г. Краснодар |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А25-761/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Санги Стиль"" (ИНН 2310033521, ОГРН 1022301606348) - Чучуковой Е.В. (доверенность от 23.01.2017), Журавковой Н.В. (доверенность от 01.01.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0917000450, ОГРН 1050900921235), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Санги Стиль"" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2017 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А25-761/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Санги Стиль"" (далее - общество) обратилось в Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании недействительными постановлений о назначении административного наказания от 07.03.2017 N 0193 и 0194 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 тыс. рублей штрафа по каждому постановлению.
Определениями Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.04.2017 заявления общества переданы на рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики заявления общества приняты к производству, возбуждены производства по делу N А25-759/2017, А25-761/2017.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2017 дела N А25-759/2017 и А25-761/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А25-761/2017.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017, признано незаконным и отменено постановление управления от 07.03.2017 N 0194. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнению к ней общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившиеся в ненадлежащем извещении проверяемого лица о начале проведении проверки.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Кодексом. Судебные акты в части признания незаконным постановления управления от 07.03.2017 N 0194 не обжалуются.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.01.2017 N 000207 управлением проведена плановая выездная проверка в отношении общества на предмет соответствия осуществляемой юридическим лицом деятельности, производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: г. Карачаевске, ул. Ленина, д. 23, обязательным требованиям.
По результатам проверки установлено, что общество осуществляло реализацию товаров (полиэтиленовые многоразовые пакеты "Banzai" в количестве 22 штуки по цене 10 рублей за единицу), не соответствующих требованиям статей 3, 6, 7, пункта 2 статьи 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769, а именно: на спорном товаре отсутствовали цифровое или буквенное обозначение материала, из которого изготовлены пакеты, пиктограммы и символы, указания назначения пакетов (на предмет возможности контакта с пищевой продукцией или парфюмерно-косметической продукцией), возможности утилизации (петля Мебиуса), единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, упаковочные ярлыки; реализацию товаров (лак для ногтей "Nail Holish" в количестве 132 штук по цене 24 рубля 70 копеек за штуку), не соответствующих требованиям статей 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, а именно: на лаке отсутствовали необходимые маркировки на лаке, полная, достоверная, наглядная, доступная информация о наименовании продукции, ее назначении, наименовании изготовителя и его местонахождения, сроках годности, дате изготовления, составе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 28.02.2017 N 000207/5, составления протоколов об административном правонарушении от 28.02.2017 N 000290, 000291 и вынесения постановлений от 07.03.2017 N 0193, 0194 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 200 тысяч рублей штрафа по каждому из постановлений.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями управления, обратилось в арбитражный суд с заявлениями.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса, образуют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных, соответственно, для изготовителя, продавца.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, 7 перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 данной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
На основании пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 данного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.08.2011 N 799 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности упаковки" (далее - ТР ТС 009/2011).
На основании пункта 9.1 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркирование парфюмерно- косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), тона продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).
Согласно пункту 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно- косметической продукции должна содержать следующую информацию: наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке; наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС; номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции; цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств); массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора; срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год); описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 данного технического регламента; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 данной статьи.
Согласно пункту 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011 списку ингредиентов должен предшествовать заголовок "Ингредиенты" или "Состав". Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Если в состав композиции входят ингредиенты (N 67 - 92), указанные в приложении 2, и их содержание превышает концентрацию 0,01% для смываемых продуктов, 0,001% для несмываемых продуктов, то они должны быть указаны в составе. Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова "нано" или "nano" в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI). Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех ингредиентов, концентрация которых более 1%. Красители могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями. На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: "может содержать" или знака (+/-).
В соответствии с пунктом 9.4 статьи 5 ТР ТС 009/2011 предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению.
Согласно пункту 9.5 статьи 5 ТР ТС 009/2011 предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация о парфюмерно- косметической продукции предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно- косметической продукции.
На основании статьи 7 ТР ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС (пункт 1). Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке (пункт 2). Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции (пункт 3).
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, оценив довода и возражения лиц участвующих в деле, суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения обществом требований ТР ТС 009/2011, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
Как установили судебные инстанции, в рамках административной проверки в магазине, расположенном по адресу: г. Карачаевске, ул. Ленина, д. 23, управлением выявлен факт реализации обществом товара (лак для ногтей "Nail Holish" в количестве 132 штук по цене 24 рубля 70 копеек за штуку) с нарушением требований статей 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей, статей 5, 7 ТР ТС 009/2011, а именно: на указанном товаре отсутствуют необходимая маркировка, полная, достоверная, наглядная и доступная информации о наименовании продукции, ее назначении, наименовании изготовителя и его местонахождения, сроках годности, дате изготовления, составе.
Суд исследовал представленный на обозрение в судебном заседании флакон спорного лака для ногтей и установил, что на данном товаре имеется только наклейка со штрих-кодом (т. 2, л. д. 101). Представитель общества продемонстрировал, что для получения информации о товаре потребителю необходимо отделить наклейку от поверхности флакона. На оборотной стороне наклейки мелким шрифтом указан состав лака, наименование изготовителя и его местонахождение, однако, отсутствуют сведения о назначении продукции, сроке годности, дате изготовления.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что спорная продукция не соответствует всем требованиям к составу сведений на маркировке парфюмерно-косметической продукции, установленным пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011, поскольку формальное присутствие неполных сведений на оборотной стороне наклейки, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет рядовому потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Таким образом, постановление управления от 07.03.2017 N 0193 является законным.
Довод общества о нарушении управлением процедуры привлечения ответственности в виде ненадлежащего извещения его о проведении проверки являлся предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен.
Как видно из материалов дела, управлением издано распоряжение от 27.01.2017 N 000207 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества в период с 02.02.2017 по 03.03.2017. Копия данного распоряжения вручена 30.01.2017 Нестеренко И.М. (управляющий магазином в г. Карачаевске, ул. Ленина, д. 23), действующей на основании доверенности от 01.01.2017 N 93/СС-17, т. е. за три рабочих дня до проведения проверки, что подтверждаются подписью Нестеренко И.М. на указанном распоряжении. Документального опровержения указанного обстоятельства не представлено, как и не представлено доказательство того, что в проверяемые период Нестеренко И.М. не являлась сотрудником общества, либо лишена полномочий действовать от имени общества. Кроме того, акт проверки от 28.02.2017 N 000207/5, протокол об административном правонарушении от 28.02.2017 N 000290 составлены с участием представителя общества Нестеренко И.М.. О назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 07.03.2017 на 10-00 в помещении управления по адресу г. Черкесск, пр. Ленина, д. 136, кабинет 22 руководителя на 3 этаже, Нестеренко И.М. также извещена под роспись в протоколе об административном правонарушении.
Довод обществом о том, что устное сообщение управлением обществу информации о проведении в отношении общества плановой проверки по номеру (861) 260-09-17 не может являться надлежащим уведомлением о планируемой проверке, поскольку указанный номер не принадлежит обществу, обоснованно отклонен, поскольку в распоряжении указаны иные телефонные номера, на которые управление передавало спорную информацию.
Иные доводы кассационной жалобы также не нашли своего документального подтверждения. Доводы жалобы со ссылкой на правовую оценку по иному делу, рассмотренному арбитражным судом, не принимаются судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в настоящем деле установлена иная совокупность доказательств.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2017 в обжалуемой части и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по делу N А25-761/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.