г. Краснодар |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А32-23827/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трифоновой А.С., при участии от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Журавлева Ю.С. (доверенность от 07.11.2017), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Лавренова К.В. (доверенность от 21.12.2017), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-23827/2017, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32 (кадастровый номер 23:49:0123015:1022), в нежилое здание, а также о возложении на администрацию города Сочи (далее - администрация) в лице департамента обязанности осуществить действия по переводу жилого дома с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017, требования учреждения удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32 (кадастровый номер 23:49:0123015:1022) в нежилое здание; на администрацию в лице департамента возложена обязанность осуществить действия по переводу жилого дома в нежилое здание. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что учреждение предоставило в уполномоченный орган местного самоуправления все документы, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс). Необходимость проведения переустройства и (или) перепланировки переводимого здания в данном случае отсутствует.
В кассационной жалобе администрация и департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просят отменить решение от 30.08.2017 и постановление от 02.11.2017, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения. Податели жалобы указывают, что заявителем не соблюден порядок согласования перепланировки. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявитель не представил, что влечет отказ в удовлетворении требований учреждения.
В отзывах учреждение и министерство указали на отсутствие оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Заседание арбитражного суда округа проводилось с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В судебном заседании представители учреждения и министерства указали, что обжалуемые судебные акты основаны на представленных в дело доказательствах и не противоречат нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей заявителя и министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, жилой дом с цокольным этажом и верандами площадью 189,4 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передан на праве оперативного управления учреждению (л. д. 62, 63).
Учреждение обратилось в администрацию с заявлением о переводе данного жилого дома в нежилое здание.
В письме от 13.03.2017 N 5360/и95-16 департамент отказал заявителю в переводе жилого дома в нежилое здание ввиду отсутствия полномочий для принятия решения (л. д. 26, 27). Департамент сообщил, что решением Центрального районного суда г. Сочи от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29.09.2016, частично удовлетворены требования прокурора г. Сочи о признании недействительным раздела 5 Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 27.06.2013 N 1366.
Учреждение, полагая, что отказ департамента не основан на нормах действующего законодательства, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Статья 23 Жилищного кодекса регламентирует порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В силу части 1 названной статьи перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса определяет, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 4 статьи 23 Жилищного кодекса решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с этой статьей возложена на заявителя.
Часть 5 статьи 23 Жилищного кодекса устанавливает, что орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 данной статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
В силу части 6 статьи 23 Жилищного кодекса в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 данной статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Согласно статье 24 Жилищного кодекса отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 этого Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса установили, что учреждение предоставило в уполномоченный орган все предусмотренные Жилищным кодексом документы, требуемые для принятия решения о переводе жилого дома в нежилое здание. Поскольку жилой дом не заселен, переустройство и (или) перепланировка не требуются, суды пришли к верному выводу об отсутствии названных в части 1 статьи 24 Жилищного кодекса условий для отказа в переводе принадлежащего заявителю жилого дома в нежилое здание. Выводы судебных инстанций не противоречат решению Центрального районного суда г. Сочи от 20.05.2016 по делу N 2а-2871/16 (л. д. 45 - 53).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требования учреждения (части 2 и 4 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы администрации и департамента следует отклонить. Представленные в материалы дела доказательства, в том числе техническая и кадастровая документация (л. д. 29 - 43), свидетельствуют об отсутствии необходимости осуществления переустройства и (или) перепланировки переводимого здания для обеспечения его использования в качестве нежилого, что исключает обоснованность требования о предоставлении проекта переустройства и (или) перепланировки. Состав представленных учреждением документов соответствовал части 2 статьи 23 Жилищного кодекса. Довод подателей жалобы о необходимости представления иных документов не основан на содержании части 3 статьи 23 Жилищного кодекса.
Основания для отмены решения от 30.08.2017 и постановления от 02.11.2017 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, которые полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, суд округа не установил.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация и департамент освобождены от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 по делу N А32-23827/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.