г. Краснодар |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А32-6054/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" (ИНН 2312159262, ОГРН 1092312001540) - Хомухи Е.С. (доверенность от 01.01.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Байбаковой Ж.В. (доверенность от 20.06.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-6054/2017, установил следующее.
ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления;
- возложить на территориальное управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 и направить в адрес общества проект договора аренды указанного земельного участка.
Решением от 20.06.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.08.2017, признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в нерассмотрении обращений общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1. На территориальное управление возложена обязанность рассмотреть в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обращение общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 и принять по нему решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы допущенным территориальным управлением бездействием, выразившемся в непринятии в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса решения по заявлению общества о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и апелляционное постановление в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт, которым отказать в заявлении в данной части. По мнению подателя жалобы, основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 отсутствуют, поскольку площадь испрашиваемого участка несоразмерна площади имущества общества, расположенного на данном участке. Территориальное управление не обладает полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков, площадь которых превышает 10 га. Площадь спорного участка составляет 13 га.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.07.2006 в результате реорганизации ОАО энергетики и электрификации Кубани в форме выделения (протокол от 13.01.2006 N 17) создано ОАО "Кубанская генерирующая компания".
Согласно условиям разделительного баланса (передаточного акта) от 13.01.2006 ОАО "Кубанская генерирующая компания" переданы следующие объекты: золоотвал с каналом, золоотводы (литер 8010) и золопроводы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0428016:1, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Почтовая, 82 - 126.
Названные объекты зарегистрированы ОАО "Кубанская генерирующая компания" 29.05.2008, как "Энергетический производственно-технологический комплекс Краснодарская ТЭЦ", что подтверждается свидетельством от 29.05.2008 серии 23-АД N 852401.
09 августа 2012 года ОАО "Кубанская генерирующая компания" направило территориальному управлению заявление N 01-316 о рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду земельного участка площадью 160 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0428016:1.
В ответ на заявление общества территориальное управление сообщило о необходимости устранения недостатков при обращении с заявлением.
В период с 2013 по 2015 годы, в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, проведены ряд реорганизаций заявителя, а именно 18.12.2013 общество реорганизовано путем выделения из ОАО "Кубанская генерирующая компания" ООО "Кубанская тепловая генерация", что подтверждается протоколом от 21.10.2013 N 1, 01.06.2015 ООО "Кубанская тепловая генерация" реорганизовано путем присоединения к обществу, что подтверждается протоколом от 22.01.2015 N 5.
29 января 2014 года общество представило в территориальное управление дополнительные материалы.
18 сентября 2015 года общество повторно обратилось в территориальное управление с заявлением о заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
30 ноября 2015 года территориальное управление сообщило, что, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка более 10 га (13 га), оно не имеет полномочий без поручения агентства распорядиться спорным участком.
Территориальное управление письмом от 26.09.2014 N 09/10478 направило в адрес агентства пакет документов для рассмотрения и направления поручения о возможности заключения договора аренды с обществом.
В письме от 21.12.2016 территориальное управление указало на необходимость представлении схемы расположения объектов недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке.
04 апреля 2017 года общество представило испрашиваемые документы.
Общество, полагая, что бездействие территориального управления по нерассмотрению вопроса о передаче участка в аренду не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Земельным кодексом определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Без проведения торгов договор аренды заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
В пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса закреплено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, судебные инстанции установили, что территориальное управление в нарушение порядка рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, установленного статьей 39.17 Земельного кодекса, не приняло процессуального решения в соответствии с требованиями частей 3 и 5 данной статьи. Общество, в свою очередь, представило все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, в связи с чем территориальному управлению надлежало принять решение в соответствии Земельным кодексом. Заключив об уклонении территориального управления от принятия законного и обоснованного решения по заявлению общества, суды правомерно признали незаконным бездействие уполномоченного органа и возложили на него обязанность рассмотреть заявление в соответствии положениями Земельного кодекса.
Довод подателя жалобы о том, что он не уполномочен на распоряжение земельными участками, площадь которых превышает 10 га, суд округа отклоняет.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказа от 17.01.2014 N 08, далее - Типовое положение), территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса, предусматривающие объем полномочий территориального управления как исполнительного органа государственной власти, возможности соглашения данного вопроса с центральным аппаратом агентства, опровергают доводы территориального управления об отсутствии у него необходимых полномочий. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Доводы территориального управления о том, что имеются основания препятствующие предоставлению обществу испрашиваемого земельного участка, не принимаются, поскольку в рассматриваемом деле оспаривается бездействие территориального управления по непринятию законного решения по заявлению общества. Обжалуемыми судебными актами на территориальное управление не возложена обязанность предоставить обществу испрашиваемый участок, а указанно на необходимость в соответствии с Земельном законодательством рассмотреть заявление и принять по нему законное решение.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 20.06.2017 и апелляционного постановления от 24.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 по делу N А32-6054/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.