г. Краснодар |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А20-661/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии от истца - акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738) - Соколова Д.Н. (доверенность от 30.05.2017), в отсутствие ответчика - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (ИНН 0725015371, ОГРН 1140725002440), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2017 (судья Маирова А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А20-661/2017, установил следующее.
АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (далее - комитет) о взыскании 10 854 тыс. рублей задолженности по договору от 27.07.2015 N 124-15/Ф (СКАВ).
Решением от 20.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2017, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что перевозчиком нарушены требования части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также пункты 1.2, 3.6 и 8.1 договора от 27.07.2015 N 124-15/Ф (СКАВ), предусматривающие письменное согласование изменений и дополнений существенных условий договора.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, назначение иных поездов, не предусмотренных условиями договора, общество производит самостоятельно без согласования с ответчиком. Дополнительный поезд N 596/595 в расчет задолженности за декабрь 2015 года перевозчиком не включен и не является предметом взыскания в судебном порядке. Требования истца предъявлены ответчику за спорный период по согласованному сторонами поезду N 61/62, который предусмотрен условиями договора.
В отзыве комитет отклонил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 27.07.2015 общество (перевозчик) и комитет заключили договор N 124-15/Ф (СКАВ) об обеспечении транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики на 2015 год, по условиям которого перевозчик обязуется обеспечить перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в поездах формирования перевозчика по согласованным сторонами маршрутам (далее - услуги), а комитет - в порядке и на условиях, предусмотренных договором, предоставить перевозчику компенсацию на возмещение ему недополученных доходов в связи с осуществлением перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года (далее - компенсация). В пункте 1.2 договора указано, что номера поездов, маршруты их следования, схемы поездов, технические требования к вагонам поездов, уровень населенности поезда, обеспечивающий рентабельность перевозки (далее - размер экономически обоснованной населенности поездов) и иные существенные условия перевозки определяются в приложении N 1 к договору. Пунктом 2.1.6 договора предусмотрено, что перевозчик обязуется, в частности, ежемесячно не позднее 20 числа представлять комитету отчет о недополученных доходах перевозчика по форме согласно приложению N 2 к договору (далее - отчет) и счет на оплату компенсации. Оплата за оказанные услуги осуществляется на основании отчета перевозчика (пункт 3.1 договора). В соответствии с пунктом 2.2.2 договора комитет проверяет полноту и правильность оформления отчета, в 10-дневный срок со дня получения отчета производит оплату компенсации перевозчику. В случае выявления неточностей, в том числе ошибок в расчетах, комитет возвращает отчет перевозчику с указанием причин возврата для устранения неточностей или нарушений. В силу пункта 2.2.4. договора комитет оплачивает компенсацию в течение 10 банковских дней со дня получения уточненного отчета перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.2 договора объем недополученных доходов перевозчика определяется как разность между доходами, которые перевозчик мог получить в случае осуществления перевозки на всем пути следования поезда по тарифам, установленным в приложении N 3 к договору, при населенности поездов в размере, указанном в приложении N 1 к договору, и доходами перевозчика, полученными при фактической населенности поездов с учетом компенсации из федерального бюджета. Пунктом 3.6 договора установлено, что в периоды увеличения пассажиропотока схема поезда может быть увеличена до максимально допускаемой длины (17 вагонов) по запросу одной из сторон по взаимному согласованию. Срок согласования такого запроса или предоставления мотивированного отказа не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней. Расчеты при этом производятся исходя из фактической составности и населенности поезда. Все изменения и дополнения к договору оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 8.1 договора).
31 декабря 2015 года дополнительным соглашением N 124-15/Ф (СКАВ) изменены сроки выполнения обязательств перевозчика по договору - с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Стороны до декабря 2015 года исполняли договор. Истец направил ответчику отчет за декабрь 2015 года о работе поезда N 61/62 с начислением компенсации за недополученные доходы.
По результатам рассмотрения отчета комитет в письме от 24.02.2016 N 36-03/365 указал на то, что не согласовывает сумму выпадающих доходов перевозчика, так как компенсация рассчитана без учета количества пассажиров, перевезенных на дополнительном поезде, курсировавшем в декабре 2015 года, в связи с чем предложил обществу произвести перерасчет суммы с учетом пассажиропотока и предоставить уточненную информацию.
В письме от 22.03.2016 общество указало на необоснованность замечаний, поскольку, назначение дополнительного пассажирского поезда N 596/595 сообщением Новороссийск - Москва - Нальчик не повлияло на объем перевезенных пассажиров поездом N 62 Москва - Нальчик, в связи с чем просило рассмотреть и подписать ранее направленные отчеты.
Впоследствии общество неоднократно направляло письма комитету с просьбой подписать отчеты, однако комитет отчеты не подписал по причине непредоставления обществом отчета с учетом полученных доходов от поезда N 595.
04 августа 2016 года истец направил ответчику претензионное требование N 7879/ФПКФ С-Кав о выплате денежной компенсации в соответствии с условиями договора, которое оставлено комитетом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Судами установлено, что в связи с отсутствием в республиканском бюджете лимитов на указанные цели в 2015 году задолженность ответчика перед истцом по спорному договору по состоянию на 31.12.2016 составила 64 960 тыс. рублей, это подтверждается актом сверки задолженности по договору. В марте 2016 года между сторонами, а также Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики утвержден график погашения задолженности перед ответчиком на 2016 - 2018 годы. В указанную сумму не включена задолженность за декабрь 2015 года, поскольку отчет перевозчика за указанный период не принят комитетом. Как указано выше, отклоняя отчет, комитет указал, что сумма компенсации за декабрь 2015 года рассчитана без учета пассажиров (и полученного дохода), перевезенных на дополнительном поезде N 595, курсировавшем 26, 27 и 29 декабря 2015 года. В декабре поезд N 61/62 курсировал средним составом 5 вагонов. Использование вместимости на всем маршруте следования составило 59,2%. Поезд N 595 назначался 3 раза в связи с дефицитом свободных мест в поезде N 62 в направлении из Москвы (использование вместимости в указанные даты составило 84,9%, 86,5% и 91,4% соответственно). Поезд N 595 курсировал составом 14 - 15 вагонов с использованием вместимости на всем маршруте порядка 70,2%.
Судебные инстанции исследовали представленные доказательства и с учетом условий заключенного сторонами договора пришли к выводу о том, что действия комитета по непринятию представленного обществом отчета за декабрь 2015 года в отношении поезда N 61/62 соответствуют положениям договора, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суды отметили, что в соответствии с пунктом 3.6 договора в периоды увеличения пассажиропотока схема поезда может быть увеличена до максимально допускаемой длины (17 вагонов) по запросу одной из сторон по взаимному согласованию, однако спорный поезд не согласован, тогда как он договором не предусмотрен.
Из письма перевозчика от 02.11.2016 N 11901 следует, что назначение дополнительных поездов, в том числе N 595, общество производило самостоятельно без согласования с ответчиком.
Комитет правомерно указал на то, что в расчете компенсации за декабрь 2015 года истец не учитывает доходы, полученные в результате назначения дополнительного поезда N 595. Если бы перевозчик не назначил дополнительный поезд на спорном маршруте, а увеличил схему поезда N 61/62 в соответствии с пунктом 3.6 договора до максимально допускаемой длины (17 вагонов), то использование вместимости поезда N 61/62 при перевозках 26, 27 и 29 декабря 2015 года составило бы 100% и возмещение потерь в указанные даты по поезду N 61/62 с учетом условий договора не потребовалось бы.
Таким образом, комитет обоснованно не принял направленный истцом отчет по поезду N 61/62 за декабрь 2015 года.
При изложенных обстоятельствах суды правильно отказали в иске.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу N А20-661/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.