г. Краснодар |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А53-11256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖКХ-4"" Клинцова Н.О., заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2017 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-11256/2017, установил следующее.
Конкурсный управляющий ООО "Управляющая организация "ЖКХ-4"" Клинцов Н.О. (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - учреждение) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, оформленных письмом от 12.04.2017 N 17-24-исх/04829, и обязании устранить нарушения.
Решением суда от 19.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что получение информации о недвижимом имуществе является необходимым условием для надлежащего выполнения конкурсным управляющим возложенных на него публично-правовых обязанностей.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права. Кроме того, апелляционный суд сделал неправомерный вывод о том, что к форме заявления не предусмотрено представление дополнительных документов, поскольку пункт 43 приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" предусматривает приложение к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа документов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.12.2016 ООО "Управляющая организация "ЖКХ-4"" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Клинцов Н.О. (дело N А53-8276/2016).
Конкурсный управляющий в соответствии с возложенными на него полномочиями направил запрос от 04.04.2017 исх. N 4 в межрайонный отдел учреждения с просьбой предоставить выписку из единого государственного реестра о зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении собственника квартиры (контрагента), имеющего задолженность перед должником по коммунальным платежам. Данные сведения необходимы конкурсному управляющему с целью подачи заявлений в суд о взыскании дебиторской задолженности в пользу должника. Межрайонный отдел учреждения письмом от 12.04.2017 N 17-24-исх/04829 отказал конкурсному управляющему в бесплатном предоставлении необходимых сведений.
Конкурсный управляющий, не согласившись с отказом учреждения, обратился в суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Согласно пункту 8 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только ограниченному кругу лиц, к которым, в частности, относится арбитражный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временная администрация финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Законом о банкротстве.
Из статьи 63 Закона о регистрации следует, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Законом о банкротстве.
Таким образом, и нормы Закона о регистрации и нормы Закона о банкротстве предусматривают бесплатное предоставление арбитражному управляющему сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество должника и сделках с ним.
В письме учреждения от 12.04.2017 N 17-24-исх/04829 указано, что в соответствии со статьей 63 Закона о регистрации, приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 N 267 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" и приказом Минэкономразвития от 10.05.2010 N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, взимается плата.
Поскольку отказ учреждения представить документы исключительно по мотиву отсутствия оплаты противоречит требованиям пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве и статьи 63 Закона о регистрации, он обоснованно признан несоответствующим закону.
В связи с этим суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии вывода апелляционного суда о том, что к форме заявления не предусмотрено представление дополнительных документов, требованиям пункта 43 приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", который предусматривает приложение к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа документов, отклоняется окружным судом. Из письма учреждения от 12.04.2017 N 17-24-исх/04829 не следует, что конкурсному управляющему отказано в предоставлении сведений по причине не приложения к запросу каких-либо документов. В указанном письме есть только отсылка к положениям законодательства, предусматривающим предоставление платы за предоставление требуемых сведений.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть приняты во внимание, как противоречащие совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных судами, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, переоценка которых в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А53-11256/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.