г. Краснодар |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А32-38827/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Попурей Н.А. (доверенность от 20.06.2017), в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-38827/2016, установил следующее.
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба), изложенного в сообщении от 11.08.2016 N 14-473/26037, в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0309037:402, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 57/4; возложении на регистрационную службу обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ нарушает права собственника (Российской Федерации), противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также положениям Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Решением от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отказ регистрационной службы соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя, поскольку обусловлен непредставлением правоустанавливающего документа на регистрируемый объект недвижимости.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что управление на государственную регистрацию представило копию государственного акта на право пользования землей от 10.11.1985 серии А-1 N 247823. Регистрационная служба обязана осуществить проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Сведения о государственном акте хранятся в государственном фонде данных. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.11.2006 N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства"" ведение государственного фонда данных осуществляется регистрационной службой. Информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. У регистрационной службы имелась возможность осуществить проверку копий правоустанавливающих документов, представленных на регистрацию.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы. Регистрационная служба отзыв на кассационную жалобу не направила, явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечила, извещена на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство по кассационной жалобе проведено согласно статье 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в жалобе, выслушав представителя заявителя по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 01.04.2016 управление обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0309037:402, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Воронежская, 57/4, приложив следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка от 28.03.2016 N 2343/12/16-390207, государственный акт на право пользования землей от 10.11.1985 серии А-1 N 247823, постановление главы администрации Краснодарского края от 07.06.1993 N 206 "О перечне сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений края, реорганизация и приватизация которых проводится по "особым условиям" постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса"", справку Фонда государственного имущества Краснодарского края от 26.04.2013 N 10-291 (т. 1, л. д. 43).
Уведомлением от 14.04.2016 N 23/001/055/2016-857 государственная регистрация приостанавливалась на срок с 11.04.2016 до 11.05.2016, со ссылкой на непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок, расположенный по адресу:
г. Краснодар, ул. Воронежская, 57/4, заверенного надлежащим образом (л. д. 41, 42).
По заявлению управления (запись от 05.05.2016 N 23/001/055/2016-1192) срок приостановления государственной регистрации продлевался до трех месяцев.
Решением регистрационной службы, изложенным в сообщении от 11.08.2016 N 14-473/26037, в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0309037:402 отказано ввиду неустранения причин, препятствующих проведению регистрации (л. д. 6 - 8).
Считая данный отказ не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права Российской Федерации, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (возникновения, прекращения) закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, содержащего основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (пункт 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации 30.06.2006 утвержден перечень N 404, пунктом 1 которого заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, должно содержать указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ закреплено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с приведенным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав определены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
Мотивом к отказу в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0309037:402 послужило не представление заявителем правоустанавливающего документа на спорный земельный участок, заверенного надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством, последующее не устранение в установленный регистрационной службой срок причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
Исследование и оценка представленных в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательств (статья 71 Кодекса) позволили судам признать правомерным оспариваемое решение регистрационной службы, изложенное в сообщении от 11.08.2016 N 14-473/26037, об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0309037:402, поскольку заявитель не представил на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 57/4, заверенный надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством.
Несогласие управления с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены судом кассационной инстанции состоявшихся по делу судебных актов.
Как верно отметили судебные инстанции, заявитель не лишен возможности повторно обратиться за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок, представив все необходимые документы, включая надлежащим образом заверенный правоустанавливающий документ.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 27.03.2017 и апелляционного постановления от 03.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А32-38827/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.