г. Краснодар |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А61-360/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахметовой А.М., при участии в судебном заседании от истца - государственного сельскохозяйственного предприятия госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова (ИНН 1511001704, ОГРН 1021500944057) - Шереметова А.А. (доверенность от 10.06.2015), от ответчика - администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511006879, ОГРН 1021500003634) - Гобаева Р.Т. (доверенность от 15.09.2017), от третьего лица - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания - Дигоева А.К. (доверенность от 11.10.2017), в отсутствие третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания и администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А61-360/2017, установил следующее.
Государственное сельскохозяйственное предприятие госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Шереметова А. А. (далее - конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) о признании за Российской Федерацией права собственности и за предприятием права хозяйственного ведения, о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Правобережный район на следующие объекты недвижимости: сооружение (беговая дорожка), кадастровый номер 15:03:0040103:60; нежилое здание (административное здание) площадью 222 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:61; сооружение (ворота) площадью 16,8 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:62; нежилое здание (конюшня) площадью 532,4 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:63; нежилое здание (туалет) площадью 47,6 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:64; нежилое здание (туалет) площадью 41,5 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:65; сооружение (автостоянка) площадью 2145 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:66; сооружение (трибуна) площадью 530 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:67; сооружение (трибуна) площадью 195 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:68; сооружение (трибуна) площадью 532 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:69; сооружение (трибуна) площадью 530 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:70; сооружение (трибуна) площадью 532 кв. м, кадастровый номер 15:03:0040103:71, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39 "А".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - территориальное управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания и Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.09.2017 решение от 23.06.2017 отменено. Суд признал право собственности на спорное имущество за Российской Федерацией, право хозяйственного ведения - за предприятием. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах министерство и администрация просят отменить постановление от 29.09.2017, оставить в силе решение от 23.06.2017. По мнению заявителей кассационных жалоб, спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), так как используются для соревнований по конному спорту. Администрация эксплуатирует и содержит спорные объекты. Вывод суда апелляционной инстанции о принадлежности истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 15:03:040103:20 общей площадью 13 616 381 кв. м. является неверным. Судебный акт по делу N А61-2328/2010, не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела. Истец не доказал, что спорное имущество находилось на его балансе и использовалось им в производственной деятельности.
В отзыве на кассационные жалобы предприятие просит отказать в их удовлетворении, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям из ЕГРЮЛ и свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, предприятие зарегистрировано 10.03.1993. Запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ внесена 28.11.2002 с присвоением ОГРН 1021500944057.
Предприятие действует на основании устава от 29.12.1997, согласованного Государственным комитетом Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом и утвержденного Государственным агропромышленным комитетом Республики Северная Осетия - Алания.
В соответствии с пунктом 3.3. Устава имущество, переданное Государственным комитетом Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом и приобретенное предприятием в результате его хозяйственной деятельности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 14.08.1998 N 510 Государственное сельскохозяйственное предприятие госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие племенной конный завод "Бесланский" им. А. Кантемирова (госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова), основанное на праве хозяйственного ведения, и отнесено к ведению Департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России.
В соответствии с приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 1318-р предприятие включено в перечень федеральных предприятий, находящихся в ведении Россельхоза.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.0202010 N 100-р предприятие включено в перечень федеральных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России.
Суды установили, что предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 13 616 381 кв. м с кадастровым номером 15:03:0040103:20, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39 (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А61-2588/2011, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.05.2016 по делу N А61-4320/15).
Земельный участок с кадастровым номером 15:03:040103:20 общей площадью 13 616 381 кв. м является многоконтурным земельным участком (единое землепользование), который состоит из 3 замкнутых контуров (обособленных частей) со следующими учетными номерами: 15:03:0040103:18 площадью 11588 400 кв. м; 15:03:0040102:58 площадью 1 554 533 кв. м; 15:03:0040202:45 площадью 473 448 кв. м.
На земельном участке с кадастровым номером 15:03:0040103:20 расположены спорные объекты недвижимости.
Строительство объектов ипподрома осуществлялось Бесланским конным заводом N 8 (правопредшественником предприятия), что подтверждается договором подряда от 14.05.1981, календарным планом работ по объектам строительства по плану 1981 года, справками о стоимости выполненных строительных работ, актами приемки выполненных работ.
Распоряжением главы администрации от 24.06.2016 N 335 объектам ипподрома с адресом: Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39, присвоен новый адрес: Республики Северная Осетия-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39 "а".
30 ноября 2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания на объекты ипподрома на основании Закона Республики Северная Осетия - Алания от 13.01.2010 N 10-РЗ (в редакции от 31.10.2016) "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Правобережный район Республики Северная Осетия - Алания и поселениями, входящими в его состав".
Предприятие, полагая, что регистрация права осуществлена в нарушение закона, нарушает его право хозяйственного ведения на спорное имущество обратилось в суд.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - постановление N 10/22), разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
На основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения (пункт 6 постановления N 10/22).
Суд апелляционной инстанции установил, что по состоянию на 12.05.2016 спорные объекты недвижимости, принятые предприятием к учету 01.04.1987, находились на его балансе и использовались им.
Территориальное управление, как представитель собственника имущества истца, привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица.
Учитывая, что в отношении спорного имущества зарегистрировано право собственности администрации, суд апелляционной инстанции констатировал наличие между сторонами спора о праве.
В пункте 52 постановления N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем 2 статьи 12 Гражданского кодекса. Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления N 10/22).
Возможность удовлетворения иска о признании права связана с установлением факта владения недвижимым имуществом. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права, о чем дано разъяснение в пунктах 58 и 59 постановления N 10/22.
В соответствии с пунктом 1 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу положений пункта 7 раздела IV приложения N 1 постановления N 3020-1, к объектам федеральной собственности относятся, в частности, государственные племенные и конные заводы и совхозы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, установив, что на момент разграничения государственной собственности предприятие владело спорным имуществом и использовало его в своей уставной деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец обладает данным имуществом, на праве хозяйственного ведения; спорный объект в силу пункта 7 раздела IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 относятся к федеральной собственности.
С учетом изложенных выше обстоятельств, апелляционный суд, сделал верный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, кассационных жалоб, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу N А61-360/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу положений пункта 7 раздела IV приложения N 1 постановления N 3020-1, к объектам федеральной собственности относятся, в частности, государственные племенные и конные заводы и совхозы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, установив, что на момент разграничения государственной собственности предприятие владело спорным имуществом и использовало его в своей уставной деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец обладает данным имуществом, на праве хозяйственного ведения; спорный объект в силу пункта 7 раздела IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 относятся к федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф08-9696/17 по делу N А61-360/2017