г. Краснодар |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А32-25744/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хубуа Н.В. (доверенность от 19.12.2016), от ответчика - акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377535) - Сафроновой Д.Е. (доверенность от 22.03.2017), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новорослесэкспорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2017 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Новик В.Л.) по делу N А32-25744/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Новорослесэкспорт" (далее - общество) о взыскании 374 227 рублей 56 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (уточненные требования).
Решением от 30.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2017, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что акты общей формы составлены истцом без учета технологического времени на выгрузку вагонов, установленного договором от 20.08.2010 N 157/7 и пунктом 2.3 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" (далее - приказ N 127-т/1). В договоре от 20.08.2010 N 157/7 установлено иное время, что допускается пунктом 2.3 приказа N 127-т/1. Акт общей формы на задержку вагонов должен оформляться на вагоны, находящиеся на месте выгрузки, время пребывания которых превысило технологическое. При этом акт должен составляться с момента окончания технологического времени. В нарушение пункта 2.3 приказа N 127-т/1, а также пункта 8 договора от 20.08.2010 N 157/7 и пункта 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железная дорога составляла акты общей формы не по истечении 2-х часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, а с момента прибытия грузовых составов на путь общего пользования, что отражено к подробном контррасчете общества, не исследованного судом. Проведенный ответчиком анализ актов общей формы указывает не только на данное нарушение, но и иные нарушения.
В отзыве железная дорога отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 20.08.2010 N 157/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с пунктом 1 договора подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владельца осуществляется локомотивом перевозчика. Пунктом 11 договора предусмотрены технологические нормы на грузовые операции с разделением по родам груза и погрузочно-разгрузочному пути (максимальный срок, предусмотренный договором, установлен для грузов в мешках на погрузочно-разгрузочном пути N 1 - технологическая норма 2 часа). Подпунктом "в" пункта 14 договора установлена обязанность владельца уплачивать перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. В силу пункта 16.7 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава и с Тарифным руководством N 2. Срок действия договора - с 01.09.2010 по 01.09.2015.
С 20.07.2015 по 28.08.2015 на железнодорожных путях общего пользования станции Новороссийск в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования простаивали вагоны общества, прибывшие в его адрес и ожидающие подачу под выгрузку (погрузку), в подтверждение чему составлены акты общей формы.
В актах общей формы в качестве причины простоя вагонов указано на занятость мест выгрузки. Некоторые акты подписаны обществом с возражениями.
Факт занятости мест погрузки (выгрузки) на путях необщего пользования, помимо актов общей формы, подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов, согласно которым на дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях ответчика и препятствовали подаче спорных.
За время задержки вагонов в указанный период железная дорога по актам общей формы начислила обществу 514 517 рублей 76 копеек платы.
В связи с неисполнением обществом обязательств по уплате задолженности железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
В процессе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец уточнил сумму исковых требований, которая составила 374 227 рублей 56 копеек
Возражая против уточненных исковых требований, ответчик представил контррасчет, согласно которому плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции назначения Новороссийск составляет 53 684 рубля 10 копеек.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Суды, полагая, что представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами N 45 и являются надлежащими доказательствами факта простоя спорных вагонов, которые находились на пути общего пользования по причинам, зависящим от общества, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 374 227 рублей 56 копеек платы.
Довод общества о том, что истец при начислении платы за пользование путями общего пользования вагонами из-за невозможности их подачи под погрузку (выгрузку) должен учитывать технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов, предусмотренные договором, суд апелляционной инстанции отклонил, обоснованно указав на то, что технологические нормы установлены договором для нахождении вагонов на путях необщего пользования, в случае нарушения которых владелец путей вносит плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, сверх технологической нормы, установленной договором на эксплуатацию пути необщего пользования. Однако истец предъявил требования о взыскании платы не за пользование вагонами, а за нахождение вагонов на путях общего пользования, предшествующее их подаче на пути необщего пользования. В связи с этим исчисление соответствующего времени производится по правилам части 13 статьи 39 Устава, не ставящего его в зависимость от технологических норм.
Довод общества о неправильном указании в актах общей формы времени начала и окончания задержки вагонов отклонен судами. Суды мотивировали это тем, что акты открыты через два часа с момента прибытия вагонов на станцию выгрузки, в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, время подачи уведомления о готовности к подаче вагонов соответствует времени прибытия. Ответчик подтверждает факт его уведомления о прибытии и готовности вагонов к подаче. Договором на эксплуатацию путей необщего пользования, заключенным между истцом и ответчиком, плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров иное оплачиваемое время не установлено. Таким образом, оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления железной дорогой в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче. Обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы. В актах общей формы указана причина задержки вагонов на пути общего пользования - несвоевременный прием вагонов на подъездной путь из-за занятости путей под погрузкой, выгрузкой ранее поданными вагонами. Ответчик после выгрузки прибывших в его адрес вагонов предоставляет свои пути необщего пользования другим грузоотправителям для дальнейшей их погрузки. При этом истец не должен нести бремя содержания прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче вагонов на своих путях. Общество не выполнило обязательства по приему груза, в результате чего спорные вагоны простаивали на путях общего пользования. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих отсутствие его вины.
Вместе с тем суды не учли следующего.
После уточнения железной дорогой исковых требований ответчик представил подробный контррасчет на уточненные требования, из которого следует признание исковых требований на сумму 53 684 рубля 10 копеек. К контррасчету приложены табличные пояснения (ответчик именовал их отчетами к актам общей формы к каждому акту общей формы; том 6 дела). В данных пояснениях ответчик указывает время прибытия вагонов, время уведомления и время начала расчета оплачиваемого времени, которое зачастую указывалось истцом по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов на станцию Новороссийск, а не с момента уведомления ответчика о прибытии вагонов. Сведения, отраженные в пояснениях, существенно отличаются от сведений, приведенных истцом в уточненном расчете исковых требований, а последние не соответствуют актам общей формы. Так, например, при выборочном анализе контррасчета ответчика судом кассационной инстанции выявлено следующее. В пояснениях ответчика по акту общей формы N 4/2873 (т. 6, л. д. 33) указано, что по акту на 18 вагонов начисляется плата с 30.07.2015 с 18 часов 30 минут по 20 часов 20 минут 30.07.2015 (в расчете истца - т. 5, л. д. 167), тогда как вагоны прибыли на станцию Новороссийск только 31.07.2015 в 16 часов 27 минут. При этом сведения, отраженные в акте общей формы (т. 1, л. д. 58), не соответствуют сведениям, указанным истцом в расчете. Аналогичные расхождения в отношении 20 вагонов, на которые составлен акт общей формы N 4/2876 (т. 1, л. д. 59) и в нем в отношении разных вагонов указано разное время начала задержки вагонов, в том числе с 01.08.2015, а в расчете истца в отношении всех вагонов указано начало задержки с 31.07.2015 с 20 часов 40 минут (т. 5, л. д. 167), а ответчик указал в пояснениях на составление акта с момента прибытия вагонов, а не момента уведомления, при этом привел иные данные (т. 6, л. д. 36) и т. д. Также общество в пояснениях к актам отмечает случаи, когда начало задержки железная дорога исчисляет в отношении еще не расформированного состава, тогда как статья 39 Устава предусматривает, что оплачиваемое время исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком не только о самом по себе прибытии грузов, порожних грузовых вагонов, но одновременно о готовности их к подаче клиенту.
В нарушение требований статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не оценили указанные доводы общества и представленный им контррасчет, не проверили надлежащим образом правильность расчета исковых требований.
Поскольку выводы судов обеих инстанций не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные нарушения и принять решение в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу N А32-25744/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.