Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2017 г. N Ф08-9100/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2017 г. |
дело N А32-26504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Шабашова И.С., паспорт, по доверенности от 29.12.2016;
от ответчика: представитель Иващенко Т.М., паспорт, по доверенности от 28.07.2015;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 мая 2017 года по делу N А32-26504/2016 (судья Иванова Н.В.)
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района
при участии третьих лиц: Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае; Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева; Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Кавказская ОАО "РЖД"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - администрация, ответчик) об обязании в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность объект коммунально-бытового назначения - коллектор наружного к железнодорожной больнице, протяженностью 0,38 км, расположенного в г. Кропоткин по улице Журавлиная.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева; негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Кавказская ОАО "РЖД".
Решением от 31.05.2017 иск удовлетворен. Суд обязал администрацию в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять в по акту приема-передачи от истца в муниципальную собственность администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района объект коммунально-бытового назначения - коллектор наружного к железнодорожной больнице, протяженностью 0,38 км, расположенного в г. Кропоткин по улице Журавлиная.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 31.05.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что обжалуемым решением на администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность объекта коммунально-бытового назначения, который не вошел в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержденный совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 882-р, было представлено на обозрение суда в судебном заседании представителем администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района. Канализационный коллектор проходит по территории земельного участка, на котором расположено здание казачьего кадетского корпуса, учредителем которого является Департамент по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края, а ООО "Водоканал" сообщает о том, что имеется техническая возможность переключить два пятиэтажных жилых дома, расположенных по адресу: г. Кропоткин, Микрорайон-1, ж/д дом N 1 и ж/д дом N 2 в иной канализационный коллектор. Таким образом, у администрации отсутствует объективная необходимость по принятию в муниципальную собственность имущества, обслуживающего имущественные комплексы ведомственной поликлиники и образовательного учреждения.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьих лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на забалансовом учете Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" стоит коллектор наружный к железнодорожной больнице, протяженностью 0,38 км, г. Кропоткин, ул. Журавлиная.
На основании трехстороннего Распоряжения Минимущества России, Минфина России, МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р (далее -Распоряжение) "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" на ОАО "РЖД" возложено содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты в "обременении") до их передачи в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Также трехсторонним Распоряжением был утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. ОАО "РЖД" необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ согласно приложению N 1 к указанному Распоряжению.
Однако, действий по принятию в муниципальную собственность указанного объекта, являющихся предметом настоящего спора, администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района, г. Кропоткин не предпринято.
17.02.2016 сотрудниками ОАО "РЖД" совместно с ООО "Водоканал" составлен акт обследования объектов коммунально-бытового назначения. Установлено, что коллектор наружный к железнодорожной больнице, расположенный в г. Кропоткин по улице Журавлиная обеспечивает отвод стоков к очистным сооружениям ООО "Водоканал" от объектов: комплекс железнодорожной больницы, находящийся по ул. Журавлиная, д. 6; здания кадетского корпуса, частные дома кадетского корпуса, находящиеся по ул. Журавлиная, д. 6; два муниципальных жилых многоэтажных дома по ул. Журавлиная.
04.12.2015 ОАО "РЖД" направило письмо N 14752/СКАВ в адрес администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района о рассмотрении вопроса приема объектов коммунально-бытового назначения (коллектор наружный (водоснабжение) к железнодорожной больнице, протяженностью 0,38 км, расположенный в г. Кропоткин по улице Журавлиная) в собственность администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района.
15.03.2015 администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района предоставила ответ (письмо N 200-916/16-01), из которого не следует готовность администрации принять данные объекты в муниципальную собственность.
Поскольку администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района никаких действий до настоящего времени не принято, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.
На основании трехстороннего распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Акционерному обществу необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации согласно приложению N 1 к указанному распоряжению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 принятого на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества, которое не подлежит приватизации при образовании предприятий за счет федерального имущества.
Судом установлено, что администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района до настоящего времени не исполнила установленную законом обязанность по принятию спорных объектов в муниципальную собственность, в связи с чем, исковые требования ОАО "РЖД" признаны судом подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что коллектор наружный вошел в уставный капитал ОАО "РЖД" несостоятельны, так как вышеуказанный объект коммунально-бытового назначения вошел в Приложение N 3 форма 17.5.1.1. к Передаточному акту "Перечень объектов, не подлежащих передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" и числится в нём под номером 525 (код 13).
Согласно Приложению N 3 форма 17.5.1.1. спорный коллектор стоит на забалансовом счете и подлежит передаче в муниципальную собственность.
17.02.2016 сотрудниками ОАО "РЖД" совместно с ООО "Водоканал" составлен акт обследования объектов коммунально-бытового назначения и установлено, что коллектор обеспечивает отвод стоков к очистным сооружениям водоканала от объектов: больницы, здания кадетского корпуса, частных домов кадетского корпуса, двух муниципальных жилых многоэтажных комплекса.
Обязанность администрации по принятию спорного объекта в муниципальную собственность установлена законом.
Поскольку спорный объект своевременно не принят в собственность муниципального образования, суд обоснованно удовлетворил требования акционерного общества.
Ссылки администрации на техническую возможность по переключению многоквартирных домов к иному коллектору не означает, что такая возможность будет в будущем реально реализована, в то время как в настоящее время бездействие администрации нарушает права и законные интересы общества, которое вынуждено обеспечивать содержание и эксплуатацию спорного имущества при отсутствии на то каких-либо оснований.
Аналогичная правовая позиция с участием железной дороги и администрации изложена кассационным судом округа в постановлении от 04.07.2017 по делу N А32-26503/2017.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения определения суда отсутствуют. Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 по делу N А32-26504/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26504/2016
Истец: ОАО Российские железные дороги
Ответчик: Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказкого района, Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района
Третье лицо: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинского казачьего детского корпуса, Негосударственное учреждение здравоохранения Узловая поликлиника на станции Кавказская, ОАО негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Кавказская "Российские железные дороги", Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае, Территориальное Управление Росимущества по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14788/19
06.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21756/18
06.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9100/17
24.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11808/17
31.05.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26504/16