бытового назначения - коллектор наружный к железнодорожной больнице протяженностью 0,38 км, расположенный в г. Кропоткине по улице Журавлиной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева, негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Кавказская ОАО "РЖД"".
Решением от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и рассмотреть дело по существу. По мнению заявителя, суды не учли, что спорный объект не включен в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержденный совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД". Канализационный коллектор проходит по территории земельного участка, на котором расположено здание казачьего кадетского корпуса, а ООО "Водоканал" сообщает о том, что имеется техническая возможность переключить два пятиэтажных жилых дома, расположенных по адресу: г. Кропоткин, Микрорайон-1, ж/д дом N 1 и ж/д дом N 2, в иной канализационный коллектор. У администрации отсутствует объективная необходимость по принятию в муниципальную собственность имущества, обслуживающего имущественные комплексы ведомственной поликлиники и образовательного учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на забалансовом учете Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала общества стоит коллектор наружный к железнодорожной больнице, протяженностью 0,38 км, г. Кропоткине, ул. Журавлиной.
08 апреля 2004 года распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1499-р, Министерства Финансов Российской Федерации N 110А и Министерства путей сообщения Российской Федерации N Т-92р "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" (далее - распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р) на общество возложена обязанность по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты в "обременении") до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Указанным распоряжением утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).
04 декабря 2015 года общество направило в адрес администрации письмо N 14752/СКАВ с требованием рассмотреть вопрос о принятии объектов коммунально-бытового назначения (коллектор наружный (водоснабжение) к железнодорожной больнице протяженностью 0,38 км, расположенный в г. Кропоткине по ул. Журавлиной) в муниципальную собственность.
17 февраля 2016 года сотрудники общества совместно с ООО "Водоканал" составили акт обследования объектов коммунально-бытового назначения, согласно которому коллектор обеспечивает отвод стоков к очистным сооружениям ООО "Водоканал" от следующих объектов: комплекс железнодорожной больницы, находящийся по ул. Журавлиной, д. 6; здания кадетского корпуса, частные дома кадетского корпуса, находящиеся по ул. Журавлиная, д. 6; два муниципальных жилых многоэтажных дома по ул. Журавлиной.
Поскольку администрация не совершила действий по принятию спорных объектов в муниципальную собственность, общество обратилось в суд.
При рассмотрении иска суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 235) органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р "О завершении до 31.12.2004 передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы" передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным постановлением N 235.
На основании распоряжения N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Обществу необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность или собственность, субъектов Российской Федерации согласно приложению N 1 к указанному распоряжению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", принятого на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", установлен порядок передачи имущества, которое не подлежит приватизации при образовании предприятий за счет федерального имущества.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что обязанность администрации по принятию спорных объектов в муниципальную собственность установлена законом, и пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод администрации о том, что коллектор наружный к железнодорожной больнице, расположенный в г. Кропоткине по улице Журавлиной, не включен в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержденный распоряжением N 1499-р/110а/Т-92р, опровергается материалами дела (т. 1, л. д. 88).
Доводы заявителя, что коллектор наружный вошел в уставный капитал общества, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и признан несостоятельным. Суд установил, что указанный объект коммунально-бытового назначения вошел в приложение N 3 к передаточному акту "Перечень объектов, не подлежащих передаче в уставный капитал ОАО "РЖД"" (форма 17.5.1.1; т. 1, л. д. 152).
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом округа несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 по делу N А32-26504/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.