г. Краснодар |
|
15 декабря 2017 г. |
Дело N А32-44647/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и ДорогинойТ.Н., при участии в судебном заседании от истца - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2326007446, ОГРН 1042314763930) - Филимоновой Е.В. (доверенность от 18.09.2017), в отсутствие в судебном заседании ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2311095016, ОГРН 1062311053310), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (правопреемник Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае) (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 08853 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2017 (судья Чёрный Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-44647/2016, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Кубаньсервис" (далее - общество) о взыскании 3 040 222 рублей субсидии в доход краевого бюджета.
Определением суда от 15.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае.
Решением суда от 13.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2017, департаменту отказано в удовлетворении иска.
Судебные акты мотивированы тем, что применение такой санкции как возврат бюджетных средств с учетом конкретных обстоятельств дела не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении искового требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что цели, на которые использованы обществом бюджетные средства, не имеют значение для рассмотрения спора по существу. Общество нарушило условия, установленные при предоставлении субсидий, поэтому соответствующие средства подлежат возврату в краевой бюджет. Факт принятия департаментом справки общества об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и отсутствие запроса в порядке межведомственного информационного взаимодействия не освобождает общество от ответственности за несоблюдение условий предоставления субсидий. Ссылается на отсутствие оснований отклонения судебными инстанциями доводов в отношении гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных обязательств со стороны общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в отзыве на жалобу поддерживает заявленные в ней доводы, просит отменить судебные акты, удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя департамента, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения заявлений на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с приказами от 18.12.2013 N 853 и 822 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис"" уполномоченный орган принял решение о предоставлении обществу средств субсидий (л. д. 19, 20 т. 1).
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и общество заключили договоры от 19.12.2013 N 52/13СЛ о предоставлении 445 768 рублей бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства, и от 19.12.2013 N 151/13С о предоставлении 2 599 577 рублей бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (л. д. 21 - 32 т. 1).
Субсидии в общем размере 3 040 222 рубля перечислены обществу 25.12.2013 платежными поручениями N 9208906 и 9208905 (л. д. 55, 56 т. 1).
По результатам проведенной в 2014 году Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае проверки целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012, 2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, на основании информации налогового органа, выявлено наличие у общества на 18.10.2013 задолженности по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (291 831 рубль) и пеням (13 535 рублей 57 копеек). На дату подачи заявлений на получение субсидий (28.10.2013) имелось 13 535 рублей 57 копеек задолженности по пеням (акт проверки от 04.06.2014) (л. д. 66 т.1).
В связи с выявлением нарушения получателем субсидий условий их предоставления департамент уведомил его 20.10.2016 о необходимости возврата в краевой бюджет предоставленной субсидии (л. д. 75 - 77 т. 1).
Неисполнение обществом требования о возврате субсидии послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с исковым заявлением.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что он устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кодексом установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 78 Кодекса, субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В том числе в силу пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ в том числе установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (действовали на момент предоставления субсидий).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы"" утверждены Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства и Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядки) (действовали на момент предоставления субсидий).
Пунктами 1.6.4 и 1.7.5 Порядков установлено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
В пунктах 2.2.1 Порядков перечислены документы, подлежащие представлению для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий.
Пунктом 2.2.2 Порядков установлено, что помимо документов, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядков, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в уполномоченных государственных органах в том числе информацию налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить документы и сведения, указанные в подпункте 2.2.2 пункта 2.2 Порядка, и иные документы по собственной инициативе (пункт 2.2.3 Порядков).
Представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства документы должны соответствовать следующим требованиям: справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней (пункт 2.2.4 Порядков).
Судебные инстанции установили, что в рамках дел N А32-39639/2014 и А32-39640/2014 (проверялась законность привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) выявлено представление обществом в уполномоченный орган при подаче заявок на предоставление субсидий недостоверных сведений об отсутствии у него задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Между тем, на 28.10.2013 (дату подачи заявлений о предоставлении субсидий) у общества имелось 13 535 рублей 57 копеек задолженности по пеням по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждено представленными налоговым органом сведениями.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, полученные субсидии в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 3.6 Порядков).
Судебные инстанции отметили, что в данном случае субсидии подлежали предоставлению при соблюдении требований об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
При обращении с заявлениями о предоставлении субсидий общество по собственной инициативе представило в числе обязательных документов справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по состоянию на 18.10.2013.
Между тем, пункт 2.2.2 Порядков предусматривает обязанность уполномоченного органа осуществить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в уполномоченных государственных органах запрос, в том числе информации налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган обязан был запросить и проверить достоверность представленной обществом справки налогового органа, что им сделано не было.
Представление субъектом малого и среднего предпринимательства таких справок не входит в обязательный перечень необходимых документов, установленных пунктом 2.2.1 Порядков, являющийся исчерпывающим, осуществляется им по собственной инициативе (пункт 2.2.3 Порядков).
Отметив, что целью долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" являлось создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края, развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, информационно-консультационная поддержка региональных действующих и потенциальных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг; реализация программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, оказание существенного воздействия на общее социально-экономическое развитие Краснодарского края и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, суд апелляционной инстанции отметил, что проводимые обществом мероприятия отвечают целям и задачам краевой целевой программы. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При этом общество уплатило задолженность по налоговым платежам на следующий день после подачи заявлений о предоставлении субсидий (указанное содержится в судебных актах по делам N А32-39639/2014 и А32-39640/2014).
Истец не представил в материалы дела какие-либо доказательства наличия у ответчика задолженности по налогам и сборам как на дату подачи заявок на выдачу субсидий.
Довод департамента о том, что факт принятия им справки общества об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и отсутствие запроса в порядке межведомственного информационного взаимодействия не освобождает общество от ответственности за несоблюдение условий предоставления субсидий, подлежит отклонению как в связи с отсутствием в материалах дела сведений о наличии недоимки на дачу подачи заявок на получения субсидий, так и не основанный на правильном применении норм права применительно к установленным судом фактическим обстоятельствам.
Исходя из пункта 2.3.1 Порядков уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. Департамент данную обязанность не выполнил.
С учетом изложенного ссылки судебных инстанций на уплату обществом недоимки на следующий после дня подачи заявки на получение субсидий день, отсутствие таковой при заключении соглашений о предоставлении субсидий, расходование субсидий получателем на цели, предусмотренные в соглашениях, что с учетом применительно к установленным им обстоятельствам признано судом чрезмерным для применения ответственности к получателю субсидий, в рассматриваемом случае являются обоснованными. Кассационная инстанция также учитывает отсутствие в материалах дела каких-либо сведений о наличии (отсутствии) у ответчика недоимки по налогам и сборам на дачу подачи заявок на получение субсидий. Довод жалобы о представлении обществом при получение заявок на получение субсидий недостоверных доказательств документально не подтвержден. В материалах дела отсутствуют документы (или их список), представленные претендентом на получение субсидий с целью их получения.
При таких обстоятельствах выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по делу N А32-44647/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.