г. Краснодар |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А32-34142/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С. при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603) - Коновалова В.В. (доверенность от 07.11.2017), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-34142/2016, установил следующее.
Акционерное общество производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным изложенного в письме от 02.06.2016 N 202-9909/16-05.2 решения об отказе в согласовании передачи в залог государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - банк) права аренды по договору от 17.09.2009 N 3-ИНВ как противоречащего административному регламенту предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119, о понуждении министерства к направлению обществу решения о даче соответствующего согласия.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017, в удовлетворении заявления отказано. Суды признали передачу в залог права аренды по договору, заключенному в порядке реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, недопустимой и не соответствующей задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а также целям предоставления государственных льгот при заключении договоров аренды лесных участков.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу в залог права аренды по договору, заключенному в порядке реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов. Отказ министерства противоречит административному регламенту и нормам земельного законодательства. Залогом права аренды не ухудшаются условия использования предоставленного по соответствующему договору имущества.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по договору от 17.09.2009 N 3-ИНВ в редакции дополнительных соглашений от 30.05.2012, 19.02.2016 общество арендует лесные участки общей площадью 51 284,85 га с кадастровыми номерами 23:33:0000000:3602, 23:41:0707001:29, 23:41:0707002:12, 23:33:0000000:3604, 23:00:0000000:1003. Договор от 17.09.2009 N 3-ИНВ заключен в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 N 1209 "Об утверждении заявки закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края, представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (пункт 1.1). Арендатору предоставлено право на передачу права аренды в залог с согласия арендодателя (пункт 3.3.4). В перечнях объектов аренды значатся расположенные на территории Апшеронского лесничества памятники природы, заказники (приложения N 7, 8).
Общество обратилось в министерство с заявлением от 06.05.2016 об оказании государственной услуги по согласованию передачи банку в залог права аренды лесных участков по договору от 17.09.2009 N 3-ИНВ. Письмом от 02.06.2016 N 202-9909/16-05.2 министерство известило заявителя о принятом решении об отказе в таком согласовании ввиду того, что залог права аренды лесных участков повлечет нарушение требований гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Арендатор, в силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), вправе с согласия арендодателя отдавать арендные права в залог, если иное не установлено законами или иными правовыми актами.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор, в силу пунктов 5, 9 статьи 22 земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), вправе в пределах срока договора аренды отдать соответствующие арендные права в залог третьему лицу, если иное не установлено федеральными законами,.
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются нормами Гражданского и Земельного кодексов, если иное не установлено Лесным кодексом и (или) другими федеральными законами (часть 2 статьи 3).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, определенные Гражданским и Земельным кодексами, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 4 статьи 71). Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 74). Исключением из названного правила является заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (пункт 2 части 3 статьи 74).
Административным регламентом предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119, определены порядок подготовки документов, сроки и последовательность действий, необходимых для выдачи лицам, использующим лесные участки на основании действующего договора аренды (арендатор) согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами. В предоставлении названной государственной услуги может быть отказано в случае, если совершение сделки с арендованным лесным участком или обязательственными правами повлечет нарушение требований гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования, а также прав граждан в области охраны окружающей среды (пункт 10 раздела 2).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 83-КГ15-16 сформулирована правовая позиция, согласно которой передача прав по договору аренды лесных участков, заключенному в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего лесного законодательства не предусмотрена. В апелляционном определении от 15.06.2017 N 2-АПГ17-7 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что отношения, связанные с получением согласия на сделки с арендованными лесными участками, регламентируются правилами статей 71 - 74 Лесного кодекса, устанавливающими особенности предоставления в аренду лесных участков.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции заключили о следующем. Министерство является органом, уполномоченным на согласование передачи в залог права аренды лесных участков. Поскольку договор от 17.09.2009 N 3-ИНВ заключен без проведения торгов в порядке реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а являющиеся объектами аренды лесные участки включают в себя, в том числе памятники природы и заказники, передача права аренды в залог банку будет противоречить назначению названных природных территорий, имеющих особое значение для сохранения (восстановления) природных комплексов или их компонентов, поддержания экологического баланса, и повлечет нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды (статьи 2, 22, 24, 25, 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 27, 94, 95, 97 Земельного кодекса). Общество приобрело право аренды лесных участков на льготных условиях, арендная плата рассчитана с применением понижающего коэффициента, поэтому согласование передачи банку права аренды в залог на таких условиях не будет соответствовать требованиям лесного законодательства, способствовать устойчивому и рациональному лесопользованию, а также соответствовать целям предоставления государством льгот при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А32-34142/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции заключили о следующем. Министерство является органом, уполномоченным на согласование передачи в залог права аренды лесных участков. Поскольку договор от 17.09.2009 N 3-ИНВ заключен без проведения торгов в порядке реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а являющиеся объектами аренды лесные участки включают в себя, в том числе памятники природы и заказники, передача права аренды в залог банку будет противоречить назначению названных природных территорий, имеющих особое значение для сохранения (восстановления) природных комплексов или их компонентов, поддержания экологического баланса, и повлечет нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды (статьи 2, 22, 24, 25, 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 27, 94, 95, 97 Земельного кодекса). Общество приобрело право аренды лесных участков на льготных условиях, арендная плата рассчитана с применением понижающего коэффициента, поэтому согласование передачи банку права аренды в залог на таких условиях не будет соответствовать требованиям лесного законодательства, способствовать устойчивому и рациональному лесопользованию, а также соответствовать целям предоставления государством льгот при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2018 г. N Ф08-8497/17 по делу N А32-34142/2016