г. Краснодар |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А15-5878/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (ИНН 0562058619, ОГРН 1040502628330) и заинтересованного лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы по Республике Дагестан (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Цигельников И.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А15-5878/2016, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы по Республике Дагестан (далее - предприятие) 113 021 рубля 02 копеек обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2015 года.
Решением суда от 23.06.2017 требования удовлетворены на том основании, что отсутствие у предприятия утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2015 год является основанием для начисления платежей за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в пятикратном размере.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2017 решение суда от 23.06.2017 отменено, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на отсутствие вины в действиях предприятия, которое в установленный срок направило в управление проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2015 год и, не получив от управления отказ в его согласовании, добросовестно считало проект утвержденным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что направление предприятием в уполномоченный орган заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, само по себе не означает наличие оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ. Направленный обществом вместе с заявлением проект имел существенные недостатки, в связи с чем управление отказало предприятию в его согласовании, и этот отказ управления вручен руководителю предприятия лично.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие представило в управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2015 года, указав к уплате 60 088 рублей 36 копеек.
По данным управления, в реестре действующих документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение числится один документ от 03.11.2011 N 05/2011-0168-О, выданный автобазе предприятия, со сроком действия до 03.11.2016; по остальным подразделениям филиала предприятия утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение отсутствуют.
В этой связи управление произвело начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом пятикратного повышающего коэффициента, дополнительно начислив к уплате 116 832 рубля 32 копейки, и направило предприятию претензию от 22.04.2016 N 04-1321 об уплате начисленных платежей в месячный срок.
В связи с неисполнением предприятием изложенного в претензии требования в установленный в срок в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании с предприятия 113 021 рублей 02 копеек обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2015 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление управления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).
Порядок N 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Суды установили, что предприятие направило в управление заявление от 12.01.2015 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и, не получив отказ управления в утверждении представленного проекта, вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду без применения пятикратного повышающего коэффициента.
Исходя из того, что предприятие отрицает получение решения управления от 27.02.2015 N 10-312/1 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а управление утверждает, что направило это решение в адрес предприятия (и руководитель предприятия получил его лично), суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что ненадлежащее исполнение управлением обязанности по рассмотрению, утверждению или отказу в утверждении представленного предприятием проекта за 2015 год, не влечет для предприятия наступление негативных последствий в виде пятикратного увеличения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом суд апелляционной инстанции не учел, что законодатель установил повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за сам факт отсутствия разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, не установив при этом нормы, позволяющие учитывать отсутствие вины и иные обстоятельства. Данный пятикратный повышающий коэффициент устанавливает размер обязательного фискального платежа и не является мерой ответственности, а потому наличие (отсутствие) вины природопользователя в отсутствии у него соответствующего разрешения не имеет правового значения. Аналогичная правовая позиция высказана в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N ВАС-1050/11, от 05.04.2010 N ВАС-1928/10 и от 25.02.2010 N ВАС-1378/10.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворил требования управления в полном объеме, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса считает возможным отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.06.2017.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А15-5878/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.06.2017 по делу N А15-5878/2016 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.