г. Краснодар |
|
08 декабря 2017 г. |
Дело N А32-8484/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - прокуратуры Краснодарского края - Сыса Н.А. (удостоверение), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Тимофеенко О.И. (доверенность от 09.10.2017), в отсутствие третьего лица - Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу прокуратуры Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2017 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-8484/2017, установил следующее.
Первый заместитель прокурора края - прокуратура города Сочи (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее -управление) о признании незаконным и отмене решения от 18.01.2017 N 846/9 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - департамент).
Решением суда от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2017, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что увеличение срока, необходимого для выполнения арендатором инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий не предусматривается действующим законодательством и противоречит приказу Министерства строительства Российской Федерации от 27.02.2015 N 137/пр (далее - приказ N 137/пр).
В кассационной жалобе прокуратура просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратура в ходе проверки соблюдения земельного законодательства при проведении департаментом открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с целью коммерческого использования установила следующее. На основании пункта 9 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. Приказом N 137/пр установлен срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
Так, для объектов площадью до 1 500 кв. м срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий - 1 месяц, для осуществления архитектурно-строительного проектирования - 2 месяца, для строительства зданий и сооружений - 6 месяцев. В ходе проверки извещений о проведении аукционов в 2016 году установлено, что сроки действия договоров аренды рассчитываются арендодателем - администрацией г. Сочи в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами. В извещениях о проведении аукциона и в договорах аренды (пункты 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4) содержатся "особые условия заключения договора аренды", в соответствии с которыми на арендатора возлагается обязанность осуществить инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство зданий, сооружений в сроки, установленные приказом N 137/пр, то есть вдвое уменьшенный срок, по сравнению со сроком аренды. В пунктах 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 договоров аренды предусматриваются штрафные санкции за неисполнение арендатором сроков, указанных в пунктах 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 договоров. Поскольку законодательство не предусматривает подобные "особые условия", прокуратура, полагая, что действия департамента в данной части ущемляют права арендаторов, обратилась в управление для рассмотрения вопроса о наличии в указанных условиях договоров аренды признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Управление по итогам рассмотрения обращения прокуратуры на действия департамента при предоставлении земельных участков приняло решение от 18.01.2017 N 846/9 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении департамента.
Прокуратура, не согласившись с указанным решением управления, обратилась в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Пункт 9 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе (за исключением предоставления в собственность для ИЖС, личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства) договор заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта.
В соответствии с приказом N 137/пр такой срок определяется в зависимости от площади планируемых к размещению объектов. Максимальный срок установлен для комплекса зданий и составляет 54 месяца.
Суды установили, что в рамках подготовки аукционной документации департамент как уполномоченный орган по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в городе Сочи, устанавливает сроки договора аренды земельного участка исходя из срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений.
При этом суды исходили из того, что вышеуказанные нормы права предусматривают порядок определения срока договора аренды земельных участков для строительства зданий, сооружений путем увеличения в 2 раза срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, определенный в зависимости от площади объекта капитального строительства. Увеличение в 2 раза срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений приказом N 137/пр не предусмотрено и повлечет необоснованное увеличение срока в нарушение данного приказа.
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к выводу о том, что отсутствуют основания для увеличения в два раза срока, необходимого для выполнения арендатором инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, и приведения его к арифметическому равенству со сроком договора аренды; суды указали, что увеличение срока необходимого для выполнения арендатором инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий не предусматривается действующим законодательством и противоречит приказу N 137/пр.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности решения управления об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу N А32-8484/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.