г. Краснодар |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А32-14879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) - Бондаренко В.А. (доверенность от 30.12.2016), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) - Набережных Д.Э. (доверенность от 01.02.2017), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент" (ИНН 2310122059, ОГРН 1072310001940) - Шибинской В.С., (доверенность от 10.11.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-14879/2017, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене определения от 06.03.2017 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в отношении ООО "Европа Девелопмент".
Решением от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2017, суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Судебные акты мотивированы тем, что у административного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем, оспариваемое определение управления является незаконным.
В кассационной жалобе ООО "Европа Девелопмент" просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. ООО "Европа Девелопмент" указывает, что оспариваемое обществом определение административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие задолженность ООО "Европа Девелопмент" перед ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", вручения ООО "Европа Девелопмент" предупреждения от 19.01.2017 N 25-19.43.36/007, подписания акта об исполнении (не исполнении) мероприятий по ограничению или прекращению подачи газа от 31.01.2017 работниками ООО "Европа Девелопмент".
В отзыве на кассационную жалобу административный орган, полагая, что судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на основании договоров поставки газа от 22.10.2015 N 25-4-07868/16 и 19.10.2016 N 25-4-06970/17 осуществляло в адрес ООО "Европа Девелопмент" поставку газа горючего природного, статьями 5 которых стороны согласовали цену и порядок расчетов за поставляемый газ.
Как следует из представленного в материалы дела заявления общества от 21.02.2017 N 25-05-06/1017, общество в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Европа Девелопмент" обязательств по оплате за поставленный газ и образовавшейся по состоянию на 31.01.2017 задолженностью в размере 1 433 880 рублей 59 копеек, полагая, что в действиях ООО "Европа Девелопмент" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса, обратилось в управление с заявлением о проведении проверки по факту нарушения ООО "Европа-Девелопмент" порядка, установленного Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила). Согласно приложению к заявлению административному органу представлены копии договоров поставки, финансовое состояние потребителя газа, копия предупреждения от 19.01.2017 N 25-1943.36/007, копия Акта об исполнении (неисполнении) мероприятий по ограничению или прекращению подачи газа от 31.01.2017.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1245) утверждены Правила. Пунктом 3 постановления N 1245 установлено, что Правила распространяются на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу данного постановления.
Определением от 06.03.2017 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Европа Девелопмент" по части 7 статьи 9.22 Кодекса в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела, указав, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов" (далее - постановление N 139) при определении соответствия покупателей газа критерию, установленному изменениями, утвержденными постановлением N 139, не учитывается задолженность по оплате газа по обязательствам, срок исполнения которых наступил до дня вступления в силу постановления N 139. Ограничения введены по обязательствам, срок исполнения которых наступил до вступления в силу постановления N 139. Административный орган указал, что представленные обществом материалы оформлены с нарушением пункта 40.1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
Полагая, что определение управления от 06.03.2017 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о незаконности оспариваемого определения управления об отказе в возбуждении в отношении ООО "Европа Девелопмент" дела об административном правонарушении. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 Кодекса).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Учитывая, что Кодекс исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности в случае отсутствия события или состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса), судебные инстанции обоснованно исходили из того, что принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса должно быть мотивированным, требует в частности проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Согласно части 7 статьи 9.22 Кодекса нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) в отбора газа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей
В соответствии с пунктом "е" пункта 2 Правил основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 7 Правил полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
В силу пункта 8 Правил поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренным приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В нарушение части 5 статьи 28.1 Кодекса оспариваемое определение не содержит ссылок на обстоятельства, которые могли бы в соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса послужить основанием для отказа в возбуждении в отношении ООО "Европа Девелопмент" дела об административном правонарушении. Из оспариваемого определения не следует, что административным органом проводилась проверка сведений, указанных в заявлении общества от 21.02.2017 N 25-05-06/2017.
Суды, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу заявление общества от 21.02.2017 N 25-05-06/2017, договоры поставки газа от 22.10.2015 N 25-4-07868/16 и 19.10.2016 N 25-4-06970/17, предупреждение от 19.01.2017 N 25-1943.36/007, акт об исполнении (неисполнении) мероприятий по ограничению или прекращению подачи газа, оспариваемое определение управления от 06.03.2017, и установив, что оспариваемое определение административного органа не содержит ссылок на постановление N 1245, тогда как общество в подтверждение соблюдения требований постановления N 1245 приложило к заявлению от 21.02.2017 N 25-05-06/2017, направленному административному органу материалы, подтверждающие изложенные в заявлении доводы; сведения указанные в заявлении общества административный орган не проверял, сделали правильный вывод о том, что оспариваемое обществом определение управления от 06.03.2017 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А32-14879/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.